УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 247 відвідувачів

Теги
секти Церква і влада Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Президент Віктор Ющенко іконопис Голодомор вибори забобони педагогіка конфлікти Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика автокефалія діаспора УГКЦ Ющенко Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація монастирі та храми України Доброчинність шляхи єднання розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II краєзнавство УПЦ КП молодь Церква і політика церковна журналістика комуністи та Церква церква і суспільство постать у Церкві Церква і медицина Мазепа українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






Нужна ли нам поместность?

 

Священник Андрей Дудченко

В украинском православии за все года независимости Украины не ослабевает дискуссия о необходимости создания Поместной Церкви. В этих спорах приводятся весомые аргументы как за полную независимость канонической украинской Церкви,  так и за сохранение единства с Московским Патриархатом. При этом разные участники дискуссии, по-видимому, подразумевают под понятием поместности не одно и то же.

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир однажды высказался в интервью, что Поместная Церковь в Украине уже существует, и этой Церковью является УПЦ. Другие же не хотят признать поместной Церковь, которая сохраняет каноническое подчинение Московскому Патриархату, хотя и обладает правами широкой автономии.  Вопрос этот можно и нужно обсуждать, но часто в подобных дискуссиях забывается то, что, на мой взгляд, является главным.

Поместность - один из основных принципов устройства Православной Церкви, изменить или отменить который - означает изменить саму природу Церкви. Отец Александр Шмеман поясняет этот принцип так: «Поместность Церкви означает, что в одном месте, то есть на одной территории, может существовать только одна Церковь, иными словами - одна церковная организация, выражающаяся в единстве священноначалия». Поэтому, кстати, Митрополит Владимир совершенно прав, называя УПЦ Церковью поместной. Существование параллельно на одной территории епархий нескольких Церквей - проблема современного православия на Западе, не изжитая до сих пор.

Помимо поместности, существует еще один основополагающий принцип, определяющий бытие Церкви с самого начала ее существования. Церковь - это не общественная организация или институт, но Тело Христово. Именно причастие одному и тому же Телу Христову делает верующих в Иисуса Христа людей членами Церкви. С другой стороны, именно потому, что эти люди есть члены Церкви, они могут собраться вместе для Евхаристии. Совершая Евхаристию, местная церковь являет и исполняет себя. Понимание сути Церкви как Тела Христова лежит в основе так называемой «евхаристической экклезиологии», присущей Церкви с апостольских времен (ибо не было в Церкви времени, когда бы не совершалась Евхаристия) и «заново открытой» выдающимся русским богословом и канонистом ХХ века протопресвитером Николаем Афанасьевым. Согласно этой экклезиологии, каждое евхаристическое собрание, то есть каждая Божественная литургия есть явление всего Тела Христова, а не его части, ибо это Тело неделимо.

Именно поэтому представляется более важным не ломать копья в спорах о поместности или зависимости той или иной церковной организации, то есть не строить поместность «сверху», но выявлять ее «снизу». УПЦ сегодня насчитывает более десяти тысяч приходов, то есть евхаристических общин. Но каждая ли такая община осознает себя как местную церковь? Все ли наши верующие понимают, участниками чего они являются на литургии? Без возрождения приходов, или местных церквей «снизу» никакое изменение внешнего устройства не принесет ожидаемого результата. Миссионерское усилие пастырей и активных мирян должно сегодня быть направлено прежде всего на то, чтобы возродить сознательное участие верующих в жизни Церкви, основой которой является Евхаристия. При этом верующие («верные» в литургической терминологии) должны осознавать себя частью народа Божия, носителями «царственного священства», а не пассивными «мирянами»; в литургии участвовать, а не присутствовать, причем участвовать осознанно, понимая не только значение слов богослужения, но и литургии в целом, а также понимая и свое участие в ней.

Поэтому все споры о поместности, на мой взгляд, будут оставаться бесплодными, потому что в Церкви важно не внешнее обрамление устройства, но внутренняя суть. Силы, которые тратятся на споры о внешнем устройстве, лучше прилагать на то, чтобы вернуть Евхаристии центральное место в жизни каждого верующего и каждой церковной общины, отказаться от практики крещения и венчания без предварительной подготовки, созидать сплоченные общины на основе приходов. А потом уже Церковь, сильная внутри, сможет определить и свою внешнюю организацию. Пока же есть о чем заботиться.