УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 52 відвідувачів

Теги
розкол в Україні секти українська християнська культура церква та політика конфлікти Голодомор Археологія та реставрація педагогіка вибори Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква УГКЦ Церква і політика забобони постать у Церкві автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Церква і влада Ющенко Доброчинність Священний Синод УПЦ Церква і медицина комуністи та Церква Вселенський Патріархат краєзнавство Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа Президент Віктор Ющенко милосердя УПЦ КП діаспора церква і суспільство шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі іконопис Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України молодь






Рейтинг@Mail.ru






Не попадайтесь на крючок, или Комерческий культ личности

Ольга Поддубная, Днепропетровск

Вероисповедание мы выбираем себе сами. Но что делать, когда нет выбора? Что делать, когда вас, человека, который еще не задумывался о таких вещах, как вера и традиции своего народа, зомбируют именующие себя консультантами лица, знакомые с самыми современными технологиями воздействия на подсознание?

Вы сами этого не понимаете, да и не можете понять в силу того, что манипулируют вами весьма тонко, но в результате полностью лишают воли и критического мышления. И вдвойне опасно, если секта коммерческая.

Как? Уже и такие есть, удивится читатель. К сожалению, факт остается фактом - есть.

Перед вами письмо нашей читательницы, которое, собственно, и стало поводом для публикации, а также комментарий специалиста к нему.

«Люди добрые, помогите! Я вдова, вырастила сына и дочь (23 и 25 лет). Дети получили высшее образование. Думала, что будет помощь от них, а получается не так. Их уговорили вступить в заграничную шарлатанскую секту с целью распространения продукции (моющие, чистящие средства и пр.) с условием улучшить материальное положение. А что на самом деле? Зарплату они туда вкладывают, денег нет, все из них выдуривают. А в марте был «семинар». Три дня представители из-за бугра его проводили на стадионе «Метеор». Входной билет - 100 долларов. Теперь «такой семинар» будет в Москве - входной билет 100 долларов, проезд, проживание на три дня и пр. Сколько нужно денег! А где их брать? Записи этих семинаров они слушают с блестящими глазами. Чтобы ехать в Москву, продают вещи. Боюсь, что начнут из дома все продавать, как наркоманы. Офис этот находился на пр. К. Маркса, но они часто меняют свои адреса, собрания проводят и по частным квартирам. Конечно, за этим кто-то стоит. Когда собирались на стадионе, что-то скандировали, выкрикивали какие-то слова, как одурманенные.

Я теряю своих детей, убедительно прошу обратить на это внимание, назвать себя я не могу, т.к. боюсь, что они уйдут из дома или прибьют меня. Просто калечат молодежь, так и до преступления недалеко. Что они с молодежью делают, непонятно. Дети стали как закодированные, просто страшно с ними говорить на эту тему, как секта какая-то. Думаю, что вы меня услышите и проверите».

Вот как прокомментировал письмо кандидат философских наук, доцент юридической академии, полковник милиции Юрий НАРИЖНЫЙ.

Причины распространения коммерческих культов на постсоветском пространстве в первую очередь связаны с проникновением в постсоветскую культуру и ментальность авторитарно-манипулятивной традиции. Отмечено изменение мировоззрения. Большинство граждан находятся в поиске легких денег, желая выиграть миллион без особых усилий.

Еще один фактор: существенные недостатки психологического образования в Украине. Невнимание к негативным и деструктивным аспектам социального влияния, в отсутствие сколько-нибудь заметных усилий со стороны профессионального психологического сообщества по защитным мерам, просвещению граждан и по созданию квалифицированного антиманипулятивного общественного мнения.

Сама роль консультанта, психотерапевта, тренера (ведущего) группы содержит в себе сильный потенциал соблазна для восхождения на пьедестал в качестве верши теля человеческих судеб; Примером может служить деятельность активного «борца» за манипуляцию Н.И. Козлова, выпускника психологического факультета МГУ, книгами которого завалены прилавки книжных магазинов.

Скрытая или явная авторитарная манипулятивность большинства, если почти не всех популярных концепций практической психологии и психотерапии. Поэтому трудно ожидать от основной массы украинских психологов независимой антиманипулятивной и антиавторитарной позиции. Они оказываются неспособными противостоять авторитарному манипуляторству и за пределами своей профессии.

В 90-е годы на первых этапах возвращения нашей страны в мировое сообщество наиболее опасными формами манипуляции сознанием выступали религиозные культы деструктивного толка. Вначале третьего тысячелетия искусством изощренного психологического насилия постепенно стали овладевать коммерческие культы и духовно-просветительские организации. В последние 3-4 года происходит наступление манипулятивных практик в коммерческую сферу.

Российские специалисты, начиная с 1994 года, отслеживали деятельность некоей группы  профессиональных психологов, которые детально (и довольно цинично) спланировали деятельность «телефона доверия», привлекающего вкладчиков в знаменитую в свое время финансовую пирамиду «Гермес-финанс» с помощью методик спасательных служб ТД. Очевидно, эти специалисты и сегодня работают в сфере «психологических услуг». В 1997 году известные тренеры в Москве согласились выполнять манипулятивные заказы крупной фирмы по интенсивному формированию «корпоративного сознания» своих сотрудников, причем без добровольного согласия работников. С тех пор подобные случаи стали чуть ли не постоянным объектом анализа специалистов и прессы. А сколько таких историй остается за закрытыми дверями фирм и корпораций?

Большое распространение получили также так называемые психотерапевтические культы, которые претендуют на замещение профессиональной практической психологии, более или менее близкой к настоящей науке своими псевдотеориями и непроверенными методами.

Сегодня сфера психологических услуг активно пополняется как за счет недобросовестных профессионалов-психологов, так и благодаря достаточно успешным дилетантам, создающим собственные системы психологического влияния, паразитирующие на тех же потребностях, уязвимых местах своих клиентов, что и деструктивные религиозные культы. Часто благодаря манипулятивным практикам намеренно устанавливается прочная зависимость клиента от психолога. Лидеры тренинговых программ по массовой психотерапии могут даже не иметь научной степени по психологии или консультированию. Однако они проводят симпозиумы и семинары, требуют от своих клиентов сотни, а иногда и тысячи долларов за обеспечение психологического «инсайта» и «просветления». Обычно это происходит в конференц-залах гостиниц.

Такие группы используют многие из основных методов контроля сознания, чтобы создать «пиковый» опыт для участников. Это и неудивительно, коль скоро многие руководители подобных культообразных бизнесов когда-то имели отношение к другим контролирующим сознание группам.

Некоторых клиентов заставляют путем манипуляций записываться на более дорогие, «продвинутые» курсы, где они глубоко запутываются в сетях группы. Как только они связывают себя обязательствами с группой, им предписывают вербовать друзей, родственников и коллег или же полностью изолироваться от них, если они критически относятся к такой перспективе.

Эти группы были причиной неисчислимых нервных расстройств, разрушенных браков и неудач в бизнесе, не говоря уже о некоторых документально подтвержденных самоубийствах и несчастных случаях со смертельным исходом.

Люди, управляющие этими группами, нередко имеют сомнительное прошлое и чаще всего - никаких дипломов о высшем образовании. Коммерческие культы играют на фантазиях о большом богатстве и власти. Их цель - довести зависимость людей от этих фантазий до рабской преданности. Многие из них организованы по типу пирамид «многоуровневого маркетинга», члены которых обманным путем вербуют людей, которые в свою очередь вербуют других с целью предположительного получения денежных процентов с новичков. Это якобы повышает чувство собственного достоинства у каждого члена группы, однако известно, что состояние ухудшается по мере погружения в этот бесконечный процесс. Высшие члены иерархии вынуждают остальных покупать мотивационные аудиокассеты и видеозаписи и посещать регулярные «собрания, повышающие бодрость духа», которые якобы должны повысить интенсивность труда. Многие люди, попадающие в вербовочную цепочку, тратят так много денег и настолько глубоко залезают в долги, что оказываются банкротами.

Хорошо известные фирмы, действующие по закону, иногда нанимали и нанимают случайных «консультантов», чтобы обучить своих служащих. Результатом может быть проникновение в компанию культовой группы. Попав в коллектив фирмы, «консультанты» оказывают давление на других служащих с целью заставить посещать культовые программы. Если те отказываются, их увольняют или понижают в должности. Некоторые компании, взятые таким образом в оборот, в конечном счете обанкротились.

Вечный вопрос: что делать?

Можно ли исправить ситуацию с деструктивными и коммерческими культами и с практической психологией, чтобы существенно снизить их опасность? Одним из противоядий должно стать обеспечение граждан научными, качественными и практически значимыми знаниями и навыками в области психологии, прежде всего социальной психологии, психологии коммуникаций. Этот процесс должен начинаться не позже начальной школы и заканчиваться не раньше 2-3-го курса вуза, а конкретные дисциплины должны быть в числе обязательных и приоритетных. Курсы с таким содержанием должны быть включены в программу дополнительного высшего образования и профессиональной переподготовки, чтобы охватить взрослое население. Другими словами, это деятельность по ликвидации социально-психологической безграмотности населения, особенно молодежи.

Второй ключевой момент - формирование культуры критического мышления и культуры социального и личностного развития как постоянной «работы над ошибками». На Западе уже примерно 30 лет развивается общественное и педагогическое движение за развитие критического мышления, которое имеет, условно говоря, две формы выражения: университетскую и школьную. В ее русле разработана мощная педагогическая стратегия.

Университетский вариант был представлен на русском языке книгой Д. Халперн «Психология критического мышления», а школьный - книгой уже отечественных авторов «Учим детей мыслить критически», во многом основанной на американском опыте.

Критическое мышление по Халперну означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, чтобы в дальнейшем применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Выделение этих двух ключевых моментов - информированности и критического мышления - во многом обязано мировому опыту работы с жертвами интенсивного манипулирования психикой, прежде всего с членами деструктивных культов. Именно эти составляющие, как показала многолетняя практика, являются решающими условиями и эффективной профилактики, и действенной терапии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Коммерческий культ - деструктивный культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными признаками и чертами деструктивного культа. К адептам коммерческих культов можно с уверенностью отнести агентов фирм, практикующих сетевой маркетинг.

Характерные признаки коммерческого культа:

- чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: она активно работает, но при этом старается быть «невидимой»; отсутствует открытая реклама продукции фирмы;

- сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков,  в обоих случаях распространение продукта идет из рук в руки и за наличные;

- жесткая градация персонала по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях;

- неординарные формы заключения контрактов со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения;  при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находится само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы;

- применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фирмы «культового менталитета» и формирование в той или иной форме убеждения, что «цели оправдывают средства» и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;

- имеет все характерные черты психологически-терапевтических культов самопомощи;

- активный прозелитизм (от греческого прозелит - стремление обратить другого в свою веру, горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям) сотрудников фирмы: наличие штата сотрудников, зарплату которым платят не за количество проданного продукта, а за количество «обученных» то есть за количество вовлеченных, завербованных;

- обманная вербовка новых сотрудников;

- активная пропаганда культа личности основателя (руководителя) фирмы; провозглашение особой мудрости основателя (руководителя) фирмы и требование беспрекословного признания его власти и привилегий;

- сокрытие истинных целей: меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания, приобщения к здоровью и прочих благих целей; фирма стремится работать лишь за границей при наличии в своей стране широкого внутреннего рынка сбыта продукции фирмы;

- сокрытие истинных последствий своей деятельности: создатели (основатели) фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они «совершили революционный переворот в технологии»; продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще не является тем, чем его представляют; при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания; отрицание, продавцами необходимости профессионального медицинского контроля за ходом «лечения» продуктом фирмы.

газета «Днепр вечерний»