УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 72 відвідувачів

Теги
розкол в Україні автокефалія іконопис Церква і медицина Церква і політика конфлікти молодь Мазепа Ющенко церква і суспільство постать у Церкві Доброчинність краєзнавство Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Священний Синод УПЦ діаспора шляхи єднання забобони секти милосердя Католицька Церква педагогіка монастирі та храми України українська християнська культура Президент Віктор Ющенко Голодомор Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада 1020-річчя Хрещення Русі вибори Археологія та реставрація УГКЦ УПЦ КП






Рейтинг@Mail.ru






«Ай да Балда!», или Доступен ли детям язык аллегории?



Диакон Георгий Скубак и Ольга Волынская, программа «Седмица»

Одиннадцать солистов Днепропетровского академического театра оперы и балета отказались принимать участие в постановке оперы, по мотивам сказки Пушкина

В Днепропетровском академическом театре оперы и балета приступили к постановке оперы Дмитрия Шостаковича «Ай да Балда!», выбор которой был не случаен. Во-первых, к Новому году все театральные коллективы готовят сказки для самых маленьких зрителей, во-вторых, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича, а в-третьих, что может быть лучше классической сказки Александра Пушкина, высмеивающей человеческие пороки?

Приступить к постановке приступили, но у работников забыли спросить - не оскорбительно ли это будет для их веры, и не вредна ли она будет для детского сознания?

Одиннадцать солистов этого оперного театра приняли произведение как личное оскорбление. Кроме того, они заявили, что для неокрепших детских душ эта постановка ничего, кроме сомнения и негативного отношения к Церкви, не принесет. Работники театра отказались принимать участие в постановке произведения Шостаковича «Ай да Балда», ссылаясь на конституционное право о свободе религиозных убеждений. Но руководство театра отказ не принимает, а по отношению к подчиненным использует жесткие административные меры.

В конфликте попытались разобраться журналисты информационно-аналитической программы «Седмица».

В Академическом театре оперы и балета ведущий солист Светлана Сошнева работает 15 лет и более 10 является прихожанкой и певчей кафедрального Свято-Троицкого собора. В постановке новой оперы ей досталась роль бесовки. Как верующий человек она отказалась от участия в спектакле, ссылаясь на 68-ю статью Конституции Украины. Светлану поддержали еще 10 солистов театра, написав заявления директору.

Директор ответил, что «если что-то не нравится - увольняйтесь». Многие артисты, боясь лишиться работы, не решаются выступить открыто. Методы «жесткой руки» в отношении даже самых известных солистов оперы применяются новым руководством уже 3-й год подряд.

Еще один солист оперы заслуженный артист Украины Виктор Парубец признался: «Используются элементы шантажа, террора. Очень модным стало выносить выговоры просто так. И это вместо того чтобы поддержать актера морально, чтобы он выходил на сцену в прекрасном морально-психологическом состоянии и играл спектакль».

Предлагаем вниманию самые «безобидные» слова одной из сцен: «Вот вам попадья - купишь и твоя. Блистает вся прекрасной кожей атласной. Ха-ха-ха... Грудь открыта. Ха-ха-ха... Продам митрополита». Уничижительное для Церкви содержание оперы, а главное - воспитания детей на основе негативного примера возмущает не только артистов, но и верующих разных конфессий. «Детям недоступен язык аллегории», - говорят солисты и требуют снять постановку оперы.

Комментируя сложившуюся ситуацию, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней сказал: «Мне звонил один из руководителей оперы, говоря: «Мы уже начали. Может, не надо протестовать?» Я ответил: «Уже протестуют. Я не могу дать благословение на это произведение. Нужно показывать то, что служит созиданию».

Режиссер постановки Ирина Красилина - студентка Одесской консерватории. Мы не знаем, что же побудило ее сделать такой шаг, может быть, неопытность молодости, а может и сознательное действие.

Сегодня в репертуаре театра много замечательных сказок: «Белоснежка», «Виолинка», «Теремок». Солисты готовы в короткие сроки разучить любое другое произведение из золотого фонда детской оперы, которое не будет вызывать смятения среди верующих людей. Но студентка выбрала именно оперу «Ай да балда», не учитывая мнения и чувства своих более опытных коллег.

Настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Ярослав Денека по этому поводу сказал: «Мы обсуждали этот вопрос с владыкой Иринеем и не одобряем выбор театра. Я не думаю, что сказка о Балде несет ту духовность, в которой так нуждается сегодняшнее общество. Это понимают и солисты, отказавшиеся исполнять ведущие партии. Несколько лет назад в том же театре оперы и балета шел спектакль «Вифлеемская звезда», который рассказывал детям о милосердии и высокой духовности. Не могу этого сказать про сказку о Балде. Она зароняет в неокрепшие души детей совершенно другие - негативные - зерна».

Главный дирижер Днепропетровского театра оперы и балета Владимир Гаркуша, пытается найти выход из сложившейся ситуации: «Мы прочесали текст, - говорит он. - Смягчили некоторые места. Здесь говорится о пороках - человеческой жадности, и поп у нас в конце оказывается добрым, и понимает, что был не прав».

Директор театра называет конфликт надуманным. По его мнению, опера «Ай да Балда» является лучшим образцом классики, артисты же уклоняются от своих прямых обязанностей. Александр Шароваров цитирует и Конституцию, и Библию, считая, что Церковь не должна вмешиваться в дела театра. Но он забывает, что совсем недавно отказал в конституционных правах своим же подчиненным. «Мы живем в 21 веке - говорит директор. - Это право выбора. И дело каждого человека - смотреть эту сказку или не смотреть».

Имена солистов продолжают вносить в списки репетиций. У многих  из них длительное психологическое напряжение вызвало осложнения со здоровьем. Но они продолжают бороться за свои права и надеются на помощь властей. Если руководство театра не прислушается к мнению коллектива - солисты оперы организуют акцию протеста. Настоящий театр, говорят они, должен нести духовность, а не стремиться к заработку денег любой ценой.

P.S. Интересно было бы узнать, что происходило бы в театре, да и во всем городе, если бы на сцене центрального культурного заведения области начали высмеивать человеческие пороки в образе раввина и его  семьи...