УКР РУС  


 Головна > Публікації > СІМ православних Я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
милосердя розкол в Україні Доброчинність Голодомор Археологія та реставрація Церква і влада Католицька Церква Мазепа українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина секти вибори УГКЦ іконопис Церква і політика комуністи та Церква церква і суспільство Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II УПЦ КП монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат автокефалія шляхи єднання Ющенко молодь церковна журналістика Києво-Печерська Лавра краєзнавство діаспора педагогіка конфлікти постать у Церкві церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко забобони Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«Более слов назидает ближнего наша любовь»

  22 лютого 2007


Ольга Продан

Муж призван быть духовным ориентиром. Жена - матерью, терпеливой, кроткой, послушной, прощающей обиды... Совместная молитва, общая трапеза, благочестивое воспитание детей - идеал православной семьи. Но в нем ощущается привкус старины: эдакая идиллическая картина в стиле «они жили долго и счастливо»... А в реальности?

На самом деле не все так гладко. Начинается с того, что в современной семье редко оба супруга бывают верующими. Хорошо, если хотя бы один.

Чаще всего к вере первой приходит женщина - тому виной женская эмоциональность и порывистость. Вот и становится мать своеобразным духовным компасом всей семьи. Возникают вопросы: Как быть? Что делать? Ничего не делать - невозможно, ведь в душе - столько новых переживаний. С кем поделиться ими? С теми подругами и коллегами, которые понимают (хотя сейчас это тоже редкость), все давно обсуждено. Хочется не просто найти слушателя, а кому-то помочь прийти к Богу.

Мысли обратить кого-то в веру коснулись и моего разума. «Энергии много, знаний поднаберусь», - думала я и, как истинный неофит, выбирала «жертву» для воцерковления. Мало мне было работы миссионерской... Составление просветительских листовок, редактирование приходской газеты - всего этого стало недостаточно. Главным и самым насущным делом я для себя объявила привести к вере самого дорого человека - мужа, который листовок православных не замечал и газет моих в упор не видел.

Мужчины по природе своей тяготеют к рационализму...

Все им нужно понять, взвесить «за» и «против». И это, конечно, нелегко - описывать словами то, что чувствуешь, что лежит на сердце. Выход один - убедить: то, что он считает теоремой, на самом деле - аксиома. Доказательств не надо. Но упрямую натуру мужа не изменить: он спорит, да еще и просит и то рассказать, и это пояснить... Вот тут-то мой недостаток знаний и выявляется. Хорошо, что есть смелость это признать. После нескольких таких бесед, я поняла: не хочу я никого вводить в заблуждение, смешивать благовестие Божие со своими взглядами, пусть даже они мне кажутся самыми правильными. Проповедовать надо Христа, а не свои «заморочки» (например, что компьютерные игры - это грех). Вот и обращаюсь к батюшке за советом.

Родилась идея организовать встречу мужа со священником. Сложно неимоверно. Но удалось. Причем, результат превзошел ожидания: одним махом я развеяла несколько мифов и о вере, и о священнослужителях. Мой муж был приятно удивлен, увидев вместо «попа неотесанного» (типа того, что в Пушкинской сказке), молодого и жизнерадостного священника, который в свои 27 лет уже был не только пресс-секретарем владыки, митрофорным протоиереем, но и отцом трех детей. Удивление моего мужа росло с каждой минутой: священник, оказалось, может говорить не только церковнославянским языком, щедро пересыпанным мудреными цитатами, но и простым русским. И темы может поднимать не только сугубо богословские, а и близкие молодежи. Без тени смущения он объяснял то, о чем спросить у священника язык бы никогда не повернулся. Вот так просто, оказывается, за чашкой чая можно узнать о браке и его тонкостях, о венчании, телесном воздержании во время поста... Православие многогранно, и каждый открывает его по-разному, узнает о вере через призму своих интересов.

Приходит время переступить порог храма

Хорошо, если первый приход в церковь не станет последним, ведь так важно не испортить впечатление, чтоб захотелось туда зайти еще не раз. Эту нелегкую «операцию» мне провернуть удалось, правда, пришлось быть чутким поводырем. Да, и никем иным. Для себя я поняла, что главное - это не вести насильно, не заставлять. Еще важнее - не позволить себя возомнить главой семьи. «Никакого превосходства!», - повторяла я себе, отгоняя мысли: «Как же это я буду слушаться неверующего мужа? Куда он меня заведет?» Муж, даже будучи неверующим и не зная мнения Священного Писания по этому поводу, если у него отбирают лидерство в семье, чувствует, что происходит что-то ненормальное, что жена покушается на его естественное право. Потому -  только терпение и любовь. И, сцепив зубы, продолжаем нелегкий путь, не обращая внимания на его колкости, острые вопросы, на которые ответа и быть не может, потому что сформулированы они по типу: «Когда вы перестали бить свою жену?»...

Зная, где мины, идти легче. А для этого пришлось проштудировать не одну книжицу о поведении в церкви и только после этого произвести «введение во храм» моего благоверного. И праздником для меня это стало не меньшим, чем Введение во храм Пресвятой Богородицы...

Повод был выбран простой - надо зайти по делу (благо, моя работа тесно связана с церковной сферой, и выдумывать ничего не пришлось). Заранее я не готовила мужа, чтоб не было дум тяжких и философских. Просто зашли - и все. Конечно, учесть все мелочи не удалось - головной убор моя «половинка» снять не успела, за что и получила совет от рядом стоящей бабулечки. Причем, как ни странно, в мягкой доброжелательной форме (а ведь поучения верующих старушечек - это особая тема, поэтому я внутренне похолодела, ожидая шипения и «желания» всяческих скорбей за неумение вести себя в Доме Божьем). Но все обошлось.

«Ура! Первый шаг сделан»

- ликовала я в душе, снаружи не подавая никаких признаков эмоций. Будто не произошло сейчас то, чего 25 лет не было (со времени крещения моего супруга). Но все прошло так сумбурно, ведь во время службы ничего не пояснишь - не хочется мешать прихожанам молиться. Потому я не останавливалась на достигнутом: приводила мужа в храм, когда там никого, кроме свечницы, не было. Рассказывала об иконостасе, иконах, святых, о том, как креститься, как ставить свечу, как молиться.

В ответ - молчание. Сначала это настораживало: понимает ли, принимает ли, будет ли следовать? Мужчины - народ своенравный. Не любят, когда их учат, особенно таким простым вещам. Но вижу: в следующий раз мы уже самостоятельно смело покупаем свечу, ищем нужную икону (в нашем случае - это икона целителя Пантелеимона, потому что болезни одолели, не смотря на молодой возраст, да и появилось осознание того, что, может, неспроста все это посылается...). По ходу критически замечаем, что форма подсвечников в этом храме какая-то «не такая»: уж больно заздравные похожи на поминальные, ставим свечу и коротко, по-мужски, молимся.

Да, не все православные традиции принимаются сразу и безоговорочно. Без дискуссий не оставлено целование икон и креста, земные поклоны и многое другое, что идет вразрез с устоявшими светскими понятиями. Открытым остался и вопрос поста. Значит, не время, - говорю я себе и кушаю во время Великого поста икру «заморскую, баклажанную», глядя, как мой любимый с аппетитом уплетает котлетку. Главное - что душа мужа открылась именно в храме, он увидел красоту убранства церкви, с интересом открывает для себя православные храмы, старается узнать что-то новое.

 В деле просвещения важно не забывать о силе молитвы

Когда все доводы приведены, остается только молиться. Тихонько, не напоказ, без припаданий на колени и громких (чтобы муж слышал) подвываний «Господи, вразуми моего супруга-а-а!». Молиться тихо, в душе, если дома - чтоб он не видел и не знал, а еще лучше в храме, где не нужно будет скрываться от чьих-либо взоров, полностью отдаваясь своему прошению.

На Господню волю уповая, стоит продолжать действовать. Я чутко стараюсь выбирать подходящий момент для разговора о вере. Проверено много раз: если муж рассержен, голоден или занят - толковать ему что-либо бесполезно. Зная, что мое мнение и мысли его не слишком впечатлят, привожу более авторитетные источники; если читаю духовную литературу, особо интересные моменты зачитываю вслух. Вроде бы и слушает вполуха, но потом вдруг слышу от него эти слова в самый неожиданный момент. Без ссылки, без упоминания, кто это ему рассказал. Но это уже прогресс. Главное, что я поняла - не перегружать. Никаких замысловатых житий святых с чудесами и пророчествами, которые прагматичный ум сразу берет под сомнение или начинает объяснять с точки зрения физики, химии и прочих естественных наук. Естественно, церковнославянский язык тоже не сразу будет воспринят. Потому начинали мы с Антония Сурожского, его беседы стали действительно кладезем знаний, у него нашлись ответы на многие вопросы, причем изложены они были в доступной форме.

«В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого - углубление духовной жизни каждого, работа над собой», - писал священник Александр Ельчанинов. И работа над этим стала нашим каждодневным трудом.

А еще надо не забывать о простых вещах - о доме и уюте

Снова стараюсь быть хорошей хозяйкой, чтобы мои походы в храм на богослужение, посты и молитвы не давали мужу повода упрекнуть меня в отсутствии обеда или беспорядке в квартире. Сквозь века прислушиваюсь к словам апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие».

Балансирую между современной модой и православным стилем одежды, памятуя слова мужа: «Ну вот, ударилась в религию! Скоро юбку длинную оденешь, платочек завяжешь, глазки в пол, на все ответ один будет - «Спаси Господи»».

Стараюсь разрушить его стереотипы. Малюсенькими шагами, как могу, веду его ко Христу. Понемногу просвещаю и учусь сама, ведь «неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 7, 14).

...Когда человек приходит к вере, в особенности, когда он становится церковным, он испытывает необычайную радость, которой хочется поделиться. Но, как я поняла, набив не один десяток шишек, с этим спешить не стоит. Нельзя за один раз влить в чашку целый кувшин воды. Не всегда наши близкие бывают способны воспринять нашу радость. Разумнее подождать и делиться своей радостью по капельке, выбирая для этого особенные случаи и особенные слова. Ведь я же сама, добровольно и свободно уверовала и пришла к Богу. Почему же насильно пытаюсь притащить в Церковь кого-либо? Спрашивается, кто дал мне право лишать других людей Божественного дара свободы? Потому вести своих близких к познанию Истины и спасению нужно достойно. Рецепт прост, и вместе с тем - сложен. Кротость. Терпение. Самоотвержение. Послушание. Добавить искреннюю и глубокую молитву. А еще помнить - более слов назидает ближнего наша любовь.

Автор: Ольга Продан
   




   Оцінка публікації:
Виставіть свою оцінку:
1 2 3 4 5
повторне голосування неможливе !!!
Результати оцінювання публікації:

Кількість оцінок
32
Середня оцінка
4.6