УКР РУС  


 Головна > Публікації > Слово пастиря  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 149 відвідувачів

Теги
УПЦ КП церква та політика Археологія та реставрація Голодомор Києво-Печерська Лавра автокефалія українська християнська культура Президент Віктор Ющенко церковна журналістика Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква Священний Синод УПЦ милосердя іконопис розкол в Україні забобони 1020-річчя Хрещення Русі діаспора комуністи та Церква Доброчинність Патріарх Алексій II Ющенко шляхи єднання УГКЦ монастирі та храми України Мазепа краєзнавство молодь Церква і влада церква і суспільство Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков вибори постать у Церкві конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина секти педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






От Масленицы к Великому посту

  05 лютого 2010


Священник Сергий Сидоров

О масленице

С одной стороны, конечно, празднование масленицы - это очень древняя русская традиция. Но, с другой стороны, нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины - это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя - это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, - это Прощеное воскресенье.

О самом посте

Очень распространено мнение, что пост заключается лишь в том, чтобы не есть скоромного, прежде всего - мяса. В сознании многих людей пост сводится к запретам на употребление некоторых продуктов, но ведь суть его - совсем не в этом. Ограничения в пище - только средство, помогающее обрести добродетели, восстановить утраченные духовные силы. Когда обуздываешь свою плоть, то через легкость плоти приходит и легкость души. А когда предпочтение отдается лишь тому, чтобы мяса не вкушать, то настоящий смысл поста пропадает. Помню, когда-то давно ко мне на исповедь пришла одна пожилая прихожанка и рассказала, как Великим постом кто-то из домашних попросил ее почистить селедку. Женщина стала ее разделывать и случайно, по привычке, облизнула палец. Свой рассказ она заключила такими словами: «Вот окаянные, попросили меня почистить селедку». Где же здесь пост? Сразу же вспоминаются слова святых отцов: «Все ешьте. Ближних не ешьте». Если постишься - не надо осуждать тех, кто не постится.

О мере во всем

Цель поста - в стяжании духовных плодов, а не в изнурении тела. Например, если человек болен и не может обходиться без скоромной пищи (в частности, при гастрите нужны молочные продукты), то он не должен от нее отказываться, а принимать ее как лекарство, с некоторым покаянием. Конечно, предварительно лучше попросить на ее вкушение благословения у священника. Нельзя впадать в крайности, иссушать себя непомерным голоданием. Помню, у нас в Сарове один человек решил последовать примеру древних святых отцов. Он прочитал, что один из них на протяжении всего поста стоял в углу и ел какие-то размоченные ветки, и тоже все сорок дней жевал какие-то сухарики и ветки, а кончилось тем, что у него открылась язва желудка. Так, разумеется, делать нельзя.

О решимости

Я бы хотел сделать особенный акцент на этом качестве. Когда у преподобного Серафима Саровского спрашивали, как спастись, он отвечал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он это сказал - и он это сделал. А у нас часто бывает так: вроде бы решились, но, где можем, идем на попятную, послабления себе позволяем. Подходят, например, люди перед постом и говорят: «Батюшка, благословите». А когда батюшка уже благословил, добавляют фразу: «На молочную пищу». Это хитрость, оборачивающаяся в результате против самого человека. Если уж мы решили поститься, то надо поститься. И все. Если оправдывать себя тем, что, мол, был у знакомых, а там постную пищу не дали, или что нечего было есть, и я пожарил себе яичницу, то это уже не пост. Никаких послаблений себе, никаких оправданий. Хотя бы каждый в своей мере. А скоромное есть с благословения тем, кому действительно без этих продуктов нельзя.

Давайте стараться следовать примеру святых отцев. Их решимости и твердости. Дадим себе зарок не нарушать пост, не оправдывать своих слабостей, и Господь нам поможет!

Газета «У Соломенной сторожки», Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ» № 85, февраль 2010