УКР РУС  


 Головна > Публікації > Православний погляд  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 66 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство УПЦ КП Вселенський Патріархат УГКЦ церква та політика Священний Синод УПЦ вибори комуністи та Церква милосердя Церква і влада Києво-Печерська Лавра 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання забобони педагогіка Голодомор Археологія та реставрація секти Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні Ющенко Католицька Церква Доброчинність іконопис Мазепа церковна журналістика монастирі та храми України діаспора Президент Віктор Ющенко постать у Церкві молодь конфлікти Церква і політика автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






Поэт и царь: «От добра добра не ищут...»

  01 December 2009


Анастасия Гермакова

Избави мя от клеветы человеческия

«Видел я трех Царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку [1]; второй меня не жаловал [2]; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю: от добра добра не ищут», - писал Александр Сергеевич Пушкин супруге Наталье Николаевне. Это мнение поэта об императоре Николае I.

«Избави мя от клеветы человеческия, - взывает псалмопевец Давид ко Господу, - и сохраню заповеди Твоя» (118;134). От клеветы и напраслины сложнее всего оправдаться, но «несть сокровенно еже не открыется» (Мф. 10:26).

Вокруг отношений императора Николая I и Пушкина сплелось множество разнообразных вымыслов, низких подозрений и гнусных клевет. Вся эта неправда распространялась врагами Церкви и Отечества, чтобы очернить прежде всего государя как возглавителя исторической православной России. Но ушаты грязи изливались и на поэта, представляя его в глазах современников и потомков врагом традиционной православной государственности. Попробуем увидеть и понять истинный смысл отношений двух великих людей нашей истории.

Раннее творчество Пушкина действительно имело оттенок романтического бунтарства, отмеченного максимализмом юности и спецификой среды, где вращался поэт. Со временем приходит период зрелости творческой и гражданской, и важную роль в этом становлении сыграла личность и позиция самодержца.

«Я никогда не был врагом своего Государя, но был врагом абсолютной монархии»

После подавления декабрьского бунта состоялась историческая встреча Пушкина с царем, положившая начало их личным многолетним отношениям и взаимной симпатии. Начало ее общеизвестно - император прямо спросил поэта: «Как, и ты враг своего Государя, ты, которого Россия вырастила и покрыла своей славой?». Пушкин честно и смело ответил монарху: «Я никогда не был врагом своего Государя, но был врагом абсолютной монархии». А дальше состоялся разговор, в котором царь подробно разобрал с поэтом особенности республиканского и конституционного управления и убежденно объяснил предпочтительность для России самодержавной монархии, утвержденной на религиозном авторитете.

В дальнейшем, изучая исторические материалы в работе над «Историей Пугачева», «Историей Петра Первого», Пушкин неоднократно убеждается в правоте слов царя. Явно свои симпатии к традиционному государственному укладу и неприятие революции Александр Сергеевич изобразил в «Капитанской дочке»: «Не приведи Бог увидеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или же люди жестокосердые, коим чужая головушка - полушка, да и своя шейка - копейка».

Что к этому добавить?

Государь же после той встречи сказал приближенным, что «разговаривал с умнейшим человеком России».

Либеральные круги, однако, считали, что Пушкин неискренен в своем обращении к традиционным основам и только лишь льстит могущественному монарху. На эти домыслы поэт отзывается пламенным стихотворением «Друзьям»:

 

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

 

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

 

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный.

Тому, кого карает явно,

Он тайно милости творит.<...>

 

Во мне почтил он вдохновенье,

Освободил он мысль мою,

И я ль в сердечном умиленьи

Ему хвалу не воспою?

 

Я льстец! Нет, братья, льстец лукав;

Он горе на Царя накличет,

Он из его державных прав

Одну лишь милость ограничит. <...>

 

Во всей своей нравственной полноте и силе отношения императора и поэта явились после дуэли - своим христианским участием царь поддержал умирающего облегчил его последние дни на земле. Узнав о случившемся, Государь написал ему: «Если Бог не велит нам более увидеться, прими мое прощение, а с ним и мой совет: кончить жизнь по-христиански. О жене же и о детях не беспокойся, я их беру на свое попечение».

Благочестивое пожелание царя было исполнено - еще до получения этого письма Пушкин попросил позвать священника из ближайшей церкви для напутствия. Василий Жуковский спросил поэта, что передать от него государю? «Скажи, что мне жаль умирать. Был бы весь его», - ответил умирающий. В ответ царь поздравил его с исполнением христианского долга и еще раз подтвердил, что не оставит его семью. Выслушав Жуковского, поэт поднял руки к небу и сказал: «Вот как я утешен! Скажи Государю, что я желаю ему счастья в его сыне, что я желаю ему счастья в его России».

Так закончилось земное странствие православного христианина, патриота, великого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Так завершились отношения Поэта и Царя, которые были действительно добрыми и искренними, в духе христианской любви и уважения. Больно лишь от того, что истина открывается нам спустя почти два столетия, но и это позднее прозрение является милостию Божией и великим благом для нас.

 

СНОСКИ: 1. Император Павел видел будущего поэта трехлетним ребенком. 2. Раннее «бунтарское» творчество Пушкина пришлось на годы царствования Александра I, в это же время поэт был отправлен в административную ссылку в имение Михайловское.

 

Материал предоставлен газетой «Одигитрия»