УКР РУС  


 Головна > Публікації > СІМ православних Я  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 146 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві Голодомор іконопис Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка вибори монастирі та храми України Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання церковна журналістика українська християнська культура УГКЦ милосердя конфлікти Мазепа Президент Віктор Ющенко церква та політика краєзнавство діаспора Ющенко Церква і політика Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат церква і суспільство Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II забобони УПЦ КП Церква і влада Церква і медицина молодь секти розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






Почему ребенок не может постоять за себя… И нужно ли ему это?

  06 жовтня 2008


Анастасия Бондарук

Представьте себе детей, мирно играющих в песочнице. Машинки, лопатки, куклы лежат в сторонке, и детям все равно, кто чье ведерко взял, и кто чьей пасочкой лепит куличи. Но вот, 4-летний Миша подходит к своему ровеснику Саше и начинает выдирать у него из рук понравившуюся игрушку. И хотя Михаил прекрасно умеет говорить, он не пытается попросить, а старается решить вопрос силой, которую доказывает, начиная бить друга. Саша плачет и бежит к своей маме. Маме ситуация явно не нравится. Она хочет, чтобы ее ребенок, с одной стороны, был щедрым, а с другой, умел сам за себя постоять. Ведь мужчина растет. Но Саша, каждый раз, когда его обижают, бежит к маме и плачет. Почему?

Побыть ребенком

Действительно, детей нужно учить и щедрости, и доброте. Но когда у ребенка выдирают что-то из рук, толкают или бьют, все-таки, это не лучший момент для уроков щедрости. Представьте, что вы общаетесь со своими друзьями, и вдруг один из них берет вашу сумку и начинает искать там что-то. Оказывается, ему срочно понадобился ваш носовой платок. Что вы почувствуете? А друзья в ответ на ваше недовольство говорят: «Не жадничай. Жадничать - не красиво». Скорее всего, вы ответите, что брать чужое без спроса тоже некрасиво. Если вы все это себе красочно представите, сможете понять чувства ребенка.

И все же, почему некоторые дети даже не пытаются защитить себя, а сразу бегут к маме?

«Я о тебе позабочусь, малыш»

Если обидчик действительно превосходит силами или слишком агрессивен, то ваш малыш будет чувствовать себя очень беззащитным. В мире ребенка и так может быть много страхов, по разным причинам. Поэтому, оставить его в такой момент самому справляться с проблемой - не разумно. Это только усугубит его чувство беззащитности и подорвет веру в родителей и их помощь.

Как лучше дать понять ребенку, что может на нее положиться - каждая мама решит сама. Конечно, без эмоций, спокойно и доброжелательно. Главное - подтвердить, что малыш не один в этом мире. Его любят и о нем есть кому позаботиться, есть кому защитить.

Но если «захватчик» не так уж и силен, а ваш сын или дочь все равно бегут от него без оглядки или сразу отдают свое. Это почему?

В утешение могу сказать, что если ребенок все-таки убежал, значит, он уже как-то себя защитил. И давайте вспомним, что маленький мальчик - это еще не мужчина, и очень опасно предъявлять к нему требования как к взрослому.

Ребенок и его пространство

В каждой семье есть общие вещи, но есть и личные. Если в семье не соблюдаются границы друг друга, если иллюзия: «у нас все общее», то ребенок впитывает эти правила.

Вот пример такого семейного сценария: муж купил пачку сока на всех. Все и выпили, только добытчику ничего не оставили. И у карапузов в голове: «все вокруг колхозное, все вокруг мое»! Дети не учатся делиться и соблюдать чужие границы и не знают, как защитить свои.

Важно, чтобы и мы, родители, сами соблюдали границы друг друга: «Мама отдыхает, поэтому я и ты не шумим», - учит папа дочку. «Папа работает, не ходи в его комнату», - просит мама. Так родители соблюдают пространство друг друга, и ребенок учится у них.

Также важно, чтобы и взрослые соблюдали личное пространство ребенка. Например, если Маше подарили куклу, то это - Машина кукла, и ее уже нельзя взять и подарить девочке, которая пришла в гости, если сама Маша этого не хочет. Или если папа сегодня в гневе, это совсем не значит, что нужно делать из ребенка «громоотвод», потому что он не сможет защититься. Если пространство малыша соблюдать, то ребенок учиться чувствовать, что оно у него есть, и тогда, если его нарушат, будет реагировать, пытаясь защититься.

Немного «перца»

Если в семье существует явный или неявный запрет на выражение эмоций, то ребенка пугают ситуации, в которых он встретится с их проявлением. Говорят тихо, ведут себя спокойно - вроде идеальная среда. Может, и идеальная, но неестественная (в хорошем смысле этого слова). Я не имею в виду, что в семье надо громко ругаться, но почему бы заливисто не посмеяться, или громко не покричать «Ура!», узнав о чем-то радостном. В общем, ребенок, выросший в атмосфере тишины, просто боится, когда кто-то ярко себя проявляет: психически или физически. Поэтому, хорошо, если папа поиграет с сыном в богатырей и подерутся на мечах, или вместе побьют боксерскую грушу (главное, не забудьте про перчатки!) издавая при этом «угрожающие звуки».

Воспитание игрой

А еще лучше затеять с дочерью или сыном игру в города или княжества. В этой игре дети научатся защищать свои границы и поймут, что будет, если этого не сделать. И как не нарушать чужие, и чем это опасно.

Игра: Вам понадобятся солдатики, что-то, что символизировало бы замок или крепость. Подойдут даже спичечные коробки и ленты, из которых вы сделаете границы. Проиграйте с ребенком ситуацию, когда ваше войско нападет на его город и что будет, если он не защитит свою территорию (его город будет разрушен). Пусть ребенок увидит, что произойдет, если его солдатики вдруг, без разрешения, решат погулять в чужой крепости (он наткнется на допрос и вооруженный отпор).

А как же добродетели?

А как же учить ребенка уступать, сносить обиды, проявлять незлобие? Вспоминаю историю про послушника одного из монастырей, на которого напали хулиганы. Юноша шел вечером с деньгами обители по подземному переходу. Пока пьяные подростки били его, послушник терпел, хотя и отлично владел приемами боевого искусства. Когда же начали отбирать деньги, он легко справился с тремя парнями. Но представьте, что это был человек, который не умел драться. Он не смог бы защитить пожертвования.

Учить щедрости ребенка можно в ситуациях, в которых ни здоровью, ни достоинству малыша ничего не угрожает. И хотя христианские добродетели не появляются сразу, по первому требованию, и для их воспитания нужно время, но у мамы и папы столько любви, что у них все получится.

Автор: Анастасия Бондарук