УКР РУС  


 Головна > Публікації > СІМ православних Я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 51 відвідувачів

Теги
Католицька Церква Церква і політика Священний Синод УПЦ розкол в Україні Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II комуністи та Церква постать у Церкві шляхи єднання Доброчинність Президент Віктор Ющенко секти забобони автокефалія УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація вибори монастирі та храми України милосердя церква і суспільство молодь церковна журналістика Церква і медицина Мазепа іконопис педагогіка краєзнавство Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада Ющенко українська християнська культура конфлікти Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика УПЦ КП діаспора






Рейтинг@Mail.ru






Почему ребенок не может постоять за себя… И нужно ли ему это?

  06 жовтня 2008


Анастасия Бондарук

Представьте себе детей, мирно играющих в песочнице. Машинки, лопатки, куклы лежат в сторонке, и детям все равно, кто чье ведерко взял, и кто чьей пасочкой лепит куличи. Но вот, 4-летний Миша подходит к своему ровеснику Саше и начинает выдирать у него из рук понравившуюся игрушку. И хотя Михаил прекрасно умеет говорить, он не пытается попросить, а старается решить вопрос силой, которую доказывает, начиная бить друга. Саша плачет и бежит к своей маме. Маме ситуация явно не нравится. Она хочет, чтобы ее ребенок, с одной стороны, был щедрым, а с другой, умел сам за себя постоять. Ведь мужчина растет. Но Саша, каждый раз, когда его обижают, бежит к маме и плачет. Почему?

Побыть ребенком

Действительно, детей нужно учить и щедрости, и доброте. Но когда у ребенка выдирают что-то из рук, толкают или бьют, все-таки, это не лучший момент для уроков щедрости. Представьте, что вы общаетесь со своими друзьями, и вдруг один из них берет вашу сумку и начинает искать там что-то. Оказывается, ему срочно понадобился ваш носовой платок. Что вы почувствуете? А друзья в ответ на ваше недовольство говорят: «Не жадничай. Жадничать - не красиво». Скорее всего, вы ответите, что брать чужое без спроса тоже некрасиво. Если вы все это себе красочно представите, сможете понять чувства ребенка.

И все же, почему некоторые дети даже не пытаются защитить себя, а сразу бегут к маме?

«Я о тебе позабочусь, малыш»

Если обидчик действительно превосходит силами или слишком агрессивен, то ваш малыш будет чувствовать себя очень беззащитным. В мире ребенка и так может быть много страхов, по разным причинам. Поэтому, оставить его в такой момент самому справляться с проблемой - не разумно. Это только усугубит его чувство беззащитности и подорвет веру в родителей и их помощь.

Как лучше дать понять ребенку, что может на нее положиться - каждая мама решит сама. Конечно, без эмоций, спокойно и доброжелательно. Главное - подтвердить, что малыш не один в этом мире. Его любят и о нем есть кому позаботиться, есть кому защитить.

Но если «захватчик» не так уж и силен, а ваш сын или дочь все равно бегут от него без оглядки или сразу отдают свое. Это почему?

В утешение могу сказать, что если ребенок все-таки убежал, значит, он уже как-то себя защитил. И давайте вспомним, что маленький мальчик - это еще не мужчина, и очень опасно предъявлять к нему требования как к взрослому.

Ребенок и его пространство

В каждой семье есть общие вещи, но есть и личные. Если в семье не соблюдаются границы друг друга, если иллюзия: «у нас все общее», то ребенок впитывает эти правила.

Вот пример такого семейного сценария: муж купил пачку сока на всех. Все и выпили, только добытчику ничего не оставили. И у карапузов в голове: «все вокруг колхозное, все вокруг мое»! Дети не учатся делиться и соблюдать чужие границы и не знают, как защитить свои.

Важно, чтобы и мы, родители, сами соблюдали границы друг друга: «Мама отдыхает, поэтому я и ты не шумим», - учит папа дочку. «Папа работает, не ходи в его комнату», - просит мама. Так родители соблюдают пространство друг друга, и ребенок учится у них.

Также важно, чтобы и взрослые соблюдали личное пространство ребенка. Например, если Маше подарили куклу, то это - Машина кукла, и ее уже нельзя взять и подарить девочке, которая пришла в гости, если сама Маша этого не хочет. Или если папа сегодня в гневе, это совсем не значит, что нужно делать из ребенка «громоотвод», потому что он не сможет защититься. Если пространство малыша соблюдать, то ребенок учиться чувствовать, что оно у него есть, и тогда, если его нарушат, будет реагировать, пытаясь защититься.

Немного «перца»

Если в семье существует явный или неявный запрет на выражение эмоций, то ребенка пугают ситуации, в которых он встретится с их проявлением. Говорят тихо, ведут себя спокойно - вроде идеальная среда. Может, и идеальная, но неестественная (в хорошем смысле этого слова). Я не имею в виду, что в семье надо громко ругаться, но почему бы заливисто не посмеяться, или громко не покричать «Ура!», узнав о чем-то радостном. В общем, ребенок, выросший в атмосфере тишины, просто боится, когда кто-то ярко себя проявляет: психически или физически. Поэтому, хорошо, если папа поиграет с сыном в богатырей и подерутся на мечах, или вместе побьют боксерскую грушу (главное, не забудьте про перчатки!) издавая при этом «угрожающие звуки».

Воспитание игрой

А еще лучше затеять с дочерью или сыном игру в города или княжества. В этой игре дети научатся защищать свои границы и поймут, что будет, если этого не сделать. И как не нарушать чужие, и чем это опасно.

Игра: Вам понадобятся солдатики, что-то, что символизировало бы замок или крепость. Подойдут даже спичечные коробки и ленты, из которых вы сделаете границы. Проиграйте с ребенком ситуацию, когда ваше войско нападет на его город и что будет, если он не защитит свою территорию (его город будет разрушен). Пусть ребенок увидит, что произойдет, если его солдатики вдруг, без разрешения, решат погулять в чужой крепости (он наткнется на допрос и вооруженный отпор).

А как же добродетели?

А как же учить ребенка уступать, сносить обиды, проявлять незлобие? Вспоминаю историю про послушника одного из монастырей, на которого напали хулиганы. Юноша шел вечером с деньгами обители по подземному переходу. Пока пьяные подростки били его, послушник терпел, хотя и отлично владел приемами боевого искусства. Когда же начали отбирать деньги, он легко справился с тремя парнями. Но представьте, что это был человек, который не умел драться. Он не смог бы защитить пожертвования.

Учить щедрости ребенка можно в ситуациях, в которых ни здоровью, ни достоинству малыша ничего не угрожает. И хотя христианские добродетели не появляются сразу, по первому требованию, и для их воспитания нужно время, но у мамы и папы столько любви, что у них все получится.

Автор: Анастасия Бондарук