УКР РУС  


 Головна > Українські новини > По єпархіях > Київська  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 76 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра діаспора шляхи єднання Вселенський Патріархат монастирі та храми України автокефалія вибори милосердя УПЦ КП молодь Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація постать у Церкві церква та політика Католицька Церква Патріарх Алексій II Президент Віктор Ющенко українська християнська культура церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Священний Синод УПЦ секти церква і суспільство Мазепа педагогіка розкол в Україні Доброчинність конфлікти Голодомор Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина Церква і влада іконопис комуністи та Церква краєзнавство УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






Запрошуємо до обговорення реформи духовної освіти в Україні

 По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, помещаем на нашем сайте вариант проекта реформы в Киевской духовной академии и семинарии. Приглашаем читателей к обсуждению положений этого документа.

Профессор протоиерей Георгий Соменок,
Председатель комиссии
по реформе Киевских духовных школ

В связи с приближающимися славными юбилеями Императорской Киевской духовной академии (1819 год) и возрожденной Киевской духовной академии (1989 год) приглашаем всех к деловому сотрудничеству и конструктивному диалогу о том, какой видится вам реформа духовного образования в Украине. У нас имеется видение того, как проводить реформирование высшего духовного образования, при чем не только в семинариях и академии, но и в духовных училищах. Для нас важны не реформы ради реформ. Наша цель - преобразование системы духовного образования для повышения научно-духовного уровня студентов наших школ и их религиозно-нравственного совершенствования как личностей церковных, самодостаточных, свободных во Христе и преданных святому каноническому православию.

Необходимость преобразований в духовных школах

Киевская духовная академия и семинария - православные духовные учебные заведения, которые не должны быть устаревшими школами советского и, тем более, дореволюционного образца, выпускающими из своих стен начетчиков и схоластов. Это не фабрики, с конвейеров которых выплывают дипломы, содержание которых не коснулось чела их владельцев, а звание богослова и ученая степень являются лишь райским прикрытием духовной наготы и религиозного невежества того, кто не находит места потеплее и покомфортнее в меняющемся и лукавом мире наживы и карьеризма.

Принимая во внимание не только исторические корни Восточного Православия и богословские традиции эллинско-сирийского Востока, святоотеческого, духовно-пастырского Православия Святой Руси, учитывая реалии сегодняшнего дня Украины, а также духовный голод церковной паствы, межконфессиональное противостояние и наплыв разношерстных деноминаций и оккультизма, элементарные потребности в основах Православного христианства среди людей среднего и молодого поколения, образование (в академии-семинарии-училище) и духовная наука заслуживают не просто пристального внимания, что и делается Священным Синодом, Учебным Комитетом и епархиальными архиереями Украинской Православной Церкви, но и отдельного разговора с обсуждением проблем и выработкой общей концепции реформы в духовном образовании Украины.

Основные моменты концепции преобразования системы духовного образования состоят в следующем:

1) Духовное образование в училищах, семинариях и академияи должно быть церковно-православным. Каноническое Православие - это основа основ всего образовательного процесса и духовного просвещения.

2) Систему семинарского и академического образовательных процессов нужно перевести на рельсы качественно нового научно-богословского и религиозно-духовного уровня (не схоластического и не гностического).

3) Быть духовно образованным - значит быть не просто всесторонне начитанным, со своим цитатником «за пазухой» и бескультурным нигилизмом в душе. Духовно образован тот, кто имеет дух евангельский и владеет научной системой в разных областях богословской науки.

От подлинно духовной образованности веет особой библейской прохладой, которую олицетворяют Вера Христианская, Надежда Евангельская, Любовь Христова и София Православная. От бескультурья и некомпетентности рождается категоричность, а от бездуховности - зависть.

В научной сфере, особенно в богословской, должны присутствовать честный труд, благовестие и свидетельство правды о Христе, а главное - святоотеческая свобода духовной личности.

4) Духовные академия и семинария должны стать оазисом духовности и науки, рассадником духовно образованных и святоотечески ответственных личностей, готовых идти по пути служения Церкви, Христу и православному народу. Здесь должен развиваться духовно творческий потенциал православного человека.

5) Православный пастырь и богослов - это священно- и церковнослужители, а не ремесленники и не цеховых дел мастера; это Призвание, на которое должен откликнуться каждый человек, готовый к выполнению этой священной миссии.

Таким образом, учитывая межконфессиональную ситуацию на Украине, возрастающий уровень преподавания богословских дисциплин, в том числе в светских вузах и среди молодежи, возрастающую потребность в богословски образованных священниках и профессиональных педагогических кадрах, комиссия предлагает:

1. Учредить один набор в семинарию: 2 выпуска (4, 5 лет);

2. При поступлении в Киевскую духовную академию выпускники должны пройти собеседование, а с 2008 года - ввести для поступающих общий экзамен;

а) Отменить занятия в Киевских духовных школах по субботам. Этот день должен быть библиотечным;

3. Предметы для пятого курса семинарии:

            введение в философию

            христианская апологетика

            введение в миссиологию

            введение в библеистику

            древнегреческий язык

            начала античной и средневековой логики

            исагогика Ветхого Завета

            исагогика Нового Завета

            введение в историю Древней Церкви

            введение в религиозную психологию

4. Сделать для духовной академии продолжительность занятия (пары) - один час плюс десятиминутную перемену между каждой. Ежедневно должно быть три пары. И того, продолжительность ежедневного обязательного учебного процесса три часа тридцать минут.

Из семинарии выходят:

После четырех лет обучения - выпускник с аттестатом об окончании духовной школы.

После пяти лет - бакалавр (специалист) по предметам (дисциплинам).

Богословско-библейский факультет

Общеобязательные дисциплины:

- Священное Писание Ветхого Завета

- Священное Писание Нового Завета

- История догматических движений (IV - XIV веков)

- Литургическое богословие (история православной Литургии)

- Патрология (отцы ранней Церкви и поздней Византии)

- Исагогика Ветхого Завета

- История Новозаветного канона Священного Писания

- Апологетическое богословие

- История Древней Церкви

- Православная экклезиология

- История Западных конфессий (богословие Римо-Католической Церкви и протестантизма)

- История философии

- Логика

- Древнееврейский язык

- Древнегреческий язык

Предметы на выбор:

- Библиеведение

- Библейская география

- Библеистика (XIX - XX столетия)

- Общая психология (в свете религиозного канонического сознания)

- Аскетика

- Библейское богословие

- Догматическое богословие

- Текстология

- Герменевтика

- Древние языки

- Библейская археология

- Православная космогония

- Пневматология

- Иностранный язык (новый)

Пастырско-литургический факультет

Общеобязательные дисциплины:

- Литургическое богословие (история и теория богослужений)

- История литургической науки на Руси (Типикон и славяно-русские рукописи)

- Православное богослужение (Анафора и богослужебные тексты)

- Основы патристической экзегетики

- Основное богословие

- Византология

- Нравственное богословие

- Пастырское богословие

- Православная миссиология

- Каноническое право

- Основы пастырской психологии и православного аскетизма

- Древний язык (один на выбор)

Предметы на выбор:

- История Православия на Руси

- История Древней Церкви (эпоха Вселенских Соборов)

- Православная педагогика

- История Западных конфессий (экзегетическая и герменевтическая традиция РКЦ и протестантизме)

- История Древних Восточных Церквей

- Риторика

-- Религиозная этика

- Гомилетика

- Церковная археология

- Метафизика

- Гносеология

- Конституция и право

Церковно-исторический факультет

Общеобязательные дисциплины:

- Богословие Ветхого Завета

- Богословие Нового Завета

- История Древней Церкви (христология и антропология)

- История Православия на Руси

- История Поместных Церквей

- Византийское богословие и культура

- Православие и экуменизм

- История религий

- История русской философии

- История Западных конфессий

- Христианские деноминации

- Церковная археология

- История Древних Восточных Церквей

Предметы на выбор:

- Культура Киевской Руси

- Украинистика

- Текстология

- Соборное движение на Украине (XX век)

- История античной философии

- История монашества

- История русской духовной литературы

- Православный аскетизм (Византия - Русь)

- Агиография

- Эортология

- Эсхатология

- История христианских Таинств и древних мистерий

- История Древнего Востока

- Древнеславянский язык

Комиссия также предлагает ежемесячно проводить учебные семинары (три в полугодие).

Начать реформу планируется в конце 2007 года - не позднее лета 2008 года.

Предлагаем также ежегодно собирать Киевскую конференцию - богословский общецерковный симпозиум (собрание), в дальнейшем общеукраинского и общенационального характера.

Проект принят на общем собрании заведующими кафедрами Киевской духовной академии.