УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 74 відвідувачів

Теги
Ющенко церковна журналістика українська християнська культура постать у Церкві забобони Церква і політика молодь розкол в Україні Церква і медицина Президент Віктор Ющенко церква і суспільство Патріарх Алексій II Мазепа Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат Церква і влада Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Голодомор діаспора Доброчинність конфлікти УГКЦ Археологія та реставрація УПЦ КП милосердя вибори комуністи та Церква Священний Синод УПЦ церква та політика краєзнавство педагогіка іконопис секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія шляхи єднання монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






Усыновление: до и после. Часть 2

  04 вересня 2009


Екатерина Громовая
Священное Писание учит: «При множестве советов состоится дело». Семь раз отмерить и один раз отрезать советует нам и народная мудрость. Действительно, чем тщательнее мы подходим к любому своему выбору, тем больше надежды на успех.

Подвиг, а не увеселительная прогулка

За те десять лет, что я воспитываю троих приемных детей, рекомендаций, касающихся усыновления, мне доводилось слышать и читать немало. Однако всё это было уже после. Дети попали ко мне внезапно и случайно. Их просто пришлось спасать - и раздумывать было некогда. Но у большинства из нас всё же есть время подумать и взвесить все «за» и «против» до того, как сделать этот ответственный шаг, чтобы, как говорится, не было мучительно больно...

Главный вопрос, на который православные психологи советуют обратить внимание при анализе своего желания стать усыновителем: «Для чего я это делаю?». Кстати, именно это, как выяснилось, интересовало большинство людей, с которыми я сталкивалась и рассказывала о своих детях.

Узнав, что своих малышей у меня пока нет, практически каждый из них облегченно вздыхал, найдя «разгадку» и на этом успокоившись. Мои сбивчивые объяснения, что это я не для себя, что детям нужна была незамедлительная помощь, уже никого не интересовали и не вызывали доверия. Тогда я впервые поняла, что в глазах людей отсутствие детей у семейной пары - основная причина усыновления. Но именно такой подход, с точки зрения психологов - большая ошибка...

Несколько лет назад в журнале «Нескучный сад» был опубликован своеобразный тест, который определял, насколько вероятна опасность для потенциального усыновителя пожалеть в будущем о своем поступке. Из тех причин, которые становились основным фактором риска, на первом месте как раз и стоял аргумент «Для себя». Таким образом утверждается, что если чужой ребенок - это лишь компенсация за отсутствие своих, если мы ждем от него чего-либо - любви, утешения, заботы в старости и других радостей жизни, то мы - в опасности. Вдруг он не оправдает наших чаяний? Крушение, прямо скажем, эгоистичных надежд вызовет огромную досаду. А она, в свою очередь, обернется отторжением, которое порой вынуждает возвращать «неправильного» ребенка обратно в детдом. Но ведь основа этой трагедии была заложена в самом начале пути! Мы шли не на подвиг, а на увеселительную прогулку. Не спасать, не отдавать и жертвовать, а получать и приобретать. Кстати, те же психологи составили портрет идеального усыновителя. Оказалось, что это достаточно благополучный, состоявшийся человек, стремящийся помочь ребенку и видящий для этого реальные пути. Еще один интересный момент - лучшими усыновителями считаются люди, у которых уже есть свои дети.

Сам собой здесь напрашивается вывод. Основной причиной усыновления, которая может уберечь человека от возможных разочарований, должно быть сострадание к чужому несчастью, желание помочь одинокому человечку, а не собственная обделенность. И если это так, то любые неприятности, которые принесет вам ребенок, будут пережиты относительно безболезненно. Ведь вы будете исполнять свой христианский долг любви, который не ищет и не требует взаимности.

«За неблагодарных Бог благодарит»

К слову, страшные рассказы о том, как приемные дети порой отравляли существование своим благодетелям, на слуху у многих. Такая ситуация не минула и меня. Испорченность, по наследству заложенная в характере, плюс первые годы, проведенные в безнравственной атмосфере, где царили «закон джунглей», ложь, разврат и воровство, не могли не сказаться на чадах Божиих. Всё это в утроенном виде пришло в мою семью. Но даже тогда, когда было тяжело и сделанное казалось бесполезным, я напоминала себе, что иначе поступить было нельзя. Если бы тогда я не забрала детей, то двое старших, как минимум, уже бы спивались, а младшей, возможно, не было бы в живых, потому, что девочка оказалась на грани истощения. В этом я убеждена до сих пор, хотя совсем недавно потерпела очередное поражение на педагогическом фронте: старший ребенок ушел жить отдельно. Ушел нехорошо, можно сказать, заплатил за добро неблагодарностью. Это было нелегко, но я ни на минуту не пожалела о том, что десять лет пыталась заменить ему мать. Как можно жалеть о добре, которое делаешь? И если с кем-то из вас случится такая неприятность, можно утешаться словами святых отцов: «За неблагодарных Бог благодарит». А ведь Божия благодарность всегда ценнее людской! К тому же, вполне возможно, семена, посеянные вами в детстве, еще могут взойти и дать плоды.

Такие случаи бывали. Один из них рассказал настоятель нашего храма. Он знал диакона, который в свое время взял на воспитание сироту. Сколько же отцу пришлось потерпеть от мальчишки-сорванца! Несколько раз батюшка снимал его с поезда, когда тот пускался в очередное бегство, терпел и другие шалости... Сейчас этот мальчишка - священник, служит на одном из приходов. А ведь если бы отец-диакон отказался от нерадивого и неблагодарного воспитанника, из него мог выйти совсем другой человек. И выходят. Ведь какая злоба, какая обида должна быть у ребенка, которого взяли, а потом вернули в детский дом! Дважды осиротев, он может потом всю жизнь мстить людям, которые не смогли его полюбить.

Не берусь утверждать, что буквально во всех таких случаях виноваты приемные родители. И всё же стоит задуматься о том, что ребенок - не вещь. Взял, не понравилась - вернул. Ведь и у вполне благополучных родителей может вырасти негодное дитя. Даже пословица такая есть: «В семье не без урода». Но кто же отрекается и отдает своего, родного, даже если он делает нашу жизнь невыносимой?

В воспитании держаться «царского пути»

Отцовство и материнство - это крест. У каждого он свой: кому - полегче, кому - потяжелее. Никто не гарантирует, что вы родите или усыновите милого, послушного и спокойного ребенка, радость в молодости и утешение в старости. Можно только с уверенностью сказать, что благое дело покроет множество ваших грехов. И награду вашу - не в этой жизни  так в будущей - вы получите от Бога, Который никогда не остается в должниках у человека.

Впрочем, глядя на нашу немощность, святые отцы советовали не рваться сразу к большим подвигам, соизмеряя свои намерения и силы. С учетом этого начинающим можно посоветовать брать на воспитание ребенка помладше. Проще будет перенаправить его в нужную сторону, пока он не закоренел в дурных наклонностях. Еще один совет: держаться «царского пути» в духовном воспитании.

То есть, с одной стороны, не слишком активно его воцерковлять, чтобы не оттолкнуть от Бога (например, не заставлять сразу выстаивать все службы или читать полное молитвенное правило). С другой стороны, и слишком послаблять духовные упражнения не стоит. У меня есть опыт, как средняя дочь, вопреки моим сомнениям, с удовольствием стала изучать Евангелие. Результат - призывы к хорошему, ранее пропускаемые мимо ушей, стали вдруг услышаны в свете евангельских слов. Сегодня каждый вечер мы понемногу разбираем с ней Новый Завет - и это хороший повод поговорить о духовных вещах в ее жизни...

И последнее. Выбирая ребенка, воспитывая его, не стоит желать слишком много, пытаться избежать креста - это всё равно не получится. Но будем ли мы утешены тем, что вырастим из усыновленного ребенка молитвенника, или выпьем до дна горькую чашу человеческой неблагодарности - всё это надо принимать как волю Божию. И верить, что в любом случае доброе намерение не остается безответным.

Так что, дорогие усыновители, приносите плоды любви в терпении - и не постыдитесь. Помните: с вами - Бог. 

Материал предоставлен газетой «Одигитрия»

Автор: Екатерина Громовая