УКР РУС  


 Головна > Українські новини > По єпархіях > Київська  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
Церква і влада Патріарх Алексій II Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков іконопис Києво-Печерська Лавра розкол в Україні церква і суспільство Ющенко Голодомор молодь Церква і політика Католицька Церква забобони діаспора педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну УПЦ КП церковна журналістика Президент Віктор Ющенко вибори церква та політика комуністи та Церква Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) секти шляхи єднання Мазепа монастирі та храми України постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти милосердя автокефалія українська християнська культура УГКЦ краєзнавство Археологія та реставрація Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






Запрошуємо до обговорення реформи духовної освіти в Україні

 По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, помещаем на нашем сайте вариант проекта реформы в Киевской духовной академии и семинарии. Приглашаем читателей к обсуждению положений этого документа.

Профессор протоиерей Георгий Соменок,
Председатель комиссии
по реформе Киевских духовных школ

В связи с приближающимися славными юбилеями Императорской Киевской духовной академии (1819 год) и возрожденной Киевской духовной академии (1989 год) приглашаем всех к деловому сотрудничеству и конструктивному диалогу о том, какой видится вам реформа духовного образования в Украине. У нас имеется видение того, как проводить реформирование высшего духовного образования, при чем не только в семинариях и академии, но и в духовных училищах. Для нас важны не реформы ради реформ. Наша цель - преобразование системы духовного образования для повышения научно-духовного уровня студентов наших школ и их религиозно-нравственного совершенствования как личностей церковных, самодостаточных, свободных во Христе и преданных святому каноническому православию.

Необходимость преобразований в духовных школах

Киевская духовная академия и семинария - православные духовные учебные заведения, которые не должны быть устаревшими школами советского и, тем более, дореволюционного образца, выпускающими из своих стен начетчиков и схоластов. Это не фабрики, с конвейеров которых выплывают дипломы, содержание которых не коснулось чела их владельцев, а звание богослова и ученая степень являются лишь райским прикрытием духовной наготы и религиозного невежества того, кто не находит места потеплее и покомфортнее в меняющемся и лукавом мире наживы и карьеризма.

Принимая во внимание не только исторические корни Восточного Православия и богословские традиции эллинско-сирийского Востока, святоотеческого, духовно-пастырского Православия Святой Руси, учитывая реалии сегодняшнего дня Украины, а также духовный голод церковной паствы, межконфессиональное противостояние и наплыв разношерстных деноминаций и оккультизма, элементарные потребности в основах Православного христианства среди людей среднего и молодого поколения, образование (в академии-семинарии-училище) и духовная наука заслуживают не просто пристального внимания, что и делается Священным Синодом, Учебным Комитетом и епархиальными архиереями Украинской Православной Церкви, но и отдельного разговора с обсуждением проблем и выработкой общей концепции реформы в духовном образовании Украины.

Основные моменты концепции преобразования системы духовного образования состоят в следующем:

1) Духовное образование в училищах, семинариях и академияи должно быть церковно-православным. Каноническое Православие - это основа основ всего образовательного процесса и духовного просвещения.

2) Систему семинарского и академического образовательных процессов нужно перевести на рельсы качественно нового научно-богословского и религиозно-духовного уровня (не схоластического и не гностического).

3) Быть духовно образованным - значит быть не просто всесторонне начитанным, со своим цитатником «за пазухой» и бескультурным нигилизмом в душе. Духовно образован тот, кто имеет дух евангельский и владеет научной системой в разных областях богословской науки.

От подлинно духовной образованности веет особой библейской прохладой, которую олицетворяют Вера Христианская, Надежда Евангельская, Любовь Христова и София Православная. От бескультурья и некомпетентности рождается категоричность, а от бездуховности - зависть.

В научной сфере, особенно в богословской, должны присутствовать честный труд, благовестие и свидетельство правды о Христе, а главное - святоотеческая свобода духовной личности.

4) Духовные академия и семинария должны стать оазисом духовности и науки, рассадником духовно образованных и святоотечески ответственных личностей, готовых идти по пути служения Церкви, Христу и православному народу. Здесь должен развиваться духовно творческий потенциал православного человека.

5) Православный пастырь и богослов - это священно- и церковнослужители, а не ремесленники и не цеховых дел мастера; это Призвание, на которое должен откликнуться каждый человек, готовый к выполнению этой священной миссии.

Таким образом, учитывая межконфессиональную ситуацию на Украине, возрастающий уровень преподавания богословских дисциплин, в том числе в светских вузах и среди молодежи, возрастающую потребность в богословски образованных священниках и профессиональных педагогических кадрах, комиссия предлагает:

1. Учредить один набор в семинарию: 2 выпуска (4, 5 лет);

2. При поступлении в Киевскую духовную академию выпускники должны пройти собеседование, а с 2008 года - ввести для поступающих общий экзамен;

а) Отменить занятия в Киевских духовных школах по субботам. Этот день должен быть библиотечным;

3. Предметы для пятого курса семинарии:

            введение в философию

            христианская апологетика

            введение в миссиологию

            введение в библеистику

            древнегреческий язык

            начала античной и средневековой логики

            исагогика Ветхого Завета

            исагогика Нового Завета

            введение в историю Древней Церкви

            введение в религиозную психологию

4. Сделать для духовной академии продолжительность занятия (пары) - один час плюс десятиминутную перемену между каждой. Ежедневно должно быть три пары. И того, продолжительность ежедневного обязательного учебного процесса три часа тридцать минут.

Из семинарии выходят:

После четырех лет обучения - выпускник с аттестатом об окончании духовной школы.

После пяти лет - бакалавр (специалист) по предметам (дисциплинам).

Богословско-библейский факультет

Общеобязательные дисциплины:

- Священное Писание Ветхого Завета

- Священное Писание Нового Завета

- История догматических движений (IV - XIV веков)

- Литургическое богословие (история православной Литургии)

- Патрология (отцы ранней Церкви и поздней Византии)

- Исагогика Ветхого Завета

- История Новозаветного канона Священного Писания

- Апологетическое богословие

- История Древней Церкви

- Православная экклезиология

- История Западных конфессий (богословие Римо-Католической Церкви и протестантизма)

- История философии

- Логика

- Древнееврейский язык

- Древнегреческий язык

Предметы на выбор:

- Библиеведение

- Библейская география

- Библеистика (XIX - XX столетия)

- Общая психология (в свете религиозного канонического сознания)

- Аскетика

- Библейское богословие

- Догматическое богословие

- Текстология

- Герменевтика

- Древние языки

- Библейская археология

- Православная космогония

- Пневматология

- Иностранный язык (новый)

Пастырско-литургический факультет

Общеобязательные дисциплины:

- Литургическое богословие (история и теория богослужений)

- История литургической науки на Руси (Типикон и славяно-русские рукописи)

- Православное богослужение (Анафора и богослужебные тексты)

- Основы патристической экзегетики

- Основное богословие

- Византология

- Нравственное богословие

- Пастырское богословие

- Православная миссиология

- Каноническое право

- Основы пастырской психологии и православного аскетизма

- Древний язык (один на выбор)

Предметы на выбор:

- История Православия на Руси

- История Древней Церкви (эпоха Вселенских Соборов)

- Православная педагогика

- История Западных конфессий (экзегетическая и герменевтическая традиция РКЦ и протестантизме)

- История Древних Восточных Церквей

- Риторика

-- Религиозная этика

- Гомилетика

- Церковная археология

- Метафизика

- Гносеология

- Конституция и право

Церковно-исторический факультет

Общеобязательные дисциплины:

- Богословие Ветхого Завета

- Богословие Нового Завета

- История Древней Церкви (христология и антропология)

- История Православия на Руси

- История Поместных Церквей

- Византийское богословие и культура

- Православие и экуменизм

- История религий

- История русской философии

- История Западных конфессий

- Христианские деноминации

- Церковная археология

- История Древних Восточных Церквей

Предметы на выбор:

- Культура Киевской Руси

- Украинистика

- Текстология

- Соборное движение на Украине (XX век)

- История античной философии

- История монашества

- История русской духовной литературы

- Православный аскетизм (Византия - Русь)

- Агиография

- Эортология

- Эсхатология

- История христианских Таинств и древних мистерий

- История Древнего Востока

- Древнеславянский язык

Комиссия также предлагает ежемесячно проводить учебные семинары (три в полугодие).

Начать реформу планируется в конце 2007 года - не позднее лета 2008 года.

Предлагаем также ежегодно собирать Киевскую конференцию - богословский общецерковный симпозиум (собрание), в дальнейшем общеукраинского и общенационального характера.

Проект принят на общем собрании заведующими кафедрами Киевской духовной академии.