УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 141 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II діаспора комуністи та Церква Ющенко Голодомор шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну монастирі та храми України українська християнська культура секти конфлікти Церква і влада Вселенський Патріархат вибори милосердя педагогіка краєзнавство Мазепа УПЦ КП Церква і політика Католицька Церква автокефалія постать у Церкві іконопис Церква і медицина Києво-Печерська Лавра забобони церковна журналістика УГКЦ церква та політика розкол в Україні Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Доброчинність церква і суспільство молодь Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






О «душевных» людях и «бытовом» богословии



Cтаття на конкурс 

Юрий Кищук, Караганда (Казахстан)

Для многих людей, впервые пришедших в православный храм, кажется очень трудным и практически невозможным не то что понять, но и выстоять полностью церковную службу. И естественно у многих из них возникает вопрос: «Для чего туда ходить?»

Проблема непосещения храмов православными людьми сейчас очень актуальна. Люди приходят креститься, и не один-два человека, а иной раз ежедневно и десять, и больше. Но вот в чём проблема - многие люди, крестившись, к сожалению, после этого считают достаточным посещать храм только лишь на большие праздники (Рождество, Крещение, Пасху). Такие люди становятся «православными номинально», а оправданием для непосещения храма служат то занятость, то усталость, и в большинстве случаев «вера в душе».

Многие рассуждают: «Неужели нам нужно обращаться к Богу именно в храме, разве не говорится в учении Православной Церкви о том, что Бог - Вездесущий?» Несомненно, большинство людей приходит к таким выводам из-за незнания даже основ православного учения. Бывает так, что некоторые познания у человека существуют, но он, не имея чёткого представления, руководствуется своим собственным ориентиром для определения правильности или ошибочности своих выводов относительно понятий: Бог, душа, храм.

О понятиях «Бог» и «душа»

«Бог в душе» - утверждают люди, не считающие для себя обязательным посещение храма. Как часто в современном мире происходит непонимание и изничтожение понятий «Бог» и «душа»!

Священник-богослов Александр Шмеман писал: «Почти все цивилизации, предшествовавшие нашей, в сущности, смотрели вверх - на высшее, горнее и идеальное. И в этом высшем, горнем и идеальном видели меру и объяснение всего: мира, человека, жизни. Спор всегда шел только о том, как понимать это горнее и как жить им. Это могли быть очень горячие споры, но споры внутри того же смотрения вверх. Для меня нет сомнения в том, что отречением от образа неизреченной Славы началась наша, пока что последняя по счету цивилизация. Началась с того, что в богословской аналогии следовало бы назвать вторым грехопадением. Христианское богословие открыло нам, что человек пал потому, что хотел стать как Бог, но без Бога, что он хотел удовлетвориться своей человечностью, а это, значит, урезать и ограничить в самом себе свою жажду абсолютного. Уже тогда, в раю, змей нашептал ему слова: «Человек есть мера всех вещей». Уже тогда, в раю, змей внушил ему, что смирение, в котором больше, чем в чем бы то ни было, раскрывается божественность человека, - это рабство, а вот гордость маленького человека - это свобода и царство. И по аналогии с этим первым грехопадением я говорю и о втором грехопадении, более страшном, ибо это второе грехопадение, этот отказ от образа неизреченной Славы, произошел после того, как Христос просиял в мире, уже после того, как раздались все слова, все молитвы, все гимны о подлинном небесном призвании человека».

Именно в наше время достигло своего апогея то «второе грехопадение», о котором говорил прот. Александр, проявилось же оно в том «искусстве гордости и самомнения», которое присуще современному человеку. Он, посчитавший способным «сотворить» себе подобного, забыл об одной очень важной «детали» - душе. Эта ошибка, скорее всего, произошла из-за того, что в определённый момент нынешняя цивилизация стала пытаться забыть и изжить все «пережитки прошлого». К сожалению, в круг этих «пережитков» вошло и понятие «душа».

В разное время, в разных народах этим словом определялись чувства человека и его высоконравственные привязанности, также образованность человека и способность к пониманию. «Душевный человек», «доброй души человек», - говорили о том, кто способен выслушать, поддержать, утешить. В недавнем прошлом слово «душа» и производные от него слова были эпитетами чего-то доброго, светлого и красивого в образе человека. Именно с таким смыслом употребляли его наши бабушки и дедушки, люди старшего поколения.

Что же изменилось?  Неужели это слово «ушло» из нашего языка? Нет, оно не исчезло, но, к сожалению, приобрело искажённое значение. «Осовремененное» нынешними поколениями слово «душа», отразилось в «кривом зеркале» миропонимания современного человека. В XXI век большинство людей подрастающего поколения воспитываются уже не на сказках, рассказанных им бабушкой или дедушкой и не на примере родителей, всё это им «заменяет» телевизор. Конечно же, нельзя говорить о том, что весь телевизионный эфир наполнен негативной информацией, и важно отметить существование развивающих и познавательных передач для детей, но также необходимо остановиться и на том огромном количестве негативного материала, который «впитывает» не только ребенок, но и любой человек от просмотра телевидения. Именно с экранов телевизора людям было навязано и закреплено исковерканное понимание пользы для души. Оказывается, что человеку не обязательно обладать какими-то нравственными характеристиками, чтобы называться «душевным». Для этого достаточно купить и выпить... пива.

Не стоит забывать о том, что подмена нравственных ориентиров не может произойти у человека в один миг. Свою роль в этом процессе сыграло и принудительное взращивание целого поколения людей с навязанной им точкой зрения «научного атеиста». Конечно, можно говорить о том, сколько хорошего было в эпоху советов, но картина была бы не полной, если не сказать о том, что в те годы была предпринята попытка к уничтожению самого главного в человеке - души и веры в Бога. Именно в то время было принято писать о том, что «миф о душе эволюционирует от наивных представлений о душе как уменьшенной и утончённой копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чём-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Основной психологический корень веры в душу - страх перед смертью» («Атеистический словарь»). Естественно, что данное определение является более чем необоснованным, ведь не страхом же перед смертью вызвано столь частое употребление в народе таких выражений, как «жить душа в душу», «душа-человек», «на душе легко», «это мне по душе», а также множества других.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что человек, говорящий о лёгкости на душе, не ставит данное утверждение в зависимость от выпитого им «душевного пива», несмотря на предпринимаемые попытки «затереть» и «выжечь» из человеческого сердца христианское понимание душевности; оно сохранялось людьми и в советское время.  Ведь  вообще для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии.

Вот эту то жажду богообщения пытались заглушить ссылками и расстрелами в советское время, пытаются заглушить и сейчас, но идут уже другим путём. Посредством лжи и обмана современному человеку извне, через средства массовой информации, навязывается «новое» мировоззрение и культура, которые отравляют всё сердце и душу человека. Но остается «источник живой воды», способный просветлить сознание, утолить духовную жажду и помочь сохранить мировоззрение, а самое главное веру человека. Этим «источником» является Православная Церковь.

Как часто человек, ощущая тлетворное влияние западной культуры на свою душу и на души своих детей, пытается противостоять ему, но зачастую попытка противостояния заканчивается неудачей. Почему же это происходит? Потому, что решив защитить себя и своих близких, человек не имеет твёрдого основания в своих убеждениях.

Православное вероучение о Боге и душе

Где же найти краткое и чёткое изложение основ Православной веры? И в каком письменном или устном источнике Русской Православной Церкви искать «обычному» человеку ответ на вопрос о сущности понятий «Бог» и «душа»?

Православная Церковь учит о двух главных источниках познания Бога - Божественном Откровении и творении, т.е. видимом мире. Первый источник познания Бога раскрывает духовную сущность, свойства и совершенства Божьи, Его святую волю по отношению к человеку, план Божественного домостроительства нашего спасения. Божественное Откровение содержится в Священном Писании и в устном церковном предании.

В Священном Писании нигде не доказывается существование Бога, поскольку эта богодухновенная Книга предназначена для верующих людей. Истинная вера черпает уверенность в бытии Божьем не в логических доказательствах, а в переживаниях сердца, в религиозно-нравственном опыте богообщения, основанном на молитве и праведной жизни. Истина бытия Божьего так же достоверна для верующего человека, как и его собственная жизнь. Своей душой богоподобный человек ощущает близость Бога, стремление к Нему. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже», - восклицает святой пророк и псалмопевец Давид (Псал. 41, 2). Бог вложил в душу человека внутреннюю религиозную потребность стремиться к своему Создателю. Того же, кто говорит в сердце своем «нет Бога», Святая Библия называет безумным (Псал. 13, 2). Главное условие богопознания заключается не в напряжении мысли и рассудка, не в философских способностях человека, а в евангельской нравственности, чистоте сердца, возвышенной духовности, святости жизни. Вечная Истина - Христос Бог сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф. 5, 8). Человек, погрязший в грехе, не может пребывать в общении с бесконечно Святым Богом и познавать Его. Тот, кто желает познать Творца, прежде всего, должен веровать, что Бог есть, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11,6). Первый шаг на пути познания Бога - признание верой Его существования. Такова воля Божия. Тому, кто ее исполнит, Господь открывает дальнейшие глубины богопознания (при условии, что жизнь человека будет богоугодной).

Второй источник познания Бога - Его творение - свидетельствует о величии и премудрости Божьей. Человек изумляется красоте, сложности, многообразию окружающего мира. Как величественны океаны, горы, леса, поля! Немыслимо описать красоту небесной синевы. Неповторимая прелесть есть в рождении каждого нового дня и в его закате. В разные времена года природа по-своему прекрасна. Весной она пробуждается и расцветает, поет на все голоса. Летом одета в роскошный зеленый наряд, расшитый цветами. Осенью мир раскрашен в желтые, оранжевые, красные, золотисто-багряные цвета. Казалось бы, зимой природа должна быть менее привлекательной. Но это не так. Хочется смотреть на падающие снежинки, на глубокие чистые сугробы, на заснеженные деревья. Верующий человек повсюду в мироздании видит проявление Божественного Разума. Более того, он верует, что все создано Всемогущим Богом, Который непрестанно промышляет о Своем творении.

Если человек ведет благочестивую жизнь, то его ум, воля, чувства устремлены к Богу, он живет в Боге и Богом, ощущает при этом невыразимую сладость и душевное блаженство. Познание Бога настолько великое благо для человеческой души, что в сравнении с Ним все житейские и земные блага не имеют никакой ценности. Но без Бога познать Бога нельзя. По словам святого преподобного Никиты Стифата, «никто не может войти в богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым». А Святой преподобный Симеон Новый Богослов дает такое назидание желающему преуспевать в познании Бога: «Удивляюсь я тем многочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде усыновления Им не боятся богословствовать и беседовать о Боге. Удивляюсь я, когда слышу, как многие, не понимая Божественных истин, философствуют о них и, будучи исполнены грехами, богословствуют о Боге и обо всем, касающемся Его, без благодати Святого Духа, открывающего смысл и дающего разум. Трепещет, ужасается и некоторым образом выходит из себя мой дух, помышляя, что мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед нашими глазами, с дерзостью и бесстрашием решаемся мудрствовать о Боге, непостижимом для нас, особенно если мы пусты от благодати Святого Духа, просвещающего и научающего всему».

Православный храм

Храм - вот то место, в котором каждому православному христианину становится доступной благодать Святого Духа «открывающая ум и дающая разум». Именно в храме, человек, у которого уже затеплилась вера, может найти подкрепление своей веры и посредством предложенной в Таинствах Церкви  (священнодействиях, в которых с особенной силой действует Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина) благодати укреплять свою веру и стремление к главному смыслу жизни православного человека - быть всегда и всецело с Христом. В храме начинается жизнь любого человека как православного христианина в Таинстве Крещения. Непосредственно после Таинства Крещения следует Таинство Миропомазания, в котором преподаётся человеку полнота Благодати как Дар Святого Духа, Который он, согласно учению Православной Церкви, обязуется хранить в своей душе. И далее в течение всей своей жизни каждый православный человек постоянно стремится в Церковь, для того чтобы через участие в Таинствах очистить свою душу и  сделать её более способной к  восприятию Божественной благодати.

Стараясь более доходчиво объяснить значение храма в жизни каждого православного человека, мы попытались обнаружить ту неразрывную связь между понятиями «Бог», «душа», «храм» и показать, что без участия в Таинствах Церкви  православному человеку невозможно сохранить даже ту искорку веры в своей душе, о которой так часто говорят люди. Отказываясь от посещения храма и участия в Таинствах, православный человек, сам не ведая того, со временем начинает терять даже ту искру «веры в Бога в душе», о которой шла речь. И лишь посредством возвращения в лоно Церкви и участия в Её спасительных Таинствах человек становится способным не только сохранить свою «искру веры», но и избежать мучительных мук ада, стать способным к приобретению высокого звания - быть причастником славы Божьей в Царствии Небесном.