УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 56 відвідувачів

Теги
шляхи єднання діаспора Доброчинність конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика молодь Церква і політика Церква і медицина Мазепа секти забобони комуністи та Церква УПЦ КП автокефалія монастирі та храми України Ющенко милосердя Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис УГКЦ розкол в Україні Археологія та реставрація вибори Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ педагогіка Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра краєзнавство Президент Віктор Ющенко українська християнська культура церковна журналістика церква і суспільство Голодомор постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Прелести» либерализма



Владимир  Кузин, г. Владимир, Россия

- По рукам дочка пошла, - плакала женщина в автобусе, обращаясь к своей попутчице (видимо, знакомой), - мне, говорит, с ними нравится. Хоть бы как-нибудь этих... привлечь к ответственности...

Мне, как христианину, совершенно очевидна трагедия, происходящая с дочерью этой женщины. Как очевидно и то, что "привлечь" в этом случае к "ответственности" никого не удастся: данная ситуация для нынешнего состояния общества считается нормальной, ибо опирается на основной принцип либерализма - кумира современной европейской цивилизации (а теперь и наших стран): "Каждый человек имеет право делать всё, что хочет, если его поступки не связаны с насилием над окружающими и не причиняют им вреда".

Попробую очень кратко прокомментировать данный тезис с точки зрения православия

Когда-то западные страны являлись носителями христианского вероисповедания. Их нравственные (а следовательно, и правовые) нормы опирались на Евангельские заповеди. Однако с течением времени европейцы (а затем и мы) постепенно стали от них отходить. Причиной "апостасии", то есть отпадения человека от Бога, явилось, по словам святых отцов, самовольное изменение людьми цели и смысла своей жизни. А именно: вместо "духовного совершенствования", заповеданного Творцом (Мф, 5, 48) и предусматривающего определённый уровень аскетизма, большинство людей захотели жить в своё удовольствие, по прихотям плоти. В результате, Бог стал обществу не просто не нужен, а очень неудобен и даже опасен, ибо препятствовал "наслаждаться жизнью". Это и явилось основной причиной возникновения материализма, а вовсе не поиск человеком истины, в результате которого он якобы убедился в первичности материи, а не духа.

Случилось то, что случилось. Сначала было объявлено, что человек - никакой не "образ и подобие Бога", а животное, произошедшее от обезьяны и наделённое, в отличие от остальных представителей фауны, разумом. Затем было "научно" доказано, что интеллектуальные, волевые и даже нравственные (!)  качества человека - результат деятельности его головного мозга; что существования личности после смерти тела нет и конечная участь человека - могила и черви. Раз так, то земная жизнь со всеми её наслаждениями и "прелестями" - есть единственная и неповторимая ценность, покушение на которую или причинение которой всяких неудобств является отныне главным преступлением. Так возникла система морально-нравственных идеалов, подогнанная под тот образ жизни, который ведут сейчас "цивилизованные" люди.

В соответствии с этими идеалами принимаются и правовые нормы. Уголовные, гражданские и иные кодексы большинства государств мира стали опираться только на те религиозные ценности, которые говорят о недопустимости лишения человека жизни, здоровья, материальных благ и т.д. (заповедям "не убий", "не укради" и прочим соответствуют определённые наказания). В то время как вторая половина духовно-нравственных норм Священного Писания, связанная с нравственной чистотой личности, светскими законами была отвергнута практически полностью. Иными словами, человек получил право спиваться, курить, материться, блудить, а теперь уже (например, в Голландии) создавать однополые семьи, а также добровольно уходить из жизни (эвтаназия) - то есть, совершать, согласно Евангелию, грехи,  лишь бы подобными действиями он не затрагивал свободу и интересы других граждан. И никто из окружающих (в том числе его родные и близкие) не имеет права удерживать его от этого силой (я слышал, что в ряде стран несовершеннолетний ребёнок даже может подать в суд на своих родителей за "ограничение свободы его личности" - и это в то время, как Господь обещал наказать смертью тех, кто всего лишь "злословит отца и мать"! (Мф, 15, 4)).

Большинство людей поверили в это "прогрессивное" мировоззрение и приняли его идеалы

Вот только в последнее время изумлённым либералам открылись два очень нежелательных для них обстоятельства (тогда как христианству они известны уже две тысячи лет).

Прежде всего, оказалось, что первая часть основного принципа либерализма ("делай всё, что хочешь") стала очень часто входить в явное противоречие с его второй половиной ("не причиняй вреда окружающим"). Оказалось, что человек, скажем, одурманенный алкоголем (злоупотреблять которым, согласно либерализму, - неотъемлемое право личности), в состоянии схватиться за нож или пистолет; а обуреваемый страстью после просмотра порнофильма (законного!) гражданин может запросто изнасиловать женщину, - подобными фактами пресса буквально пестрит! И именно этого "феномена", что любая страсть человека, достигнув определённой силы, может выплеснуться на ближнего, либерализм  не учёл. Отсюда в "свободных" и "демократических" странах Запада и США (а ныне и в наших государствах) такой высокий уровень преступности - в том числе и среди малолетних.

Кроме того, "свобода личности", понимаемая как "свобода удовлетворения страсти", стала приводить к обратному - к порабощению. Например, подлинными рабами бутылки становятся алкоголики. Атеисты насмехаются над словосочетанием "раб Божий" (мол, вы не можете позволить себе покурить, выпить и т.д.), не подозревая, что большинство из них сами являются жалкими рабами своих страстей, ибо не в силах от них избавиться. Причём, расхожее мнение о том, что алкоголизм вызван особенностью человеческого организма (спирт входит в "обмен веществ" и со временем "заставляет" организм принимать очередную дозу), разбили в пух и прах последние достижения психиатрии. Установлено, что возникновение таких "зависимостей" ни с какими одурманивающими веществами не связано.

А сколько сейчас медициной открыто зависимостей от азартных игр (например, связанных с игровыми автоматами), спортивных соревнований (у так называемых "фанатов"), от желания убивать (будущие "маньяки" могут начинать с "безобидных" детских игр в "войну", с игрушечных винтовок и кинжалов)...

Христианские подвижники неоднократно предупреждали, что выпускать "джина страстей" из бутылки, прельстившись сиюминутными утехами, - крайне опасно. Что "плата", которую берут тёмные силы за доставленное человеку "удовольствие" - его душа. Говоря по-мирски - психическое здоровье, интеллект и нравственные качества (а еще и ужасная загробная участь - об этом говорит не только Священное Писание, но и люди, заглянувшие за грань земного бытия в момент клинической смерти).

В ответ у большинства людей - ноль эмоций, поэтому и имеем мы то, что имеем. Девушка, которая "пошла по рукам" и которой её собственное положение "нравится", уже не способна видеть, в кого превратилась. В качестве характеристики нынешнего состояния общества некоторые христианские авторы иногда приводят... психиатрическую клинику, пациенты которой кричат, визжат, улюлюкают, бьют стёкла, и при этом остаются в своём мире "счастливыми", считая своё поведение "нормальным". Какова была бы реакция здоровых людей, наблюдающих за ними со стороны? Не мудрено, что православные старцы и подвижники, глядя на этот мир духовными очами, искренне о нём плачут.

А теперь подумайте...

Кто Тот Единственный, Который может судить о психическом состоянии человека совершенно объективно? И Кто может установить для больных нормы поведения, по которым живут люди здоровые? (А продолжение "кривлянья" может довести нас до окончательного  безумия - это медицине хорошо известно). Правильно, только Врач. Как и прописать больным эффективно действующие лекарства. Ведь Он видит нас с точки зрения мира несравненно более прекрасного, светлого и чистого, не зараженного безумием; Он один досконально знает причины наших болезней, их виды, характер течения и, главное, методы исцеления. Вопрос лишь в том, хотим ли мы Ему довериться, желаем ли увидеть свои недуги и излечить их...