УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 287 відвідувачів

Теги
вибори діаспора Патріарх Алексій II Церква і влада УГКЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква конфлікти молодь секти Священний Синод УПЦ педагогіка Мазепа Києво-Печерська Лавра іконопис Голодомор церква та політика постать у Церкві шляхи єднання українська християнська культура УПЦ КП краєзнавство церква і суспільство Церква і медицина Археологія та реставрація Вселенський Патріархат милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія Президент Віктор Ющенко забобони розкол в Україні монастирі та храми України комуністи та Церква Церква і політика Ющенко церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Называя себя мудрецами, обезумели…»



Тамара Рябкова, Луганск

Пресс-служба информационного агентства «Новороссия» опубликовала «тревожное сообщение» из Луганска, в котором говорится о якобы  «давлении» на священников, «не желающих откалываться от Московского Патриархата». Кому же выгодно посеять недоверие и разобщенность между духовными пастырями и их чадами?

«Не обманешь - не продашь»

- таков принцип иных торговцев. Увы, не гнушаются враньем и некоторые средства массовой информации. Действуя по принципу: «Ври побольше, что-нибудь да останется», они строят свою информационную политику на скандалах и «жареных» фактах, а если их нет - готовят сами.

Так, 31 января пресс-служба информационного агентства «Новороссия» опубликовала «тревожное сообщение» из Луганска, в котором говорится о якобы  «давлении» на священников, «не желающих откалываться от Московского Патриархата». Автор, некий Петр Сергеев (скорее всего, псевдоним), утверждает, что «в Луганске священников заставляют расписываться на пустых листах бумаги», хотя в действительности такого факта не могло быть даже теоретически, поскольку вопрос автокефалии Церкви в Украине решается отнюдь не сбором подписей, как это делал в свое время раскольник Филарет Денисенко.

А уж по поводу создания «богословской комиссии», которая, «как полагают наблюдатели, займется вовсе не богословием, а «отсевом» священников», то здесь Петр Сергеев совсем  «переборщил». Дело в том, что богословская комиссия действительно была создана, только не в Луганской епархии, а в Киеве, на Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви, на котором и было принято обращение к Президенту Украины, правительству, парламенту, другим ветвям власти и, конечно же, к духовенству, верующим и мирянам. На нем архиереи говорили «об инициативах Президента Украины Виктора Ющенко, в частности, о его идее создания Украинской Православной Церковью совместной с представителями «УПЦ КП» комиссии, которая бы занялась решением проблемных вопросов развития православия в Украине. Эту идею Президент озвучил на встрече с «епископатом» «УПЦ КП» 12 января.

В ходе Архиерейского Собора было принято решение о нецелесообразности создания такой комиссии ввиду того, что Михаил Денисенко (патриарх Филарет), возглавляющий раскольническую «УПЦ-КП», отлучен от Церкви и может вернуться в нее только через покаяние. Архиереи благословили создать комиссию, которая будет решать вопросы о принятии покаянных грамот желающих вернуться из филаретовского раскола в лоно Святой Православной Матери Церкви» (По материалам пресс-службы УПЦ).

Такая «маленькая  неточность», допущенная автором, вместе с чистой воды враньем, вносят смуту в умы иных читателей Интернет-изданий. Но верные Православной Церкви  хорошо знают, кто главный клеветник и что ожидает служащих ему - тех, кто «называя себя мудрецами, обезумели». «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Посл.  к римлянам св. ап. Павла, 1-18).

Какова же цель подобных публикаций?

Радеет ли Петр Сергеев о силе и чистоте православия, добросовестно ошибается  или выполняет заказ работодателей? Если нет, то почему тон и направленность его действий так совпадают с задачами раскольников - унизить и опорочить каноническое православие? Кому выгодно посеять недоверие и разобщенность между духовными пастырями и их чадами?

Так, пресс-центр так называемого «киевского патриархата» выступил с заявлением по вопросу восстановления единства украинского православия. В заявлении говорится, что предложенное Украинской Православной Церковью восстановление единства через покаяние и возвращение в лоно УПЦ «унижает представителей Киевского Патриархата, как сторону возможного диалога».

Скорее всего, информационная «булавка» - лишь часть политической войны, объявленной главному духовному устою Украины - каноническому православию, к травле которого, к сожалению, подключились и его защитники - Союзы Православных братств.

«Бей своих, чтоб чужие боялись!»

- гласит народная поговорка. Союз православных братств, «специализирующийся»  на стоянии у стен парламента Украины, в очередной раз обрушил свой гнев на священноначалие УПЦ.  Предметом нападок стал Блаженнейший Митрополит Владимир, которого «братья и сестры» обвинили в желании отделиться от Русской Матери-Церкви. В различных средствах массовой информации публикуются заявления и обращения, оскорбляющие Первоиерарха УПЦ и сеющие семена недоверия и вражды среди верующих и мирян.

Поводом для  нападок послужил призыв Блаженнейшего Митрополита Владимира к  началу «свободного диалога между православными христианами Украины для достижения церковного единства на основе строгого соблюдения церковных правил. Только каноническое единство Украинского Православия может стать основой получения Украинской Православной Церковью надлежащего канонического статуса» (Обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Украины В. Ющенко).

Но какова цель нападок «Союза православных братств УПЦ», считающего себя «структурным подразделением УПЦ», созданного для «защиты канонического православия»? Как говорится в одной из публикаций сайта «Союза», «братства и сестричества осуществяют свою деятельность согласно благословению священноначалия  Святой Церкви, Блаженнейшего Митрополита Владимира, являются не общественными, а религиозными организациями согласно Устава УПЦ» («Крестный ход идет и ад трепещет»).

Интересно, кто благословил поборников веры  клеветать на Предстоятеля УПЦ? Почему братья и сестры благоразумно помалкивали о бесчинствах УПЦ-КП, открыто пользующихся высоким покровительством Президента Украины Виктора Ющенко, который не скрывает, что преданный анафеме Филарет Денисенко - его личный духовник? А вот ударить своих, будучи уверенными в полной безнаказанности, Союз православных братств считает вполне уместным. Поневоле задумаешься: кто же из братьев действительно «свой», если  они  действуют не по благословению церковных иерархов, а по собственному  усмотрению?  Если  говорят якобы  от имени православных, с ними не советуясь? Как достучаться к руководителям «Союза», если  его сайт  давно не  обновлялся, а  по указанному телефону отвечает  дежурный Северного кладбища?

Единственный путь - канонический

Что касается нового канонического статуса УПЦ, то по этому поводу    Блаженнейший Митрополит Владимир высказывался неоднократно. В одном из своих интервью СМИ он заметил: «Единство может быть достигнуто исключительно в русле  канонического права, то есть, в результате возвращения в Церковь тех, кто от  нее по тем или иным причинам отпал».

Архмандрит Александр (Драбинко), кандидат богословия, в статье «Под святительским омофором» пишет: «Сегодня Украинская Православная Цер­ковь является самоуправляемой с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви, через которую находится в каноническом общении и единстве со всем православным миром. Часть верующих дорожит этим древним единством, другая часть считает возможным и необходимым поднять статус УПЦ до автокефалии, третьи вообще считают этот вопрос неактуальным.

С другой стороны, неразумно, по-видимому, называть чужим то, что создано нашими предками. Ведь достояние всей Русской Православной Церкви - это достояние и Украины,  златоверхого Киева - «матери городов русских», крещальной купели Руси, колыбели восточнославянского православия, это молитвы и труды святительских рук святых митрополитов Алексия и Петра Киевских и всея Руси. Возможно, не стоит разделять то, что есть, а стоит задуматься над пересмот­ром территориального местонахождения адми­нистративного центра или сменой и усовер­шенствованием акцентов во взаимоотношениях самоуправляемых частей единого целого цер­ковного организма? В любом случае, решать этот вопрос - народу Божию.

Но пока, Церковь в Украине отделена от го­сударства, а значит - это ее внутреннее дело, и политики или государственные деятели не должны вмешиваться. Ведь Церковь не рекомендует государству, какую форму правления избирать - президентско-парламентскую или парламентско-президентскую, в какие международные союзы вступать и т. п. Кстати, по этому поводу с ней никто и не советуется, хотя Церковь в Украине - самый древний и самый стабильный институт, который переживает не только постоянные смены прави­тельств, парламентов, президентов, но и целые эпохи, смены социального строя.

Стоит осознать одну аксиому: в том статусе, о котором говорит и в котором хочет видеть Президент в будущем украинское православие, Украинская Церковь может появиться исключи­тельно на базе канонической Украинской Пра­вославной Церкви, в которую, пройдя опреде­ленную дисциплинарную процедуру, предус­мотренную каноническим правом, должны вер­нуться те, кто из нее вышел. Иного пути нет, как нет и другой «Единой Святой Соборной и Апос­тольской Церкви».

И уж совершенно неуместными видятся нападки «Союза» на  Предстоятеля УПЦ.  Твердая вера Блаженнейшего Митрополита  Владимира, упование на промысел Божий и заступничество Царицы Небесной помогли ему пройти через все испытания.  Находясь на различных церковных послушаниях, он всегда являл собою образец  истинного пастыря и душепопечителя вверенной ему паствы.

«Что меня радует сегодня? Прежде всего, то, что наш украинский народ возвращается к Богу, чтобы идти дорогой, ведущей в храм, а через храм - в жизнь вечную, - сказал Блаженнейший Митрополит Владимир в одном из своих интервью. - Что меня печалит? То, что православные в Украине разделены. Я молюсь и делаю на сегодня все возможное, чтобы наш единокровный и единоверный народ был в единстве, чтобы мы едиными устами и единым сердцем славили Господа. В моей жизни не было и нет ничего другого, кроме моей Православной Церкви и моей Отчизны. Им я служу и буду служить до последнего вздоха».