По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, помещаем на нашем сайте вариант проекта реформы в Киевской духовной академии и семинарии. Приглашаем читателей к обсуждению положений этого документа.
Профессор протоиерей Георгий Соменок,
Председатель комиссии
по реформе Киевских духовных школ
В связи с приближающимися славными юбилеями Императорской Киевской духовной академии (1819 год) и возрожденной Киевской духовной академии (1989 год) приглашаем всех к деловому сотрудничеству и конструктивному диалогу о том, какой видится вам реформа духовного образования в Украине. У нас имеется видение того, как проводить реформирование высшего духовного образования, при чем не только в семинариях и академии, но и в духовных училищах. Для нас важны не реформы ради реформ. Наша цель - преобразование системы духовного образования для повышения научно-духовного уровня студентов наших школ и их религиозно-нравственного совершенствования как личностей церковных, самодостаточных, свободных во Христе и преданных святому каноническому православию.
Необходимость преобразований в духовных школах
Киевская духовная академия и семинария - православные духовные учебные заведения, которые не должны быть устаревшими школами советского и, тем более, дореволюционного образца, выпускающими из своих стен начетчиков и схоластов. Это не фабрики, с конвейеров которых выплывают дипломы, содержание которых не коснулось чела их владельцев, а звание богослова и ученая степень являются лишь райским прикрытием духовной наготы и религиозного невежества того, кто не находит места потеплее и покомфортнее в меняющемся и лукавом мире наживы и карьеризма.
Принимая во внимание не только исторические корни Восточного Православия и богословские традиции эллинско-сирийского Востока, святоотеческого, духовно-пастырского Православия Святой Руси, учитывая реалии сегодняшнего дня Украины, а также духовный голод церковной паствы, межконфессиональное противостояние и наплыв разношерстных деноминаций и оккультизма, элементарные потребности в основах Православного христианства среди людей среднего и молодого поколения, образование (в академии-семинарии-училище) и духовная наука заслуживают не просто пристального внимания, что и делается Священным Синодом, Учебным Комитетом и епархиальными архиереями Украинской Православной Церкви, но и отдельного разговора с обсуждением проблем и выработкой общей концепции реформы в духовном образовании Украины.
Основные моменты концепции преобразования системы духовного образования состоят в следующем:
1) Духовное образование в училищах, семинариях и академияи должно быть церковно-православным. Каноническое Православие - это основа основ всего образовательного процесса и духовного просвещения.
2) Систему семинарского и академического образовательных процессов нужно перевести на рельсы качественно нового научно-богословского и религиозно-духовного уровня (не схоластического и не гностического).
3) Быть духовно образованным - значит быть не просто всесторонне начитанным, со своим цитатником «за пазухой» и бескультурным нигилизмом в душе. Духовно образован тот, кто имеет дух евангельский и владеет научной системой в разных областях богословской науки.
От подлинно духовной образованности веет особой библейской прохладой, которую олицетворяют Вера Христианская, Надежда Евангельская, Любовь Христова и София Православная. От бескультурья и некомпетентности рождается категоричность, а от бездуховности - зависть.
В научной сфере, особенно в богословской, должны присутствовать честный труд, благовестие и свидетельство правды о Христе, а главное - святоотеческая свобода духовной личности.
4) Духовные академия и семинария должны стать оазисом духовности и науки, рассадником духовно образованных и святоотечески ответственных личностей, готовых идти по пути служения Церкви, Христу и православному народу. Здесь должен развиваться духовно творческий потенциал православного человека.
5) Православный пастырь и богослов - это священно- и церковнослужители, а не ремесленники и не цеховых дел мастера; это Призвание, на которое должен откликнуться каждый человек, готовый к выполнению этой священной миссии.
Таким образом, учитывая межконфессиональную ситуацию на Украине, возрастающий уровень преподавания богословских дисциплин, в том числе в светских вузах и среди молодежи, возрастающую потребность в богословски образованных священниках и профессиональных педагогических кадрах, комиссия предлагает:
1. Учредить один набор в семинарию: 2 выпуска (4, 5 лет);
2. При поступлении в Киевскую духовную академию выпускники должны пройти собеседование, а с 2008 года - ввести для поступающих общий экзамен;
а) Отменить занятия в Киевских духовных школах по субботам. Этот день должен быть библиотечным;
3. Предметы для пятого курса семинарии:
введение в философию
христианская апологетика
введение в миссиологию
введение в библеистику
древнегреческий язык
начала античной и средневековой логики
исагогика Ветхого Завета
исагогика Нового Завета
введение в историю Древней Церкви
введение в религиозную психологию
4. Сделать для духовной академии продолжительность занятия (пары) - один час плюс десятиминутную перемену между каждой. Ежедневно должно быть три пары. И того, продолжительность ежедневного обязательного учебного процесса три часа тридцать минут.
Из семинарии выходят:
После четырех лет обучения - выпускник с аттестатом об окончании духовной школы.
После пяти лет - бакалавр (специалист) по предметам (дисциплинам).
Богословско-библейский факультет
Общеобязательные дисциплины:
- Священное Писание Ветхого Завета
- Священное Писание Нового Завета
- История догматических движений (IV - XIV веков)
- Литургическое богословие (история православной Литургии)
- Патрология (отцы ранней Церкви и поздней Византии)
- Исагогика Ветхого Завета
- История Новозаветного канона Священного Писания
- Апологетическое богословие
- История Древней Церкви
- Православная экклезиология
- История Западных конфессий (богословие Римо-Католической Церкви и протестантизма)
- История философии
- Логика
- Древнееврейский язык
- Древнегреческий язык
Предметы на выбор:
- Библиеведение
- Библейская география
- Библеистика (XIX - XX столетия)
- Общая психология (в свете религиозного канонического сознания)
- Аскетика
- Библейское богословие
- Догматическое богословие
- Текстология
- Герменевтика
- Древние языки
- Библейская археология
- Православная космогония
- Пневматология
- Иностранный язык (новый)
Пастырско-литургический факультет
Общеобязательные дисциплины:
- Литургическое богословие (история и теория богослужений)
- История литургической науки на Руси (Типикон и славяно-русские рукописи)
- Православное богослужение (Анафора и богослужебные тексты)
- Основы патристической экзегетики
- Основное богословие
- Византология
- Нравственное богословие
- Пастырское богословие
- Православная миссиология
- Каноническое право
- Основы пастырской психологии и православного аскетизма
- Древний язык (один на выбор)
Предметы на выбор:
- История Православия на Руси
- История Древней Церкви (эпоха Вселенских Соборов)
- Православная педагогика
- История Западных конфессий (экзегетическая и герменевтическая традиция РКЦ и протестантизме)
- История Древних Восточных Церквей
- Риторика
-- Религиозная этика
- Гомилетика
- Церковная археология
- Метафизика
- Гносеология
- Конституция и право
Церковно-исторический факультет
Общеобязательные дисциплины:
- Богословие Ветхого Завета
- Богословие Нового Завета
- История Древней Церкви (христология и антропология)
- История Православия на Руси
- История Поместных Церквей
- Византийское богословие и культура
- Православие и экуменизм
- История религий
- История русской философии
- История Западных конфессий
- Христианские деноминации
- Церковная археология
- История Древних Восточных Церквей
Предметы на выбор:
- Культура Киевской Руси
- Украинистика
- Текстология
- Соборное движение на Украине (XX век)
- История античной философии
- История монашества
- История русской духовной литературы
- Православный аскетизм (Византия - Русь)
- Агиография
- Эортология
- Эсхатология
- История христианских Таинств и древних мистерий
- История Древнего Востока
- Древнеславянский язык
Комиссия также предлагает ежемесячно проводить учебные семинары (три в полугодие).
Начать реформу планируется в конце 2007 года - не позднее лета 2008 года.
Предлагаем также ежегодно собирать Киевскую конференцию - богословский общецерковный симпозиум (собрание), в дальнейшем общеукраинского и общенационального характера.
Проект принят на общем собрании заведующими кафедрами Киевской духовной академии.