УКР РУС  


 Головна > Публікації > СІМ православних Я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 79 відвідувачів

Теги
церква і суспільство вибори постать у Церкві Католицька Церква УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра церква та політика Мазепа шляхи єднання секти Церква і медицина Ющенко Археологія та реставрація діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис церковна журналістика педагогіка Голодомор Церква і політика Вселенський Патріархат молодь краєзнавство Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України милосердя забобони Президент Віктор Ющенко розкол в Україні комуністи та Церква Патріарх Алексій II українська християнська культура автокефалія УГКЦ конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






Заставить или помочь?

  17 вересня 2008


Анастасия Бондарук

Действуя из лучших побуждений, родители часто оказывают такое сильное давление на ребенка,
что парализуется всякая его инициатива.

Карен Хорни

Родители очень часто задаются вопросом: «Как заставить ребенка делать...?» Дальше может идти длинный перечень, но одним словом - то, что ребенок делать не хочет. Православные же родители, стараясь привить ребенку послушание, часто жалуются «Мы уже и ремнем бъем, но он не реагирует, лежит и ждет когда закончим», или «До того, как мы его не били, он дружил с детками во дворе, а теперь их бьет» (ребенок переживает свое чувство унижения, пытаясь унизить других. Что-то  вроде «дедовщины»).

В связи с этим хотелось бы поделиться с родителями веселыми и интересными методами побуждения  ребенка делать то, что необходимо.

Бить или не бить, вот в чем вопрос?

Каждый родитель сам выбирает, как ему воспитывать ребенка. Опытный врач Дональдс Вудс Винникот считал, что если мамы не дают забивать себе головы различными советами, то из них получаются достаточно неплохие матери. Ведь у них есть любовь и материнская интуиция.

И я не сторонник советов, но информацией все же поделюсь...

Обычно, чтобы решить, как нужно наказывать ребенка, хорошо посмотреть на эффект от наказания. Если его нет, или ребенок ведет себя только хуже, значит, наказание не работает и нужно подбирать другое. Так же важно учитывать и состояние центральной нервной системы ребенка. Нельзя бить ремнем детей с эпи-синдромом. Это может плохо сказаться на развитии и спровоцировать приступ (но это не значит, что ребенка нельзя наказывать). Так же дети с гипердинамическим и гиподинамическим синдромом, могут производить на родителей впечатление того, что ребенок решил поиздеваться над ними и целенаправленно выводит их из терпения. Но давайте разберемся. Гипердинамический синдром или синдром дефицита внимания или гиперкинетический синдром - это одно из наиболее часто встречающихся проявлений минимальной мозговой дисфункции (поражения головного мозга). У этих детей трудности в обучении и им очень не просто себя контролировать. Они плохо концентрируют внимание и часто неконструктивно расходуют энергию. У этих детей поражены структуры НС, обеспечивающие процесс торможения, и из-за этого все их трудности. Битьем такого ребенка не изменишь, а только ухудшишь неврологическое состояние. Такого ребенка нужно лечить и подбирать альтернативные наказания. Важно, чтобы наказание было демонстрацией родительской силы, а не бессилия, которое выражается в выплескивании на ребенке негативных эмоций.

Если же вы стремитесь побудить малыша к действиям, то оставьте ремень и обратитесь к игре или к сказке.

Ребята и зверята

Игра во все времена считалась методом воздействия и коррекцией поведения детей. Например, 5-летняя Маша не любила есть овощи и фрукты, хотя ее 3-летний брат с удовольствием грыз морковку и яблоки. Но Маша очень любила играть со зверюшками и самой побыть кем-нибудь из них. То она была собачкой, то зайчиком, то скакала по квартире галопом, как лошадка. Мама решила подключиться к игре дочки и сказала, что она мама-кролик. Вместе с дочкой они «погрызли» травку на зеленом коврике, «попили» родниковую водичку из голубого полотенца, а потом мама-кролик сказала, что все кролики любят яблочки и морковку, особенно, когда они нарезаны маленькими кусочками и поставила перед дочкой тарелочку с лакомством. «Кролик», на удивление все это сгрыз, только что добавки не попросил. Теперь маме оставалось только выбирать животных, которые питаются нужными ей продуктами.

...Маленькой Люде ортопед назначил коррекционную ходьбу, Все как обычно на носках, на пятках и т.д. Но Люде это занятие казалось слишком нудным. Тогда мама посадила вокруг нее игрушки и попросила, чтобы Люда показала им, как надо правильно ходить, чтобы были здоровыми ножки, а через неделю Люда и ее «ученики» уже выступали на арене воображаемого цирка, показывая чудеса хождения на носках и пятках.

Поезд со сказками

Сонечка в свои 4 года была очень послушной девочкой, но вот только спать вовремя ложиться не хотела. Тогда родители устроили маленький спектакль. Папа взял в руки свисток, мама - книжки со сказками и объявили Сонечке, что они уже не папа и мама, а настоящий поезд со сказками и предложили дочке стать еще одним вагончиком. Ребенок радостно согласился, и это даже стало семейным ритуалом. Ровно в 20-45 Сонечка звонила в колокольчик и к «перрону подъезжал паровозик» со сказками. Он доставлял Соню с мамой в детскую, где мама читала дочке на ночь сказки. А потом она спокойно засыпала.

...Ивану врачи назначили побольше ходить и бегать для развития суставов, но мальчик не любил ни футбол, ни другие подвижные игры. Мама придумала для него и его друзей по детской площадке игры в сказки «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.д., где главным героям нужно было много ходить и часто приходилось бегать.

Конечно, для того, чтобы играть с ребенком в такие игры, нужно самой на время разрешить себе стать ребенком.

Сказка - лучший друг

Вспомните, как мама читала вам сказки. Может быть, казалось, что вы - это и есть Золушка или Принц. Вместе с героями сказки вы учились отличать добро от зла, верность от предательства, жестокость от милосердия и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Теперь вы выросли и сами можете не только читать, но и придумать для ребенка сказку. Сказку-послание, которая воздействует на сознание и подсознание, в которой, объясняясь на языке ребенка, вы сообщите ему о необходимом изменении.

Для этого в сказке должен быть конфликт, который совпадает с проблемой ребенка, но не имеет прямого сходства, а как бы касается ее. Главным героем сказки может быть любимые литературный герой или игрушка, с ним ребенок будет ассоциировать себя. (Считается, что для детей 3-4 лет главным героем могут быть зверюшки, герои сказок, игрушки, для детей 4-6 лет - добрые волшебницы, принцессы и принцы; с 6 лет герои могут быть похожи на самих детей. Их уже лучше отправлять в космические и морские путешествия и рассказывать им истории в стиле фэнтези).

Сказка должна предлагать ребенку новый опыт выхода из его проблем. В конце сказки, герои должны извлечь опыт из своих приключений. Хорошо, когда в сказке есть герой, обладающий мудростью, так сказать, эксперт. Для каждого ребенка он будет своим. Для кого-то Сова из сказки про Вини-Пуза, для кого-то черепаха Тортилла. Это все помогает ребенку проидентифицировать себя с главным героем и увидеть новое решение.

Вот пример сказки...

Его предложили специалисты для девочки Тани четырех лет, которая отказывалась чистить зубы и умываться и это превратилось для семьи в настоящую проблему.

В некотором царстве, некотором государстве жила-была Принцесса. Была она и красива и умна, но невоспитана. Когда принцессе исполнилось четыре года, Король и Королева решили пригласить во дворец учителей, которые научат их доченьку: как вести себя за столом, расскажут ей про «волшебные» слова и научат готовить себя к предстоящему дню.

Приехали во Дворец разные учителя заморские, да никто не смог понравится Принцессе. Но вот Король и Королева услышали о девочке Танечке, которой было четыре года и она уже знала все «волшебные» слова и сама кушала за столом и ухаживала за собой. Король с Королевой пришли к Тане домой. Танины родители очень удивились, увидев таких важных гостей у себя дома.

- Чем можем быть полезны? - спросил Танин папа.
- Хотели ли бы мы поговорить с вашей дочерью Таней! Мы слышали о ней много хорошего.
- Добрый день, Ваше Величество. Рада, что вы зашли к нам в гости, - сказала, вышедшая к пришедшим Таня.
- О, я вижу ты очень воспитанная девочка. А умеешь ли ты сама кушать за столом?
- Давно, Ваше Величество.
- А  ты сама умываешься и чистишь зубы?

Танечка засмеялась и ответила Королю:

- Что Вы, Ваше Величество. Я уже давно сама умываюсь и чищу зубы, как взрослые.

Тогда Король и Королева попросили Таниных родителей разрешения погостить девочке во Дворце, чтобы она научила их Принцессу всем своим премудростям. Папа и мама разрешили Танечке поехать во Дворец. Они же знали, как это важно, чтобы их доченька научила маленькую Принцессу правилам поведения. Прошло несколько дней и по всему королевству были развешены флаги «Ура Танечке!». Все жители королевства узнали, что Принцесса и Танечка стали настоящими подружками. Принцесса с удовольствием учится и называет Танечку: «Моя любимая учительница».

В этой сказке ребенку дается послание: «Ты сама умываешься и чистишь зубы» (словами Короля). Такие фразы нужно выделять интонацией. В сказке также решился конфликт между Таней-плохой (Принцесса) и Таней-хорошей. Они подружились. Так произошло и в жизни, внутренний конфликт ребенка был разрешен.

Автор: Анастасия Бондарук