УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 109 відвідувачів

Теги
вибори Патріарх Алексій II Католицька Церква педагогіка Вселенський Патріархат забобони монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія церква та політика Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков милосердя українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Києво-Печерська Лавра Голодомор Священний Синод УПЦ Церква і влада Ющенко Доброчинність конфлікти діаспора секти комуністи та Церква УПЦ КП краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис постать у Церкві церква і суспільство шляхи єднання церковна журналістика Археологія та реставрація Церква і політика розкол в Україні молодь Мазепа Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД: Все мы хотим быть свободными. Только от чего?

  01 вересня 2008


Анастасия Бондарук

Как-то в одной из книг модного философа-буддиста прочла, что идея Бога, религия и священники делают человека зависимым, не дают ему развиваться в соответствии со своими инстинктами и лишают жизненной энергии. В свою очередь, буддизм делает людей свободными, абсолютно независимыми.

Буддизм, по сути, атеистическая религия, так как Будда отказывался признать бытие Божие. При этом, как следствие, не считал человека образом Вседержителя. Больше поражает тот факт, что миф об абсолютной независимости, который так активно предлагают различные восточные духовные школы, очень прижился на постсоветском пространстве, иногда находя понимание и в православном сознании. Что же такое независимость и кто на самом деле является независимым?

С точки зрения Буддизма...

Отрицая существование Бога, Будда, хоть и признавал в человеке инстинктивное желание жить на земле и после смерти, но считал это желание греховным. Как, впрочем, и стремление к семейной жизни. И все эти грехи должны были быть, по его мнению, абсолютно искоренены, вместе со всеми желаниями в принципе. «Я называю брахманом того, кто не имеет никаких пожеланий ни к настоящему миру, ни к будущему» (Дхаммапада). И хотя в Буддизме есть свои этические нормы, в то же время в них не содержится никакой идеи морального обязательства. Ведь обязанность предполагает существование высшего авторитета, перед лицом которого мы либо выполняем обязательство, либо нет. Буддизм же отвергает авторитеты. А весь нравственный закон Будды носит характер не повеления, а рекомендаций, которые лучше выполнять, так как они целесообразны. И сам Будда в своих трудах подробно объясняет почему.

Независимость, к которой призывает буддизм, есть независимость от Бога, Евангелия и Предания, желания спастись и пребывать с Творцом в жизни вечной и свобода от любых авторитетов. В общем, от всего, что составляет суть и основу христианской жизни.

И все же, и христиане стремятся к независимости. Только к какой? В чем человек зависит от Бога?

Кто абсолютно независим?

Абсолютная независимость - что это такое? Вероятно это означает, что некто находится в состоянии, на которое никто и ничто не может повлиять. У этого неизвестного отсутствуют потребности в еде и во сне (иначе мы назовем его зависимым от пищи и отдыха) и еще множество других потребностей. Возможно ли подобное? Вряд ли. Человек всегда от кого-то или чего-то зависит. От погоды, от процентного содержания кислорода и углекислого газа в воздухе, от скорости оседания эритроцитов в крови... Да, он может войти в различные состояния (транса, гипноза, комы), когда некоторые его потребности ослабевают, но он не становится абсолютно независимым.

На кого же никто не может повлиять, кто не нуждается ни в еде, ни во сне? Кому присуща абсолютная независимость? «...Бог - никем и ничем не обусловленное Перво-Бытие, люди же - творение Его» (архим. Софроний (Сахаров). «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель» (Откр. 1,8)). И человек, решивший обладать абсолютной независимостью, уподобится ангелу тьмы, решившему померяться силами с Создателем.

Человеку во все времена было свойственно отрицать свою зависимость от Бога. Многим кажется это унизительным, ущемляющим свободу и просто лишним. «...тварь, наделенная даром свободы самоопределения, отвергает заповедь Бога: рассматривает ее как некое, налагаемое извне ограничение, стремясь к абсолютному самоутверждению, самообожению» (архим. Софроний (Сахаров)).

Другими словами - к торжеству гордости.

Зависимость от Любви

Чтобы лучше понять, в чем человек зависит от Бога в своей земной жизни, и ущемляет ли его эта зависимость, приглядимся к отношениям матери и ребенка. Ребенок рождается и, утверждают специалисты, составляет с мамой симбиотический союз - в каком-то роде одно целое. Организм матери в этот момент полностью настроен на ребенка. Ребенок же полностью зависит от матери. Без нее ему просто не выжить, и не только в физиологическом смысле. Если ребенка лишить эмоционального контакта, то он перестает развиваться и может даже умереть. Врачи утверждают, что недостаток тактильных, зрительных и вообще всех сенсорных контактов с мамой приводят к тяжелым патологиям развития психики и могут быть причинами аутизма, шизофрении и т.д.

Ребенок взрослеет, он становится все более самостоятельным физиологически, но психически все еще зависит от матери, от ее любви. К специалистам приводят детей с фобиями и тиками, неврозами и агрессивностью, и все это, как по мановению волшебной палочки, начинает исчезать, когда мама учится дарить ребенку любовь. Но не так, как удобно и привычно ей, а так как понятно и необходимо малышу. И если любовь простой, земной женщины настолько исцеляет, а отсутствие этой любви настолько лишает ребенка сил, то насколько же человек нуждается в наполнении Божественной Любовью, Божественной Энергией. И каким пустым оказывается без нее.

...Малыш подрос, пошел в школу, и чем меньше он получил внимания и теплоты, тем более психологически зависимым он будет расти. Место в его душе, которое должно было быть наполнено родительской и Божьей любовью, - пусто, и он стремится заполнить его чем-то другим. Так появляются зависимости: компьютерные, наркотические, психологические. В соответствии с этим, если не заполнять свою душу Христом, Его любовью, то жажда души будет расти. Порочные оковы сковывают ее все сильнее: жажда наживы, властолюбие, тщеславие, - все, что угодно, лишь бы заполнить пустоту, в которой должна была бы жить земная и небесная родительская Любовь.

Безусловно, можно заполнить душу и своим мнимым величием, раздутой гордостью - тогда она не будет пустовать, а станет учить других, как лучше освободиться от Бога и Его любви.

Нет независимых людей. Другое дело, что взрослея, мы становимся самостоятельными, обретаем свободу и возможность выбора: чем или кем хотим заполнить свой внутренний мир. Самостоятельно выбираем свои зависимости, все более обретая новые возможности. Если выбрали верный Источник Питания, тогда зависимость будет в радость, будет обеспечивать рост и духовный, и нравственный, и психологический. И жизнь будет складываться. А если источник выбран неверно, то в душе поселится ненасытный голод, который будет требовать все больше и больше для удовлетворения своих похотей.

Увлечение мистическими религиями не ново для славян

Архимандрит Софроний (Сахаров) писал, что когда он не знал еще об учении отцов Церкви, об их опытах, то увлекся мистической философией Востока. В этот период он не раз «испытывал гнев на Создавшего меня... я вступил в борьбу с Богом; я мыслил о Нем, как о Враждебном Властелине...». Похоже, то же происходит и с учителями, решившими просветить христианский мир Восточными учениями. И они призывают других повторять свои ошибки.

О том, к какой независимости стремятся христиане, красноречиво говорят слова апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Ведь только через Христа мы освобождаемся от греха и приближаемся к Царству свободы Духа Божьего.
Автор: Анастасия Бондарук