УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 86 відвідувачів

Теги
українська християнська культура Археологія та реставрація УГКЦ іконопис забобони монастирі та храми України УПЦ КП Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні краєзнавство Католицька Церква Мазепа Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія Вселенський Патріархат шляхи єднання милосердя комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) Президент Віктор Ющенко Церква і влада постать у Церкві Києво-Печерська Лавра секти Патріарх Алексій II Доброчинність діаспора церква і суспільство Церква і медицина Голодомор церковна журналістика Священний Синод УПЦ педагогіка конфлікти Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика молодь вибори церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






Усыновление: до и после. Часть 2

  04 вересня 2009


Екатерина Громовая
Священное Писание учит: «При множестве советов состоится дело». Семь раз отмерить и один раз отрезать советует нам и народная мудрость. Действительно, чем тщательнее мы подходим к любому своему выбору, тем больше надежды на успех.

Подвиг, а не увеселительная прогулка

За те десять лет, что я воспитываю троих приемных детей, рекомендаций, касающихся усыновления, мне доводилось слышать и читать немало. Однако всё это было уже после. Дети попали ко мне внезапно и случайно. Их просто пришлось спасать - и раздумывать было некогда. Но у большинства из нас всё же есть время подумать и взвесить все «за» и «против» до того, как сделать этот ответственный шаг, чтобы, как говорится, не было мучительно больно...

Главный вопрос, на который православные психологи советуют обратить внимание при анализе своего желания стать усыновителем: «Для чего я это делаю?». Кстати, именно это, как выяснилось, интересовало большинство людей, с которыми я сталкивалась и рассказывала о своих детях.

Узнав, что своих малышей у меня пока нет, практически каждый из них облегченно вздыхал, найдя «разгадку» и на этом успокоившись. Мои сбивчивые объяснения, что это я не для себя, что детям нужна была незамедлительная помощь, уже никого не интересовали и не вызывали доверия. Тогда я впервые поняла, что в глазах людей отсутствие детей у семейной пары - основная причина усыновления. Но именно такой подход, с точки зрения психологов - большая ошибка...

Несколько лет назад в журнале «Нескучный сад» был опубликован своеобразный тест, который определял, насколько вероятна опасность для потенциального усыновителя пожалеть в будущем о своем поступке. Из тех причин, которые становились основным фактором риска, на первом месте как раз и стоял аргумент «Для себя». Таким образом утверждается, что если чужой ребенок - это лишь компенсация за отсутствие своих, если мы ждем от него чего-либо - любви, утешения, заботы в старости и других радостей жизни, то мы - в опасности. Вдруг он не оправдает наших чаяний? Крушение, прямо скажем, эгоистичных надежд вызовет огромную досаду. А она, в свою очередь, обернется отторжением, которое порой вынуждает возвращать «неправильного» ребенка обратно в детдом. Но ведь основа этой трагедии была заложена в самом начале пути! Мы шли не на подвиг, а на увеселительную прогулку. Не спасать, не отдавать и жертвовать, а получать и приобретать. Кстати, те же психологи составили портрет идеального усыновителя. Оказалось, что это достаточно благополучный, состоявшийся человек, стремящийся помочь ребенку и видящий для этого реальные пути. Еще один интересный момент - лучшими усыновителями считаются люди, у которых уже есть свои дети.

Сам собой здесь напрашивается вывод. Основной причиной усыновления, которая может уберечь человека от возможных разочарований, должно быть сострадание к чужому несчастью, желание помочь одинокому человечку, а не собственная обделенность. И если это так, то любые неприятности, которые принесет вам ребенок, будут пережиты относительно безболезненно. Ведь вы будете исполнять свой христианский долг любви, который не ищет и не требует взаимности.

«За неблагодарных Бог благодарит»

К слову, страшные рассказы о том, как приемные дети порой отравляли существование своим благодетелям, на слуху у многих. Такая ситуация не минула и меня. Испорченность, по наследству заложенная в характере, плюс первые годы, проведенные в безнравственной атмосфере, где царили «закон джунглей», ложь, разврат и воровство, не могли не сказаться на чадах Божиих. Всё это в утроенном виде пришло в мою семью. Но даже тогда, когда было тяжело и сделанное казалось бесполезным, я напоминала себе, что иначе поступить было нельзя. Если бы тогда я не забрала детей, то двое старших, как минимум, уже бы спивались, а младшей, возможно, не было бы в живых, потому, что девочка оказалась на грани истощения. В этом я убеждена до сих пор, хотя совсем недавно потерпела очередное поражение на педагогическом фронте: старший ребенок ушел жить отдельно. Ушел нехорошо, можно сказать, заплатил за добро неблагодарностью. Это было нелегко, но я ни на минуту не пожалела о том, что десять лет пыталась заменить ему мать. Как можно жалеть о добре, которое делаешь? И если с кем-то из вас случится такая неприятность, можно утешаться словами святых отцов: «За неблагодарных Бог благодарит». А ведь Божия благодарность всегда ценнее людской! К тому же, вполне возможно, семена, посеянные вами в детстве, еще могут взойти и дать плоды.

Такие случаи бывали. Один из них рассказал настоятель нашего храма. Он знал диакона, который в свое время взял на воспитание сироту. Сколько же отцу пришлось потерпеть от мальчишки-сорванца! Несколько раз батюшка снимал его с поезда, когда тот пускался в очередное бегство, терпел и другие шалости... Сейчас этот мальчишка - священник, служит на одном из приходов. А ведь если бы отец-диакон отказался от нерадивого и неблагодарного воспитанника, из него мог выйти совсем другой человек. И выходят. Ведь какая злоба, какая обида должна быть у ребенка, которого взяли, а потом вернули в детский дом! Дважды осиротев, он может потом всю жизнь мстить людям, которые не смогли его полюбить.

Не берусь утверждать, что буквально во всех таких случаях виноваты приемные родители. И всё же стоит задуматься о том, что ребенок - не вещь. Взял, не понравилась - вернул. Ведь и у вполне благополучных родителей может вырасти негодное дитя. Даже пословица такая есть: «В семье не без урода». Но кто же отрекается и отдает своего, родного, даже если он делает нашу жизнь невыносимой?

В воспитании держаться «царского пути»

Отцовство и материнство - это крест. У каждого он свой: кому - полегче, кому - потяжелее. Никто не гарантирует, что вы родите или усыновите милого, послушного и спокойного ребенка, радость в молодости и утешение в старости. Можно только с уверенностью сказать, что благое дело покроет множество ваших грехов. И награду вашу - не в этой жизни  так в будущей - вы получите от Бога, Который никогда не остается в должниках у человека.

Впрочем, глядя на нашу немощность, святые отцы советовали не рваться сразу к большим подвигам, соизмеряя свои намерения и силы. С учетом этого начинающим можно посоветовать брать на воспитание ребенка помладше. Проще будет перенаправить его в нужную сторону, пока он не закоренел в дурных наклонностях. Еще один совет: держаться «царского пути» в духовном воспитании.

То есть, с одной стороны, не слишком активно его воцерковлять, чтобы не оттолкнуть от Бога (например, не заставлять сразу выстаивать все службы или читать полное молитвенное правило). С другой стороны, и слишком послаблять духовные упражнения не стоит. У меня есть опыт, как средняя дочь, вопреки моим сомнениям, с удовольствием стала изучать Евангелие. Результат - призывы к хорошему, ранее пропускаемые мимо ушей, стали вдруг услышаны в свете евангельских слов. Сегодня каждый вечер мы понемногу разбираем с ней Новый Завет - и это хороший повод поговорить о духовных вещах в ее жизни...

И последнее. Выбирая ребенка, воспитывая его, не стоит желать слишком много, пытаться избежать креста - это всё равно не получится. Но будем ли мы утешены тем, что вырастим из усыновленного ребенка молитвенника, или выпьем до дна горькую чашу человеческой неблагодарности - всё это надо принимать как волю Божию. И верить, что в любом случае доброе намерение не остается безответным.

Так что, дорогие усыновители, приносите плоды любви в терпении - и не постыдитесь. Помните: с вами - Бог. 

Материал предоставлен газетой «Одигитрия»

Автор: Екатерина Громовая