УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 48 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ Мазепа автокефалія педагогіка Президент Віктор Ющенко розкол в Україні забобони Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура Доброчинність Києво-Печерська Лавра секти Патріарх Алексій II Церква і влада Церква і медицина краєзнавство Археологія та реставрація постать у Церкві монастирі та храми України церква і суспільство Голодомор Католицька Церква діаспора церковна журналістика іконопис вибори молодь церква та політика УГКЦ шляхи єднання Ющенко Предстоятелі Помісних Церков комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі милосердя Вселенський Патріархат УПЦ КП конфлікти Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






Когда душа с душою говорит

  12 січня 2009


Анастасия Бондарук
Объяснять православному читателю, что аборт - грех перед Богом, особой нужды нет. Также нет необходимости доказывать, что у мамы в животике не безличный «плод», а  маленький человек с живой душой, даже если ему всего один час. Зато нам все чаще самим приходится отстаивать эти (для нас) очевидные истины перед оппонентами. Как это лучше сделать? Как быть понятым и услышанным и благотворно воздействовать на чужую душу?

Как достучаться?

Православный человек уверен в тех истинах, о которых говорит Евангелие, учат отцы Церкви. И, кажется, нет проще выхода, чем  прямо и ревностно говорить о своих убеждениях, обличая несогласных цитатами. А если собеседник продолжает сомневаться, то нужно просто хорошенько надавить на него, можно даже обвинить (ведь для благого дела).  Иногда это работает, но часто такие диалоги заканчиваются «наглухо закрытой (для общения) дверью», а православного знакомого считают нетерпимым фанатиком. Как делилась со мной женщина: «Я испортила отношения со многими знакомыми, пока не поняла, что невозможно навязать людям свои убеждения. Можно только попытаться достучаться». А блаженный Августин Аврелий напоминал, что «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая». Конечно, Господь и, например, св. Иоанн Златоуст, св. Николай Чудотворец являли нам пример смелой, прямой и бескомпромиссной проповеди. Важно признать, что мы не обладаем той духовной силой, а значит и воздействием, которые имеют Иисус Христос и святые. Тем не менее, у нас  есть обязанность перед Богом свидетельствовать о своей вере, убеждениях, а значит, и воздействовать на мир. Конечно, в первую очередь, нужна Божия помощь. Но подойти к делу с рассуждением, тоже не мешает.

Начало - половина дела

Если вы надеетесь быть выслушанными, то для начала стоит оказать подобную услугу собеседнику. Важно пройти с ним по пути его убеждений. Для чего? Чтобы услышать и увидеть, как этот человек, соглашающийся с необходимостью аборта, пришел к этому выводу, и какие у него, как ему кажется, веские  причины.  Если же сказать ему сразу и прямо обо всем, скорее всего, он либо отреагирует по-детски эмоционально, либо просто закроется.

Поэтому на первом этапе важно дать человеку просто высказаться. Пусть расскажет о своих страхах, тревогах и «важных» причинах. О том, что денег не хватает, и родственники не помогают, и все это так не кстати. Пусть выйдет «пар из избы» и тогда ее можно будет наполнить новым смыслом. Постарайтесь глубже понять причины  собеседника, тогда увидите, как лучше помочь ему или ей переосмыслить ситуацию и встать на иную точку зрения. Важно сказать: «Я услышал, что у тебя очень трудные обстоятельства. Тебе действительно тяжело. Я понимаю, тебе кажется, что нет иного выхода» и тогда можно предложить человеку свой взгляд на его ситуацию. Если вы четко видите что-то, чего не видит собеседник. Главное - сказать об этом деликатно.

Святитель Василий Великий утверждал, что «насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим». Первым шагом на пути к открытости, к иной точке зрения, есть осознание того, что тебя понимают. (Понимать - не значит одобрять и соглашаться). Хочется подчеркнуть, что мы понимаем. Понимаем мы то, что человек в трудных обстоятельствах, и то, что он сейчас заблуждается. В первом мы его поддерживаем и говорим, что сочувствуем его положению, о его решении пока умалчиваем.

Если на первом этапе вы сможете установить взаимопонимание, то у собеседницы уже возникнет к вам некоторое доверие, и она сможет больше раскрыться, а значит и ваши слова глубже войдут в ее душу. Можно спросить: «Правильно ли я понял, что ты боишься, что появление еще одного ребенка ...» и указать ее страхи. Можно сказать о том, что  ее ситуация сложная.  Этим вы дадите человеку подтверждение, что вы слышите его и стараетесь понять. В последствии можно будет сказать и о своих чувствах: «Я понял твои чувства, твои опасения, но хочу сказать тебе о своих. Мне сейчас очень страшно за тебя и за твое намерение сделать аборт. Деньги можно заработать, а человеческую жизнь не вернешь. Да и о твоем здоровье я тоже переживаю». Уже в конце беседы можно поговорить и об ответственности.

Переоценка ценностей

Советская система любила навязывать гражданам свои ценности и делала это властно и решительно. И у каждого из нас все еще всплывают мысленные метеориты расколотой советской идеологии, например «Пионер - всем пример», «Партия сказала надо - комсомол ответил есть!». Когда человек приходит в Церковь, ему приходится пересматривать свои убеждения, но сделать все и сразу он не в состоянии. Когда же человек вне Церкви, он вообще может этого и не делать. Давайте ему поможем!

В советское время был зарожден процесс, рассвет которого мы наблюдаем сейчас. Как пелось в песне: «первым делом самолеты, ну а девушки...», да и семья, и дети - потом. Конечно, не было пропаганды абортов. Зато была активное навязывание мысли, что профессия, рабочие достижения важнее семьи. Вспоминаю плакат: решительно идущая женщина в рабочей одежде и лозунг «Стал передовым, иди, помогай отстающим». То есть, не домой иди, к детям, а помогай план выполнять другим. Поэтому важно начать процесс пересмотра ушедших в «бессознательное» установок. Важно сказать, что времена меняются, и старые ценности, что карьера важнее семьи или «Зачем плодить нищету» уходят из нашей жизни. Это важно подчеркнуть.

Если вы были внимательны на первом этапе, то вам будет о чем говорить на втором. Можно констатировать, что семья и дети - это те ценности, которые опять выходят на первый план. Чтобы поддержать человека, можно рассказать истории о Божией помощи тем, кто решился родить. Думаю, у каждого православного в копилке его мудрости есть немало таких историй. Здесь также важно дать научную информацию о том, что нерожденный младенец не безликий плод, а человек.

 Дорога в будущее

Будущее формируется в настоящем. Предложите своей знакомой представить, что будет, если она решит оставить ребенка. «Представь, вот прошло два года, мы с тобой сидим на этой кухне, а вот здесь бегает годовалый малыш или малышка. Все твои трудности разрешились, нашлись деньги, согласились помочь родственники. Ты же знаешь, как это бывает? Как ты думаешь, что ты почувствуешь, когда малыш подойдет к тебе и скажет ласково: «Моя мама»». Здесь важно не заразить собеседницу своим энтузиазмом, а дать ей соприкоснуться со своими чувствами радости о новой жизни, любви, которые она до этого вытесняла, может, с муками совести. Почувствовать, что все ее страхи могут уйти, если она сама этого захочет. Понять (на уровне эмоций), что положение не безвыходно и таким воображаемым прорывом в будущее вы и формируете этот выход.

Этот материал не является универсальной схемой, но я надеюсь, что что-то из него поможет читателю. Иногда все эти этапы занимают час или два, иногда недели. Такие разговоры редко бывают короткими и легкими. И все-таки, важно в них не столько сила убеждения, сколько умение установить контакт, создать отношения, услышать своего собеседника. Для этого мало техник, важна так же личная доброта, милость и непревозношение. И тогда у нас появляется возможность быть услышанным.