УКР РУС  


 Головна > Публікації > СІМ православних Я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 88 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ конфлікти краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика Предстоятелі Помісних Церков секти милосердя УГКЦ Вселенський Патріархат Києво-Печерська Лавра розкол в Україні УПЦ КП Церква і медицина Археологія та реставрація Церква і політика забобони 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України Голодомор постать у Церкві українська християнська культура Доброчинність Церква і влада церква і суспільство молодь комуністи та Церква Католицька Церква Мазепа вибори Ющенко іконопис автокефалія діаспора Президент Віктор Ющенко шляхи єднання церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






Жить одной жизнью

  23 березня 2007


Анастасия Станислав

Что ЕСТЬ Любовь?.. Каждый из нас хоть раз в жизни отвечал для себя на этот вопрос? Приближался ли наш ответ к духовной сущности Любви? Приближались ли мы к глубине и пониманию данного дара? Постигали ли его всем своим существом?

Любовь - некий дар Божий, где образ другого человека открывается и постигается во всей своей полноте. Любви нас учит Сам Бог. Он, Пресвятая Нераздельная Троица, и есть Любовь, в Которой каждое Божественное Лицо отдает Себя Другому, ради Другого, в акте вечной Любви. И именно к этой Любви мы и призваны.

Любовь - это жертва без выгоды, двуличия, раздражения, высокомерия, фанатизма, насилия. Любовь имеет преображающую силу, Она способна сделать человека тем, кем он не был доселе, а, именно, полным становлением образа Божия. И потому семью и брак нужно рассматривать как путь к познанию Любви, обожению. Познать Любовь можно лишь в Боге - Источнике Любви.

В браке лицо другого человека выступает как образ, икона Бога. И целью брака является постижение и созидание, созерцание этого образа, соединение с ним. Два абсолютно противоположных существа соединяются в одно абсолютно другое новое существо - «...и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24) - при этом, не теряя своей личной природы. Слова Библии о «единой плоти» (Быт. 2, 24; 1 Кор. 6, 16) могут показаться некой аллегорией или символом, если мы не попытаемся взглянуть на брак в свете Самой Пресвятой Троицы.

Тайна длиною в жизнь

Муж, жена и происходящее от их соединения потомство принимаются и освящаются Церковью, которая видит в них отражение Троицы. Это соединение и познание дается Богом как дар. И как любой другой дар (веры, покаяния, милосердия, чистоты сердца, молитвы и т.д.), требует от любящих усилий по его сохранению и преумножению. Иначе источник любви в наших сердцах замусоривается и иссякает. Тайна эта, зародившись между мужчиной и женщиной однажды, может возрастать всю жизнь, создавая из соединенных любовью двух одиноких  существ «единую плоть». Это есть и цель, и смысл христианского брака. Очень «в точку» об этом говорит С. Аверинцев: «Благословенная трудность семьи в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни - к Другому». Заметьте, он сказал, «благословенная трудность»...

Сила Любви супругов выявляется также в деторождении. Это как некое воплощение Любви. В браке происходит настолько сильное единение, что Любовь способна воплотиться, т.е. создать новую жизнь, еще более отличную от них, хотя от них происходящую - ребенка. Человек создан творцом и способен быть со-помощником Богу в создании новой твари, разумной твари - человека.

Жизнь в христианском браке устремлена к жизни вечной, т.к. брак не оканчивается с нашей земной жизнью, а продолжается в вечной. В своем настоящем виде Любовь есть тяготение сердца к сердцу, души к душе, дух к духу и... плоть к плоти. Любимый для любимого есть то же, что сам он. Конечно, нельзя свести брак к одной лишь бездушной норме и разложить в стройный ряд сухих правил, жестких, категорических нормативов и табу, безапелляционно навязывающих свое «сверхправильное» видение идеалов жизни и существ. Бог вне канона, Он свободен, а значит и человек тоже. Взаимная любовь, свобода выбора и решения - это, предполагаю, единственное условие брака, которое по своей сути не является законом и не может иметь принудительных ограничений. Я думаю, неправильным является и суждение: «Возраст, рост не тот, статус и вообще...». О какой любви здесь может быть речь?!

Любовь испытывается страданием

Почему я начала говорить не об особенностях «нынешних» проблем семейной жизни и способах их разрешения, а о Любви? Да потому, что «нынешних» проблем-то и не существует вообще. Проблема была, есть и заключается лишь в том, что люди либо не умеют, либо не хотят любить! Что печально... В сущности, очень много браков совершаются лишь обрядом, и от Церкви, в свою очередь, требуется лишь храм, священник и хор. Протоиерей А. Шмеман называет это некой «семейной требой». Но вот об отношении, претворяющем бракосочетание в таинство, мы забываем. Необходимо понять, что брак шире, чем только «семья». Она легко может превратиться в «идола», если будет основана на эгоцентризме.

Любовь между мужем и женой, как и всякая любовь, испытывается в этой жизни страданием. Как прекрасен и удивителен замысел Божий о единстве любящих мужчины и женщины! Ошибочно полагать, что это только красивые слова. Неверно думать, что он не осуществим. Господь всегда исполняет то, что Он нам обещает. И даже если, сделав, как нам кажется, все возможное и невозможное, мы терпим поражение, Бог не оставляет нас. Бог всегда с нами, Он ради Любви Своей к нам хочет нам только блага. И иногда отодвигая от нас то, к чему мы так стремимся, Бог только помогает нам стать такими, какими задумал нас Он, наш любящий Отец.

Но ценить Божий мир, радость и любовь мы научаемся только в искушениях. Наши чувства испытываются в горниле страданий, преображаясь Божественной благодатью из слишком плотских, жалеющих себя - в духовные, вечные.

Одна из главнейших задач самовоспитания - это научиться, как вести себя в страдании. Тогда и детей своих мы сможем научить не теряться перед лицом испытаний, а жить в радости и благодарении. Как часто женщины сгибаются под тяжестью надуманных невзгод, тревожась и переживая о том, что еще не случилось, или о том, что случилось давно и что следовало бы оставить в прошлом! Мы терпим бессмысленные страдания лишь потому, что не умеем примириться в сердце и просто спокойно принять то, что с нами произошло или происходит. Мы барахтаемся в бурлящем потоке жизни, даже не пытаясь нащупать ногой дно. Может быть, твердая земля уже давно у нас под ногами, но, увлеченные борьбой со стихиями жизни, мы совсем забыли об этом. Ведь, по сути, все, что от нас требуется - это просто принять как данность все то, что с нами происходит, разумно оценить наши собственные промахи и с упованием на всемогущество и милосердие Божие пытаться сделать только то, что действительно от нас зависит и что мы должны сделать.

Это и называется принять крест Христов и нести его

Крест - не орудие пытки. Крест, который дает нам Бог, - это и есть мы сами. Крест Христов - это наша встреча с Богом, когда мы учимся доверять ему и любить Его. Крест Христов в супружестве - это принятие и честное стремление пронести через жизнь любовь и верность, терпеливую жалость и сострадание друг другу.

Крестом нашей повседневной жизни становится все то, что противоречит и противостоит нашей самости и нашему «хочу», над чем мы не властны. Отсюда и начинаются ссоры, конфликты, разводы и не воссоединение. Очень часто отношения между любящими сердцами проходят на уровне «игры»: ты мне то, а я тебе это. Все забывают о своем сердце, никто его не слушает. Все происходит по определенному, уже «установленному» шаблону. Игра - не Жизнь. Все таят всё в себе, уже, чем и разделяются, ставя преграду между собой, не идя к Другому и не подпуская Другого к себе...

«Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу со-чувствием, словами ободрения. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать о другом. Так они и буду жить одной жизнью, а не двумя», - говорит, всеми известная, государыня императрица Александра Феодоровна Романова.

Те люди, которые недавно клялись в несении совместных радостей и горя, в дальнейшем даже не хотят друг друга понимать! Еще недавно они пили из одной чаши, а теперь не говорят друг другу о своих духовных переживаниях.

Правильное видение жизни - это жизнь в Боге, служение Ему. И как же велико служение в постижении Любви! Вступать в брак необходимо разумно, увидев в этом некий Промысел Божий и точно поняв, хотите ли этого вы.

Любовь учит всему. Конечно, нельзя остановиться, перестать искать Истину, а, сложив руки, сказать просто: «Люблю». Ищите Любви, познания Ее, а все остальное -  приложится!

Об авторе:

Станислав Анастасия Андреевна, киевлянка, 21 год почти (в апреле исполняется). После школы окончила регентский отдел Черниговского духовного училища. В данное время - студентка второго курса НПУ им. М.П. Драгоманова, регентского отдела по специальности «учитель музыки и регент церковного хора». Также занимается иконописью в Школе храмовой живописи и богословием в ВХГШ (Высшая христианская гуманитарная школа).