УКР РУС  


 Головна > Публікації > Слово пастиря  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 76 відвідувачів

Теги
автокефалія Мазепа Католицька Церква діаспора Президент Віктор Ющенко церковна журналістика УГКЦ милосердя Археологія та реставрація забобони Предстоятелі Помісних Церков іконопис Доброчинність молодь Патріарх Алексій II постать у Церкві Церква і влада вибори педагогіка 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання Священний Синод УПЦ краєзнавство конфлікти Церква і медицина УПЦ КП Ющенко комуністи та Церква Вселенський Патріархат монастирі та храми України українська християнська культура Церква і політика секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні Голодомор Києво-Печерська Лавра Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






От Масленицы к Великому посту

  05 лютого 2010


Священник Сергий Сидоров

О масленице

С одной стороны, конечно, празднование масленицы - это очень древняя русская традиция. Но, с другой стороны, нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины - это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя - это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, - это Прощеное воскресенье.

О самом посте

Очень распространено мнение, что пост заключается лишь в том, чтобы не есть скоромного, прежде всего - мяса. В сознании многих людей пост сводится к запретам на употребление некоторых продуктов, но ведь суть его - совсем не в этом. Ограничения в пище - только средство, помогающее обрести добродетели, восстановить утраченные духовные силы. Когда обуздываешь свою плоть, то через легкость плоти приходит и легкость души. А когда предпочтение отдается лишь тому, чтобы мяса не вкушать, то настоящий смысл поста пропадает. Помню, когда-то давно ко мне на исповедь пришла одна пожилая прихожанка и рассказала, как Великим постом кто-то из домашних попросил ее почистить селедку. Женщина стала ее разделывать и случайно, по привычке, облизнула палец. Свой рассказ она заключила такими словами: «Вот окаянные, попросили меня почистить селедку». Где же здесь пост? Сразу же вспоминаются слова святых отцов: «Все ешьте. Ближних не ешьте». Если постишься - не надо осуждать тех, кто не постится.

О мере во всем

Цель поста - в стяжании духовных плодов, а не в изнурении тела. Например, если человек болен и не может обходиться без скоромной пищи (в частности, при гастрите нужны молочные продукты), то он не должен от нее отказываться, а принимать ее как лекарство, с некоторым покаянием. Конечно, предварительно лучше попросить на ее вкушение благословения у священника. Нельзя впадать в крайности, иссушать себя непомерным голоданием. Помню, у нас в Сарове один человек решил последовать примеру древних святых отцов. Он прочитал, что один из них на протяжении всего поста стоял в углу и ел какие-то размоченные ветки, и тоже все сорок дней жевал какие-то сухарики и ветки, а кончилось тем, что у него открылась язва желудка. Так, разумеется, делать нельзя.

О решимости

Я бы хотел сделать особенный акцент на этом качестве. Когда у преподобного Серафима Саровского спрашивали, как спастись, он отвечал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он это сказал - и он это сделал. А у нас часто бывает так: вроде бы решились, но, где можем, идем на попятную, послабления себе позволяем. Подходят, например, люди перед постом и говорят: «Батюшка, благословите». А когда батюшка уже благословил, добавляют фразу: «На молочную пищу». Это хитрость, оборачивающаяся в результате против самого человека. Если уж мы решили поститься, то надо поститься. И все. Если оправдывать себя тем, что, мол, был у знакомых, а там постную пищу не дали, или что нечего было есть, и я пожарил себе яичницу, то это уже не пост. Никаких послаблений себе, никаких оправданий. Хотя бы каждый в своей мере. А скоромное есть с благословения тем, кому действительно без этих продуктов нельзя.

Давайте стараться следовать примеру святых отцев. Их решимости и твердости. Дадим себе зарок не нарушать пост, не оправдывать своих слабостей, и Господь нам поможет!

Газета «У Соломенной сторожки», Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ» № 85, февраль 2010