УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 72 відвідувачів

Теги
Голодомор Президент Віктор Ющенко церква і суспільство іконопис Доброчинність УГКЦ милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква монастирі та храми України забобони Мазепа постать у Церкві Ющенко Священний Синод УПЦ автокефалія вибори Католицька Церква Археологія та реставрація шляхи єднання українська християнська культура секти Церква і влада конфлікти краєзнавство педагогіка Патріарх Алексій II розкол в Україні молодь Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат Києво-Печерська Лавра УПЦ КП діаспора Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






Феномен конфликта

  21 травня 2007


Архимандрит Аввакум, г. Кременчуг, Полтавская область
 
«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего»
(Римл. 7, 23).
 

...Дед собирается на работу, спешит. (По натуре он - злой, сердитый). Баба, жена его, и себе спешит. Сердитая. А в спешке, знаете, да еще взаимной, очень трудно угодить друг другу. А если к этой беде добавить горячие, категоричные и неуступчиво-сердитые характеры - радикальные действия в таких случаях неизбежны. Вспышка, искра, полымя, огонь «пещного действа» - конфликта - к столу, к трапезе уже готов.

Быстро сварив картошку, баба также быстро ставит ее на стол. К картошке быстро приставляет кувшин со сметаной. В общем, быстрый, сердитый завтрак готов.

Дед быстро подходит к столу, придвигает нос к картошке, а она парует, горячая. Ни минуты промедления, распахивает окно и - фить! - выбросил картошку вон. Тiльки загуркотiла... Баба и себе, ни минуты промедления, берет сметану и - фить! - ее тоже в окно, только слышно, как ляпнула.

- Шо ты наделала, я бы хоть сметаной позавтракал!
- А ничего страшного. Пойди, там за окном и позавтракаешь.

***

Хотим мы того или нет, но конфликты в нашей жизни происходили, происходят и впредь будут происходить. Даже Церковь Христова, вначале своего бытия сделавшая серьезную заявку на их преодоление, была в конце концов им же, конфликтам, подвержена, и сейчас мировое христианство представляет из себя очаги противостоящих, проклинающих на чем свет стоит друг друга различных конфессий, деноминаций, школ и групп. Как говорил Солженицын, юрисдикций и фикций.

В чем же дело? Почему такая вселенская неудача? Ни умный, ни дурень ничего не знает - живет-умирает. «Ибо все мысли человека, в коварном сердце только зло. И вот в все дни земного века уже не сделаю сего!»

***

Как иллюстративный материал возьму некий монастырь конца 1970-х начала - 1980-х годов, где сам я начинал послушником. Братия обители, за трапезой читающая отрывки из святых отцов, житий святых, Добротолюбия и прочих книг, призванных помочь немощному человеку победить в себе зло и ненависть, на деле представляла из себя группы враждующих и сильно противостоящих сообществ.

...Течет себе жизнь, с виду все тихо-мирно, но потом вдруг вспыхнет пожар, огонь конфликта, и не загасить его никакими увещаниями до тех пор, пока весь не перегорит и не сойдет на нет...

Один раз из келарни на кухню была принесена большая двухведерная миска гречихи - варить кашу к обеду. Зерно было торжественно всыпано в двухсотлитровый паровой котел и благополучно сварено. Уже потом, когда каша разбиралась в трапезную, была обнаружена в ней и бытовая мышь. Сей досадный случай стал катализатором негативных эмоций, накопившихся в людях. Господи, что там «зчынылось»!!! Виновница «торжества» - мышь,  загадочно выглядывающая из котла, словно думающая: в чем дело, к чему такой мне почет, - была вместе с кашей помещена на тарелочку и отнесена к наместнику как вещественное доказательство «преступления».

Свое мнение высказывали все. Послушник Иван из Днепродзержинска, пожилой дедушка, ходивший в халате, о котором рассказывали, что он в молодости работал с Брежневым на одном металлургическом заводе, кричал громче всех: «Представляете себе, до чего докатились келарь и повара! Какое пренебрежение к жизни и подвигу братии! Ведь монахи не едят мясной пищи некоторые по сорок и даже пятьдесят лет, а это поневоле оскоромились! Ведь, знаете, кухня - это же источник жизни!»

Выражение «кухня - источник жизни» попало на языки. С языка - на язык, с острой шпильки - на шпильку, с вилки - на вилку, и - в конце концов, оказалось в проповеди тогда еще иеромонаха Амвросия (Юрасова) - знаменитого в те годы проповедника и духовника приезжих мирян. Весело подтрунивая над опрометчивыми высказываниями взволнованной братии, отец Амвросий говорил прихожанам: «Для кого-то не Бог источник жизни, но - кухня?! Представляете себе?! Нет, вы не представляете всю глубину наших духовных исканий и, в связи с этим, прозрений. Кухня как источник жизни!»

***

Но это смешной случай. Были очень и очень серьезные. Трагичные.

Наместник этого же монастыря, некий архимандрит, в те годы болел на католицизм, так же, как в последние годы заболел на украинизм. Знаете, все мы периодически болеем разными идеями-болезнями. Ну кто тянул отца наместника за язык? Он встречным и поперечным, даже нам, послушникам, рассказывал, доказывал, убеждал, что раскол между католиками и православными - всего лишь недоразумение, которое со временем умными людьми, вот-вот созреющими в Церкви, будет преодолен, и что католики и православные - это одно и то же. Наивный все же был отец, идеалист. Мир же - не идеален.

Старшим из братий такие высказывания наместника очень не нравились. Были и еще какие-то разногласия, весьма существенные, о которых я не знаю, да и знать мне о них не положено. Но на поверхности была именно любовь к католикам.

В конце концов, сие дело дошло до того, что какая-то больная женщина, из странниц, «воительница за веру Христову», во время литии в 1981 году в соборе «рубонула» наместника топором. Покушение оказалось неудачным, отец был определенно ранен, но не смертельно. Этот инцидент архимандрит приписал своим ярым оппонентам из числа братии, якобы это они науськали, подговорили и направили бесноватую, решив убрать ее руками ненавистного наместника. Этот случай развязал ему руки.

Из обители были выписаны многие монахи. Одного из них отец архимандрит «сдал» прямо в заключение, и за что бы вы думали? - За литературу, которая призывала стоять за веру. У меня до сих пор хранятся как святыни две книги: «Яко с нами Бог» Лаврова, и «О нашем уповании» протоиерея Димитрия Дудко. Эти духовные книги были своего рода противобезбожными катехизисами. Из обители ушли и другие несогласные политикой управления. В действительности ничего не было доказано - правда это или нет. До сих пор это страшное происшествие опутано тайной и остается загадкой: действовала женщина в одиночку или была направлена. Но главное остается правдой - воздух, вся атмосфера обители была накалена до предела неразрешимым конфликтом.

***

Человек, дабы снизить собственную агрессивность, должен, просто обязан периодически бывать один, в своей внутренней пустыни. Пустыня, уединение - лучшее лекарство духа. Общежительные монастыри - не идеал монашества, идеал - пустынножительство. Таковым оно вначале и задумывалось. Мастер человечности, юморист Михаил Жванецкий в одной из своих остроумных пьес говорил: «Вы, продавцы, люто ненавидящие своих покупателей, перемените место работы, поезжайте в Сибирь. Тайге требуются лесники!»

И это не смешно, если глубинно вдуматься. Пустыня сейчас роскошь, дефицит. Люди скупчены на малом пространстве в городах, квартирах, давят, мучают друг друга своим собственным бытием, присутствием. Это неумолимо, неостановимо и неизбежно. Нет людей, похожих друг на друга по своему душевному, равно как и телесному устроению. И нет общего правила, которое бы одинаково открывало путь к небу, к Богу. Мы очень и очень разнимся, и, как следствие своей разности, - конфликтуем. Идеал монашества, настойчиво повторюсь, все же не общежительные монастыри, а очень и очень одинокий путь пустынножительства. Да и мирянам, живущим в гневном миру, периодически нужна, как воздух необходима, своя внутренняя пустыня. Факт.

Человек замыслен один, а где двое, трое - там разность, нестроения и раздоры. Человек, возжелавший хоть на малое время побыть один, я утверждаю со всей ответственностью - уже монах! И миряне делают (из сообщений прессы последнего времени знаю) все больше и больше таких, нацеленных на пустыню шагов: выезд на природу, целительное для души жительство в заброшенных деревнях - пустынях...

Итак, «пустыня необходима для укрепления любви. Из пустыни видней вечность, и нам необходимо вглядеться в нее прежде вступления в ее необозримые просторы» - писал мыслитель ХХ века Сергий Фудель.

***

Даже от себя не убежишь... И пустыня не всегда спасает. Тут, Господи умудри и вразуми! Человек, знающий одиночество опытно, когда, оставшись без внешних раздражителей и искусителей, все равно переживает внутренний зной, войну искушений, когда в борении не знает, на какую стенку драться...

Конфликт с самим собой, в своей же собственной душе. И такое бывает.

***

Скажут, посмеиваясь над захолустным попом Аввакумом, мол, батюшка предлагает новое-старое средство лечения ненависти. Какой-то старый гроб с «новой» музыкой. Сколько их (идей) было уже, и ни одна не сработала.

Спешно оправдаюсь. Я не предлагаю модель, я говорю, что пути преодоления зла нужно ежедневно, ежечасно искать, ежели не хотим, что бы мир безвременно сгорел в огне ненависти и войн. Нет одинакового правила, которое бы всех устраивало. Но человек должен постоянно искать - добротолюбия, братолюбия, быть в неустанном поиске выхода из зла. Это религия, а духовность, совершенство - собственно, и есть задача и практика Церкви.

***

17 мая преодолено историческое разделение Русской Церкви. Уния (union), объединение на верхах прошло, казалось бы, гладко: помолились-объединились. Не считая той четвертой части РПЦЗ, которая, огнедыша древне-прошлой злобой, не захотела отказаться от каких-то своих примитивных амбиций и внять ясным словам Христа: «Да будут все едино», откололась и ушла в Истинно Православную Церковь. Ну, это их выбор.

Но, обождите, главные «спектакли» с отъединениями, переходами, миграциями, чванствами, чварами человеческими, как мне кажется, еще впереди. Великий духовный путь не труден для того, у кого нет амбиций, предпочтений, но найди в своем злом, мелко-скаредном уме хоть малейшее различие, как небо, землю и людей тут же разделит бездна. А человек на индивидуальном и общественном уровне только тем и занимается, что плетет сети новых интриг, различий и как следствие - разделений.

***

Еще один завиток. Сильно бояться конфликтов тоже не надо. Быть такой себе стерильной легкоранимой мимозой нельзя, не стоит. Да и не получится, потому что это неизбежность первородного греха Адама. А если так, то к ним надобно подходить духовно-философски. Сквозь мглу и сумрак жизненных неурядиц жизнь все равно победоносно осуществляет свое шествие. Среди кризисов и отчаяния, среди отравленных ядом конфликтов наших душ, наших дней мы все же живем, идем, шествуем, движемся. Так что унывать не стоит. Посреди безнадежности, отчаяния, сумрака и мглы мира всегда произрастают и семена Великой Надежды.

Автор: Архимандрит Аввакум