УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 97 відвідувачів

Теги
УПЦ КП милосердя Археологія та реставрація постать у Церкві автокефалія краєзнавство Президент Віктор Ющенко розкол в Україні церква і суспільство вибори молодь Доброчинність іконопис Церква і політика Мазепа педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти Києво-Печерська Лавра забобони церковна журналістика Голодомор Церква і влада комуністи та Церква Католицька Церква церква та політика Ющенко монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков діаспора шляхи єднання Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) секти українська християнська культура 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






Феномен конфликта

  21 травня 2007


Архимандрит Аввакум, г. Кременчуг, Полтавская область
 
«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего»
(Римл. 7, 23).
 

...Дед собирается на работу, спешит. (По натуре он - злой, сердитый). Баба, жена его, и себе спешит. Сердитая. А в спешке, знаете, да еще взаимной, очень трудно угодить друг другу. А если к этой беде добавить горячие, категоричные и неуступчиво-сердитые характеры - радикальные действия в таких случаях неизбежны. Вспышка, искра, полымя, огонь «пещного действа» - конфликта - к столу, к трапезе уже готов.

Быстро сварив картошку, баба также быстро ставит ее на стол. К картошке быстро приставляет кувшин со сметаной. В общем, быстрый, сердитый завтрак готов.

Дед быстро подходит к столу, придвигает нос к картошке, а она парует, горячая. Ни минуты промедления, распахивает окно и - фить! - выбросил картошку вон. Тiльки загуркотiла... Баба и себе, ни минуты промедления, берет сметану и - фить! - ее тоже в окно, только слышно, как ляпнула.

- Шо ты наделала, я бы хоть сметаной позавтракал!
- А ничего страшного. Пойди, там за окном и позавтракаешь.

***

Хотим мы того или нет, но конфликты в нашей жизни происходили, происходят и впредь будут происходить. Даже Церковь Христова, вначале своего бытия сделавшая серьезную заявку на их преодоление, была в конце концов им же, конфликтам, подвержена, и сейчас мировое христианство представляет из себя очаги противостоящих, проклинающих на чем свет стоит друг друга различных конфессий, деноминаций, школ и групп. Как говорил Солженицын, юрисдикций и фикций.

В чем же дело? Почему такая вселенская неудача? Ни умный, ни дурень ничего не знает - живет-умирает. «Ибо все мысли человека, в коварном сердце только зло. И вот в все дни земного века уже не сделаю сего!»

***

Как иллюстративный материал возьму некий монастырь конца 1970-х начала - 1980-х годов, где сам я начинал послушником. Братия обители, за трапезой читающая отрывки из святых отцов, житий святых, Добротолюбия и прочих книг, призванных помочь немощному человеку победить в себе зло и ненависть, на деле представляла из себя группы враждующих и сильно противостоящих сообществ.

...Течет себе жизнь, с виду все тихо-мирно, но потом вдруг вспыхнет пожар, огонь конфликта, и не загасить его никакими увещаниями до тех пор, пока весь не перегорит и не сойдет на нет...

Один раз из келарни на кухню была принесена большая двухведерная миска гречихи - варить кашу к обеду. Зерно было торжественно всыпано в двухсотлитровый паровой котел и благополучно сварено. Уже потом, когда каша разбиралась в трапезную, была обнаружена в ней и бытовая мышь. Сей досадный случай стал катализатором негативных эмоций, накопившихся в людях. Господи, что там «зчынылось»!!! Виновница «торжества» - мышь,  загадочно выглядывающая из котла, словно думающая: в чем дело, к чему такой мне почет, - была вместе с кашей помещена на тарелочку и отнесена к наместнику как вещественное доказательство «преступления».

Свое мнение высказывали все. Послушник Иван из Днепродзержинска, пожилой дедушка, ходивший в халате, о котором рассказывали, что он в молодости работал с Брежневым на одном металлургическом заводе, кричал громче всех: «Представляете себе, до чего докатились келарь и повара! Какое пренебрежение к жизни и подвигу братии! Ведь монахи не едят мясной пищи некоторые по сорок и даже пятьдесят лет, а это поневоле оскоромились! Ведь, знаете, кухня - это же источник жизни!»

Выражение «кухня - источник жизни» попало на языки. С языка - на язык, с острой шпильки - на шпильку, с вилки - на вилку, и - в конце концов, оказалось в проповеди тогда еще иеромонаха Амвросия (Юрасова) - знаменитого в те годы проповедника и духовника приезжих мирян. Весело подтрунивая над опрометчивыми высказываниями взволнованной братии, отец Амвросий говорил прихожанам: «Для кого-то не Бог источник жизни, но - кухня?! Представляете себе?! Нет, вы не представляете всю глубину наших духовных исканий и, в связи с этим, прозрений. Кухня как источник жизни!»

***

Но это смешной случай. Были очень и очень серьезные. Трагичные.

Наместник этого же монастыря, некий архимандрит, в те годы болел на католицизм, так же, как в последние годы заболел на украинизм. Знаете, все мы периодически болеем разными идеями-болезнями. Ну кто тянул отца наместника за язык? Он встречным и поперечным, даже нам, послушникам, рассказывал, доказывал, убеждал, что раскол между католиками и православными - всего лишь недоразумение, которое со временем умными людьми, вот-вот созреющими в Церкви, будет преодолен, и что католики и православные - это одно и то же. Наивный все же был отец, идеалист. Мир же - не идеален.

Старшим из братий такие высказывания наместника очень не нравились. Были и еще какие-то разногласия, весьма существенные, о которых я не знаю, да и знать мне о них не положено. Но на поверхности была именно любовь к католикам.

В конце концов, сие дело дошло до того, что какая-то больная женщина, из странниц, «воительница за веру Христову», во время литии в 1981 году в соборе «рубонула» наместника топором. Покушение оказалось неудачным, отец был определенно ранен, но не смертельно. Этот инцидент архимандрит приписал своим ярым оппонентам из числа братии, якобы это они науськали, подговорили и направили бесноватую, решив убрать ее руками ненавистного наместника. Этот случай развязал ему руки.

Из обители были выписаны многие монахи. Одного из них отец архимандрит «сдал» прямо в заключение, и за что бы вы думали? - За литературу, которая призывала стоять за веру. У меня до сих пор хранятся как святыни две книги: «Яко с нами Бог» Лаврова, и «О нашем уповании» протоиерея Димитрия Дудко. Эти духовные книги были своего рода противобезбожными катехизисами. Из обители ушли и другие несогласные политикой управления. В действительности ничего не было доказано - правда это или нет. До сих пор это страшное происшествие опутано тайной и остается загадкой: действовала женщина в одиночку или была направлена. Но главное остается правдой - воздух, вся атмосфера обители была накалена до предела неразрешимым конфликтом.

***

Человек, дабы снизить собственную агрессивность, должен, просто обязан периодически бывать один, в своей внутренней пустыни. Пустыня, уединение - лучшее лекарство духа. Общежительные монастыри - не идеал монашества, идеал - пустынножительство. Таковым оно вначале и задумывалось. Мастер человечности, юморист Михаил Жванецкий в одной из своих остроумных пьес говорил: «Вы, продавцы, люто ненавидящие своих покупателей, перемените место работы, поезжайте в Сибирь. Тайге требуются лесники!»

И это не смешно, если глубинно вдуматься. Пустыня сейчас роскошь, дефицит. Люди скупчены на малом пространстве в городах, квартирах, давят, мучают друг друга своим собственным бытием, присутствием. Это неумолимо, неостановимо и неизбежно. Нет людей, похожих друг на друга по своему душевному, равно как и телесному устроению. И нет общего правила, которое бы одинаково открывало путь к небу, к Богу. Мы очень и очень разнимся, и, как следствие своей разности, - конфликтуем. Идеал монашества, настойчиво повторюсь, все же не общежительные монастыри, а очень и очень одинокий путь пустынножительства. Да и мирянам, живущим в гневном миру, периодически нужна, как воздух необходима, своя внутренняя пустыня. Факт.

Человек замыслен один, а где двое, трое - там разность, нестроения и раздоры. Человек, возжелавший хоть на малое время побыть один, я утверждаю со всей ответственностью - уже монах! И миряне делают (из сообщений прессы последнего времени знаю) все больше и больше таких, нацеленных на пустыню шагов: выезд на природу, целительное для души жительство в заброшенных деревнях - пустынях...

Итак, «пустыня необходима для укрепления любви. Из пустыни видней вечность, и нам необходимо вглядеться в нее прежде вступления в ее необозримые просторы» - писал мыслитель ХХ века Сергий Фудель.

***

Даже от себя не убежишь... И пустыня не всегда спасает. Тут, Господи умудри и вразуми! Человек, знающий одиночество опытно, когда, оставшись без внешних раздражителей и искусителей, все равно переживает внутренний зной, войну искушений, когда в борении не знает, на какую стенку драться...

Конфликт с самим собой, в своей же собственной душе. И такое бывает.

***

Скажут, посмеиваясь над захолустным попом Аввакумом, мол, батюшка предлагает новое-старое средство лечения ненависти. Какой-то старый гроб с «новой» музыкой. Сколько их (идей) было уже, и ни одна не сработала.

Спешно оправдаюсь. Я не предлагаю модель, я говорю, что пути преодоления зла нужно ежедневно, ежечасно искать, ежели не хотим, что бы мир безвременно сгорел в огне ненависти и войн. Нет одинакового правила, которое бы всех устраивало. Но человек должен постоянно искать - добротолюбия, братолюбия, быть в неустанном поиске выхода из зла. Это религия, а духовность, совершенство - собственно, и есть задача и практика Церкви.

***

17 мая преодолено историческое разделение Русской Церкви. Уния (union), объединение на верхах прошло, казалось бы, гладко: помолились-объединились. Не считая той четвертой части РПЦЗ, которая, огнедыша древне-прошлой злобой, не захотела отказаться от каких-то своих примитивных амбиций и внять ясным словам Христа: «Да будут все едино», откололась и ушла в Истинно Православную Церковь. Ну, это их выбор.

Но, обождите, главные «спектакли» с отъединениями, переходами, миграциями, чванствами, чварами человеческими, как мне кажется, еще впереди. Великий духовный путь не труден для того, у кого нет амбиций, предпочтений, но найди в своем злом, мелко-скаредном уме хоть малейшее различие, как небо, землю и людей тут же разделит бездна. А человек на индивидуальном и общественном уровне только тем и занимается, что плетет сети новых интриг, различий и как следствие - разделений.

***

Еще один завиток. Сильно бояться конфликтов тоже не надо. Быть такой себе стерильной легкоранимой мимозой нельзя, не стоит. Да и не получится, потому что это неизбежность первородного греха Адама. А если так, то к ним надобно подходить духовно-философски. Сквозь мглу и сумрак жизненных неурядиц жизнь все равно победоносно осуществляет свое шествие. Среди кризисов и отчаяния, среди отравленных ядом конфликтов наших душ, наших дней мы все же живем, идем, шествуем, движемся. Так что унывать не стоит. Посреди безнадежности, отчаяния, сумрака и мглы мира всегда произрастают и семена Великой Надежды.

Автор: Архимандрит Аввакум