УКР РУС  


 Головна > Публікації > СІМ православних Я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
іконопис Церква і медицина Священний Синод УПЦ Ющенко Мазепа забобони церковна журналістика церква та політика постать у Церкві секти комуністи та Церква церква і суспільство Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка конфлікти Католицька Церква монастирі та храми України Голодомор Києво-Печерська Лавра розкол в Україні Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність краєзнавство вибори шляхи єднання Церква і політика милосердя автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко українська християнська культура УПЦ КП діаспора УГКЦ Вселенський Патріархат молодь






Рейтинг@Mail.ru






Как «малой Церкви» дойти до большой?

  06 July 2007


Влад Головин

«Наташа, давай быстрее собирайся, нам же нужно детей причастить», - Сергей явно нервничал. Уже было 8.30 и даже на машине они не успевали к началу службы. «Тогда помоги, мне еще нужно умыться, причесаться...  А ты пока одень детей», - она тоже была сердита на мужа, который, казалось, вместо того, чтобы помочь, играл роль благочестивого отца семейства в праведном гневе. «На службу он опаздывает! Как будто я в храм идти не желаю, а он хочет подчеркнуть, какой он молитвенник», - подумала она, но вслух этого решила не произносить, чтобы не вызвать скандала. Сергей скрипя зубами начал одевать сына. «Это не моя обязанность. Могла бы сама встать пораньше и все успела бы», - подумал он, не озвучивая свои мысли, которые наверняка вызвали бы обиду. Ссориться перед службой не хотелось.

Через полчаса сборов под крики старшего Серафима и младшей грудной Полины они вышли из дома. «Ой, забыла мобилку», - сказала Наташа, остановившись у двери подъезда. Тут уж муж взорвался: «Обойдешься без нее, позвонишь с моего телефона».  «Мне будет звонить мама. Вернись домой и принеси мне телефон», - жена была раздражена не меньше.

В храм успели к пению Символа веры. Детей причастить успели. О том, чтобы принять Тело и Кровь Христовы самим, Сергей мечтал еще с Рождества. «Получается, что уже больше чем полгода», - подсчитал он и вспомнил статьи и книги о необходимости частого причащения, которые нередко цитировал жене. «Конечно, это писали монахи, которым не нужно было зарабатывать на жизнь, кормить детей, готовить, мыть посуду...» - подумал он и снова расстроился, ведь мысленно впал в грех осуждения монашества.

Замкнутый круг

Семья - это малая Церковь, а Церкви без Христа, то есть, без Евхаристии, не бывает. Подготовиться к Причастию, помолиться за Всенощной или за Литургией не получается. «Вот и выходит, что посещаем Церковь большую, а сами «малой Церковью» не являемся», - думал Сергей. Он отлично понимал, что кричать на жену - грех, и что таким путем ничего не изменишь.

Ситуация кажется безвыходной: к причастию не пускают без подготовки - исповеди, прочитанного молитвенного правила, поста и т.д. А для этого нужно посещать службы, а значит, кому-то оставить детей для присмотра. Или чтобы родственники приехали в церковь и смотрели хотя бы за старшим, трехлетним непоседой Серафимом, который несмотря на заступничество преподобного, находиться в храме более 15 минут не желает - ему там скучно.

А оставить кому-то детей было нелегко. Его родители разведены, у отца другая семья. Мать много работает. Родители жены вообще слышать не хотели о церкви, и даже расстроились, что их внукам дали какие-то странные, как они считали, имена.

Он долго искал советов в житиях святых и статьях о православных семьях. Большинство старцев - он заметил это только теперь - были монахами и о семейной жизни ничего не писали. Петр и Феврония, судя по житию, детей не имели. К тому же они, как и Иулиания Лазаревская, были очень обеспеченными людьми, и домашними делами занимались их слуги. Подобная ситуация и с семьей святого Димитрия Донского или императора Николая - все домашние заботы были делом прислуги. Поэтому брать пример с них было очень трудно.

А ведь это проблема сотен тысяч семей...

По самым скромным оценкам, православных христиан в Украине - 1,5-2 млн. человек. Не номинальных, а реальных верующих людей, регулярно посещающих богослужения и стремящихся жить по заповедям Спасителя. Молодых семей их этих православных - никак не меньше четверти, а то и трети всех верующих. На любом приходе - есть как минимум 2-3 семьи, многие же наполовину состоят из семейных. С проблемами участия в богослужении приходится сталкиваться большинству из этих сотен тысяч семей.

Каждая семья находит свой выход из проблемы. Кому-то управляться с детьми помогают заботливые родственники. Некоторые мужья все эти заботы взваливают на жен, полностью погружаясь в церковные послушания. Но есть и жены, которые все домашние хлопоты предоставляют мужьям, а сами с утра до ночи пропадают в церкви.

Бывает и по-другому. Протоиерей Максим Козлов в книге «Последняя крепость. Беседы о семейной жизни» пишет, что ему знакомы примеры, когда молодых мам вполне устраивает вынужденное неприсутствие на всей службе из-за ребенка. «Хотя формально такая мама первое время повторяет сокрушенные слова о том, что она давно по-настоящему не стояла на службе, не могла всерьез подготовиться к исповеди и Причастию, однако на самом деле ее все больше начинает устраивать, что на службу приезжают не к началу, что в притворе можно поговорить о воспитании ребенка, а потом быстренько подойти с малышом к Чаше и вернуться домой». Отец Максим пишет, что эта неполезная для души практика вырабатывается во многих семьях.

Давая советы о том, как молодой семье не растерять церковность, священник говорит, что нужно ходить на службу по очереди, а еще советует оставлять детей с родственниками или няней.

Подобные советы не всегда применимы в реальной жизни

Ведь родственники часто бывают неверующими, или живут уже с разными семьями. Нанять же няню могут себе позволить не все. Ходить на службу поочереди - прямое нарушение заповеди о почитании седьмого дня. Да, действительно, так можно делать некоторое время. Но если дети рождаются через каждые два года? Ведь именно к многодетности нас постоянно призывают многие священники! Эта очередность будет слишком ущербной - постоянно сможет ходить только муж. Ведь младенца нужно кормить постоянно, и в церкви долго с ним не постоишь. Это и есть настоящая «малая Церковь»?

Подобные советы - припудривание серьезной раны, никак не влияющее на излечение. Отсутствие общинной жизни, индивидуализм верующих привели к тому, что проблемы воцерковления семьи решаются самостоятельно, без помощи братьев по вере. Многим прихожанам не нравятся кричащие или балующиеся в храме дети. Спору нет, это отвлекает от молитвы, ведь храм - не место для игр. Но если есть какая-то трудность у ближнего... Разве это не по-христиански - помогать друг другу?

Многие подобные проблемы разрешились бы, если б на приходах было предусмотрено отдельное помещение для детей. А еще, если бы прихожане были бы настоящей большой христианской семьей, а не совокупностью людей, которые молятся вместе каждое воскресенье, даже не зная имен друг друга.

В одном из киевских храмов оборудована специальная комната для малышей, где они играют во время службы. Родители забирают их только к Причастию. В одном киевском монастыре в ближайшее время планируют около храма создать детскую площадку - среди прихожан много семей с детьми.

Но вспомогательное помещение или площадка не решает проблему

Ведь в холодную, дождливую или снежную погоду на улице долго не поиграешь. Да и в специальной комнате нужно чтобы хоть кто-то из взрослых следил за детьми.

Воцерковление семьи - это одна из тех проблем, которую могли бы решить сами прихожане, если бы на приходах была общинная жизнь. Например, несколько семей могут договориться о том, что они по очереди будут сидеть со всеми детьми в комнате для игр при храме. И устанавливают дежурства. Остальные мамы и папы имеют таким образом возможность молиться на всей Литургии через воскресенье или два-три раза в месяц - в зависимости от того, сколько семей участвуют в этом «дежурстве».

Вы спросите: «Зачем чужим людям навешивать свои семейные проблемы?» Да потому, что все мы - братья и сестры во Христе и нет среди нас чужих. Более того, это нужно еще и для будущего - ведь большинство семей мечтают отдать детей в православные школы, но пока никто ничего не сделал для появления таких школ. И основой для таких учебных заведений как раз могли бы стать семейные общины.

Ведь представьте, если вся община, например, собирает деньги на лечение пожилой прихожанки! Как  было бы хорошо, если бы прихожане читали Псалтирь для решения какой-то общей проблемы прихода! Разве это не нормально, когда молодые люди проведывают своего захворавшего духовника? Если все эти проявления общинной жизни благочестивы, то тем более праведной должна считаться помощь православным семьям.

И выражаться она может не только в присматривании за детьми. Можно ведь совместно праздновать дни рождения, дни Ангела, организовывать представления кукольного театра для детей или совершать совместные поездки и прогулки. И проекты эти нужно осуществлять по благословению священника, желательно семейного, ведь тогда он будет помогать советами, делиться опытом.

Свой взгляд на проблему высказывают и священники. Например, председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов, выступая на круглом столе "Семья в современной Церкви" в московском Даниловом монастыре, сказал в своем докладе: "В нашу эпоху христианство самым лучшим образом реализуется в самоотверженном совершении своего подвига в христианской семье, которой вся община обязана помогать".

А вот что сказал на том же круглом столе директор Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Петр (Мещеринов): «Понимая, что семейность воспитывается только в семье и никак не зависит от проповедей, для нас жизненно важно... обратить наши ресурсы на деятельную помощь христианским семьям. На уровне
приходов и благочиний необходимо проводить практическую заботу о семьях и тратить на это не менее 5% доходов храма». 
 
Подобные идеи уже воплощаются на некоторых приходах. Но делается это, к сожалению, от случая к случаю. Иначе мы давно уже слышали бы о десятках православных школ или детских садов. Ведь верующих семей - сотни тысяч. А помогают им пока только добрым словом или цитатами из умных книг.