УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 65 відвідувачів

Теги
шляхи єднання Мазепа Церква і влада конфлікти Києво-Печерська Лавра секти Голодомор Католицька Церква УГКЦ автокефалія Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство постать у Церкві милосердя Патріарх Алексій II Церква і політика комуністи та Церква Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ Церква і медицина вибори 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні церковна журналістика УПЦ КП монастирі та храми України Ющенко діаспора Вселенський Патріархат забобони Доброчинність церква та політика церква і суспільство педагогіка українська християнська культура Археологія та реставрація молодь Президент Віктор Ющенко іконопис






Рейтинг@Mail.ru






«Монастырь Limited». О создании и регистрации религиозных организаций на Украине



Министерство юстиции подготовило законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (законопроект), который предусматривает новую редакцию Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (Закон). Изменения начинаются с названия, которое звучит так: Закон Украины «О свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях».

Что новенького?

Раздел I законопроекта практически не отличается от того же раздела Закона. Есть некоторые изменения в связи с актуальным сейчас вопросом о введении в школах уроков религиозной этики. Так, важным дополнением является положение о недопустимости религиозного обучения и воспитания детей без согласия их родителей.

Серьезным изменением в существующий Закон является часть 5 статьи 5 законопроекта, предусматривающая возможность государства частично или полностью финансировать общественно полезные проекты, которые осуществляют религиозные организации. Ранее Закон запрещал государству финансировать деятельность любых организаций, созданных по признакам отношения к религии.

Также важным нововведением является часть 7 указанной статьи. Она разрешает религиозным организациям заниматься предпринимательской деятельностью.

Часть 1 статьи 5 Закона указывает, что право осуществлять государственную политику в отношении религии и церкви принадлежит исключительно государству, что, в принципе, противоречит следующей части той же статьи и части 3 статьи 35 Конституции Украины, которые устанавливают, что церковь (религиозные организации) отделена от государства.

Об организационно-правовой форме

Но, пожалуй, самые значительные изменения, в случае принятия законопроекта, претерпит раздел II Закона. Предлагается прежде всего определить, чем же являются религиозные организации.

Итак, религиозными организациями признаются объединения физических лиц без статуса юридического лица и юридические лица частного права, созданные с целью совместного вероисповедания и ведения религиозной деятельности. Отметим, что в действующей редакции Закона правовой статус религиозных организаций почти не определялся.

Законопроект представляет иерархию организационно-правовых форм, в виде которых могут создаваться религиозные организации. Первым уровнем является религиозное общество, которое по статусу похоже на религиозную общину в действующем Законе. Религиозное общество является добровольным объединением физических лиц независимо от того, приобретает оно статус юридического лица или нет. Религиозные общества без статуса юридического лица могут осуществлять деятельность, не сообщая в государственные органы и органы местного самоуправления о своем основании. Также они имеют право сообщить о себе территориальным органам Министерства юстиции Украины.

Подход законопроекта к созданию религиозного общества почти такой же, как и к созданию любого хозяйственного общества. Указывается минимальное количество участников - от трех (данный вопрос еще стоит согласовать с существующими религиозными объединениями исповедующих наиболее распространенные религии, которые настаивают на минимум 10 участниках). Если проводить аналогию с участниками полного и командитного обществ, то участники религиозного общества также могут состоять только в одном подобном обществе. Так что если одновременно быть участником нескольких обществ не запрещает вера, то законопроект заставит определиться.

Высшим органом религиозного общества, как и любого другого, проект определяет общее собрание участников общества. В его компетенцию входит: утверждение устава и изменений в него; избрание или утверждение руководящих и исполнительных органов общества; принятие решения о вероисповедальной принадлежности и каноническом подчинении общества, а также об их изменении; принятие решения о создании религиозного объединения, о входе или выходе из него; принятие решения об отчуждении недвижимого имущества, принадлежащего обществу на праве собственности; решение о прекращении общества.

Следует обратить внимание на то, что религиозные общества могут самостоятельно определять свою подчиненность в канонических и организационных вопросах религиозным объединениям, а также имеют право на свободный выход или изменение подчиненности. Это, в первую очередь, необходимо учитывать в уставах религиозных объединений.

Следующей организационно-правовой формой является религиозное учреждение - организация со статусом юридического лица, созданная другой религиозной организацией - юридическим лицом - для достижения определенной цели. Если сравнивать с действующей редакцией Закона, то религиозное учреждение соответствует определению «монастырей, религиозных братств и миссий», объединив всевозможные исторически сложившиеся названия в одно. Религиозные учреждения могут создаваться только со статусом юридического лица, при этом учредители формируют и утверждают исполнительный орган учреждения в порядке, который определяется его уставом.

Религиозные объединения состоят из религиозных обществ и учреждений, являются юридическими лицами и действуют на всеукраинском или местном уровне. Местное объединение могут создать два и больше религиозных обществ одного вероисповедания, которые имеют статус юридического лица и зарегистрированы на территории одной области, Автономной Республики Крым, городов Киева или Севастополя. Всеукраинское объединение может создаваться обществами или местными объединениями, зарегистрированными на территории большинства областей Украины, городов Киева и Севастополя. Каждая религиозная организация может входить в состав только одного местного и одного всеукраинского объединения.

Также законопроект регулирует деятельность международных, иностранных религиозных и межрелигиозных объединений и центров. Так, их представительства действуют на Украине без статуса юридического лица, но их учреждения обязаны иметь такой статус.

Порядок регистрации

Как и в действующем Законе, религиозные организации приобретают статус юридического лица с момента государственной регистрации, но, согласно законопроекту, они получают возможность открывать филиалы и представительства.

Наименованию религиозных организаций посвящена целая статья. Так, полное наименование обязательно должно содержать организационно-правовую форму и вероисповедальную принадлежность; если религиозная организация входит в объединение, то это также должно отображаться в полном наименовании.

Что касается устава религиозной организации, то, согласно законопроекту, он принимается на общем собрании участниками общества, а не «верующими гражданами» по действующей редакции Закона. Устав религиозного учреждения, как отмечалось выше, утверждает учредитель. Уставы же религиозных объединений утверждаются на общих собраниях, конференциях, съездах, соборах представителями создающих их религиозных обществ или местных религиозных объединений. Кроме сведений, предусмотренных действующим Законом, законопроект предлагает внести в устав сведения о полном наименовании религиозной организации и порядке принятия решения о ее прекращении.

Статья 16 законопроекта регламентирует порядок регистрации религиозных организаций, которую осуществляет Министерство юстиции и его территориальные органы. Все зарегистрированные организации вносятся в Государственный реестр религиозных организаций. Если обобщить, то подаются такие документы: заявление о регистрации, устав организации, сведения об участниках, протокол общего собрания, на котором был утвержден устав; при регистрации учреждения дополнительно потребуются копия устава учредителя и его решение о создании; если регистрируются международные и иностранные религиозные и межрелигиозные объединения или центры, то потребуется документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени иностранного или международного религиозного объединения или центра.

Сроки регистрации зависят не только от организационно-правовой формы организации (от 10 дней для общества и учреждения до 3х месяцев для представительства), но и от того, представлено ли данное вероисповедание на Украине (до 6 месяцев, если религиозное течение не представлено на Украине).

Имущественный вопрос

Что касается имущественного статуса, то законопроект не содержит вовсе ныне приостановленной нормы предоставляющей привилегию относительно освобождения от уплаты налогов с пожертвований и доходов, направляемых на благотворительные цели.

Также законопроект определяет порядок создания и ведения Государственного реестра культового имущества. По-видимому, создание данного реестра, а также положение части 10 статьи 24, содержащей ссылку на Закон, регулирующий порядок передачи национализированных культовых сооружений религиозным организациям, готовят почву для проведения своеобразной церковной «приватизации».

Законопроект определяет порядок регистрации и деятельности религиозных организаций именно как хозяйственных обществ, не вдаваясь в подробности подчинения и иерархии каждой организации.

Марина Бахолдина. - «Юридическая практика», № 31, 1 августа 2006 / РИСУ