УКР РУС  


 Головна > Публікації > СІМ православних Я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
молодь розкол в Україні постать у Церкві Священний Синод УПЦ Церква і влада церква і суспільство церковна журналістика забобони Мазепа Вселенський Патріархат Доброчинність милосердя церква та політика Києво-Печерська Лавра шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація краєзнавство Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II Католицька Церква УГКЦ Президент Віктор Ющенко вибори педагогіка іконопис комуністи та Церква конфлікти українська християнська культура Голодомор автокефалія УПЦ КП Церква і політика Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора монастирі та храми України секти Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






Жить одной жизнью

  23 березня 2007


Анастасия Станислав

Что ЕСТЬ Любовь?.. Каждый из нас хоть раз в жизни отвечал для себя на этот вопрос? Приближался ли наш ответ к духовной сущности Любви? Приближались ли мы к глубине и пониманию данного дара? Постигали ли его всем своим существом?

Любовь - некий дар Божий, где образ другого человека открывается и постигается во всей своей полноте. Любви нас учит Сам Бог. Он, Пресвятая Нераздельная Троица, и есть Любовь, в Которой каждое Божественное Лицо отдает Себя Другому, ради Другого, в акте вечной Любви. И именно к этой Любви мы и призваны.

Любовь - это жертва без выгоды, двуличия, раздражения, высокомерия, фанатизма, насилия. Любовь имеет преображающую силу, Она способна сделать человека тем, кем он не был доселе, а, именно, полным становлением образа Божия. И потому семью и брак нужно рассматривать как путь к познанию Любви, обожению. Познать Любовь можно лишь в Боге - Источнике Любви.

В браке лицо другого человека выступает как образ, икона Бога. И целью брака является постижение и созидание, созерцание этого образа, соединение с ним. Два абсолютно противоположных существа соединяются в одно абсолютно другое новое существо - «...и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24) - при этом, не теряя своей личной природы. Слова Библии о «единой плоти» (Быт. 2, 24; 1 Кор. 6, 16) могут показаться некой аллегорией или символом, если мы не попытаемся взглянуть на брак в свете Самой Пресвятой Троицы.

Тайна длиною в жизнь

Муж, жена и происходящее от их соединения потомство принимаются и освящаются Церковью, которая видит в них отражение Троицы. Это соединение и познание дается Богом как дар. И как любой другой дар (веры, покаяния, милосердия, чистоты сердца, молитвы и т.д.), требует от любящих усилий по его сохранению и преумножению. Иначе источник любви в наших сердцах замусоривается и иссякает. Тайна эта, зародившись между мужчиной и женщиной однажды, может возрастать всю жизнь, создавая из соединенных любовью двух одиноких  существ «единую плоть». Это есть и цель, и смысл христианского брака. Очень «в точку» об этом говорит С. Аверинцев: «Благословенная трудность семьи в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни - к Другому». Заметьте, он сказал, «благословенная трудность»...

Сила Любви супругов выявляется также в деторождении. Это как некое воплощение Любви. В браке происходит настолько сильное единение, что Любовь способна воплотиться, т.е. создать новую жизнь, еще более отличную от них, хотя от них происходящую - ребенка. Человек создан творцом и способен быть со-помощником Богу в создании новой твари, разумной твари - человека.

Жизнь в христианском браке устремлена к жизни вечной, т.к. брак не оканчивается с нашей земной жизнью, а продолжается в вечной. В своем настоящем виде Любовь есть тяготение сердца к сердцу, души к душе, дух к духу и... плоть к плоти. Любимый для любимого есть то же, что сам он. Конечно, нельзя свести брак к одной лишь бездушной норме и разложить в стройный ряд сухих правил, жестких, категорических нормативов и табу, безапелляционно навязывающих свое «сверхправильное» видение идеалов жизни и существ. Бог вне канона, Он свободен, а значит и человек тоже. Взаимная любовь, свобода выбора и решения - это, предполагаю, единственное условие брака, которое по своей сути не является законом и не может иметь принудительных ограничений. Я думаю, неправильным является и суждение: «Возраст, рост не тот, статус и вообще...». О какой любви здесь может быть речь?!

Любовь испытывается страданием

Почему я начала говорить не об особенностях «нынешних» проблем семейной жизни и способах их разрешения, а о Любви? Да потому, что «нынешних» проблем-то и не существует вообще. Проблема была, есть и заключается лишь в том, что люди либо не умеют, либо не хотят любить! Что печально... В сущности, очень много браков совершаются лишь обрядом, и от Церкви, в свою очередь, требуется лишь храм, священник и хор. Протоиерей А. Шмеман называет это некой «семейной требой». Но вот об отношении, претворяющем бракосочетание в таинство, мы забываем. Необходимо понять, что брак шире, чем только «семья». Она легко может превратиться в «идола», если будет основана на эгоцентризме.

Любовь между мужем и женой, как и всякая любовь, испытывается в этой жизни страданием. Как прекрасен и удивителен замысел Божий о единстве любящих мужчины и женщины! Ошибочно полагать, что это только красивые слова. Неверно думать, что он не осуществим. Господь всегда исполняет то, что Он нам обещает. И даже если, сделав, как нам кажется, все возможное и невозможное, мы терпим поражение, Бог не оставляет нас. Бог всегда с нами, Он ради Любви Своей к нам хочет нам только блага. И иногда отодвигая от нас то, к чему мы так стремимся, Бог только помогает нам стать такими, какими задумал нас Он, наш любящий Отец.

Но ценить Божий мир, радость и любовь мы научаемся только в искушениях. Наши чувства испытываются в горниле страданий, преображаясь Божественной благодатью из слишком плотских, жалеющих себя - в духовные, вечные.

Одна из главнейших задач самовоспитания - это научиться, как вести себя в страдании. Тогда и детей своих мы сможем научить не теряться перед лицом испытаний, а жить в радости и благодарении. Как часто женщины сгибаются под тяжестью надуманных невзгод, тревожась и переживая о том, что еще не случилось, или о том, что случилось давно и что следовало бы оставить в прошлом! Мы терпим бессмысленные страдания лишь потому, что не умеем примириться в сердце и просто спокойно принять то, что с нами произошло или происходит. Мы барахтаемся в бурлящем потоке жизни, даже не пытаясь нащупать ногой дно. Может быть, твердая земля уже давно у нас под ногами, но, увлеченные борьбой со стихиями жизни, мы совсем забыли об этом. Ведь, по сути, все, что от нас требуется - это просто принять как данность все то, что с нами происходит, разумно оценить наши собственные промахи и с упованием на всемогущество и милосердие Божие пытаться сделать только то, что действительно от нас зависит и что мы должны сделать.

Это и называется принять крест Христов и нести его

Крест - не орудие пытки. Крест, который дает нам Бог, - это и есть мы сами. Крест Христов - это наша встреча с Богом, когда мы учимся доверять ему и любить Его. Крест Христов в супружестве - это принятие и честное стремление пронести через жизнь любовь и верность, терпеливую жалость и сострадание друг другу.

Крестом нашей повседневной жизни становится все то, что противоречит и противостоит нашей самости и нашему «хочу», над чем мы не властны. Отсюда и начинаются ссоры, конфликты, разводы и не воссоединение. Очень часто отношения между любящими сердцами проходят на уровне «игры»: ты мне то, а я тебе это. Все забывают о своем сердце, никто его не слушает. Все происходит по определенному, уже «установленному» шаблону. Игра - не Жизнь. Все таят всё в себе, уже, чем и разделяются, ставя преграду между собой, не идя к Другому и не подпуская Другого к себе...

«Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу со-чувствием, словами ободрения. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Каждый в своих планах и надеждах должен обязательно подумать о другом. Так они и буду жить одной жизнью, а не двумя», - говорит, всеми известная, государыня императрица Александра Феодоровна Романова.

Те люди, которые недавно клялись в несении совместных радостей и горя, в дальнейшем даже не хотят друг друга понимать! Еще недавно они пили из одной чаши, а теперь не говорят друг другу о своих духовных переживаниях.

Правильное видение жизни - это жизнь в Боге, служение Ему. И как же велико служение в постижении Любви! Вступать в брак необходимо разумно, увидев в этом некий Промысел Божий и точно поняв, хотите ли этого вы.

Любовь учит всему. Конечно, нельзя остановиться, перестать искать Истину, а, сложив руки, сказать просто: «Люблю». Ищите Любви, познания Ее, а все остальное -  приложится!

Об авторе:

Станислав Анастасия Андреевна, киевлянка, 21 год почти (в апреле исполняется). После школы окончила регентский отдел Черниговского духовного училища. В данное время - студентка второго курса НПУ им. М.П. Драгоманова, регентского отдела по специальности «учитель музыки и регент церковного хора». Также занимается иконописью в Школе храмовой живописи и богословием в ВХГШ (Высшая христианская гуманитарная школа).