УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 84 відвідувачів

Теги
вибори церква і суспільство забобони Президент Віктор Ющенко Патріарх Алексій II шляхи єднання Католицька Церква краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика УПЦ КП Доброчинність постать у Церкві 1020-річчя Хрещення Русі Ющенко комуністи та Церква Голодомор молодь УГКЦ діаспора церква та політика секти розкол в Україні монастирі та храми України українська християнська культура Мазепа автокефалія Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація конфлікти іконопис Церква і медицина Києво-Печерська Лавра Вселенський Патріархат милосердя Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) педагогіка Церква і влада Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






ДИСКУССИЯ: Проклятый гетман

  08 листопада 2007


Владимир Бурега, Жанна Шевченко

Может ли улица Январского Восстания, ведущая к Киево-Печерской лавре, носить имя гетмана Ивана Мазепы? Киевский горсовет решил, что может, и проголосовал за переименование. Однако, как оказалось, духовенство и прихожане Лавры думают иначе: главная православная святыня Украины не должна иметь ничего общего с именем смертного, отлученного от Церкви, - пусть даже по политическим мотивам.

Анафема по политическим мотивам

Несмотря на то что анафема - явление исключительно церковное, в Русской Церкви оно, как правило, было тесно переплетено с политикой. Дело в том,  что на Руси не существовало ереси в том смысле, который вкладывался в нас в Византии. Под ересью  почти всегда подразумевался политический  протест. Например, за политические бунты от церкви были отлучены Григорий Отрепьев (самозванец Лжедмитрий) и Степан Разин. Анафема гетману Ивану Мазепе  - тоже яркий пример наказания не за церковные преступления. А дело было так: Петр Первый, узнав о том, что Мазепа перешел на сторону шведского короля Карла XII,  тут же потребовал от церковных властей проклятия для изменника.  В результате 12 ноября 1708 года в Успенском соборе Московского Кремля после литургии в присутствии царевича Алексия Михайловича Митрополит Стефан Яворский произнес:  «Изменник Иван Мазепа, за клятвопреступление и за измену великому государю, анафема!» В тот же день эти слова прозвучали и на территории Украины, в Глухове - после богослужения, во время которого новоизбранный гетман Скоропадский принес присягу на верность царю Петру.

Одним словом, вполне очевидно: анафема была наложена за политическое преступление. Между тем, историки не раз предпринимали попытки  оправдать Церковь, приводя в качестве аргумента тот факт,  что Мазепа изменил православному монарху и вступил в союз с королем Швеции, исповедующему лютеранство. Однако этот довод мало убедителен, поскольку договор с Карлом XII не означал, что Мазепа отрекся от православия и  принял  лютеранство, равно как и не предполагал обращения украинского народа в новую веру.

«Второй Иуда»

После Полтавской битвы день военного триумфа Петра отмечался в Российской империи как церковный праздник (27 июня по старому стилю). Более того,  в честь той победы была даже написана специальная церковная служба, в которой  Мазепа упоминался как «второй Иуда», «сын гибельный» и «диаволом норовом». Кроме того, с 1709 года ежегодно в первое воскресенье Великого Поста в кафедральных соборах  напоминалось об анафеме Мазепе. И так на протяжении 160-ти лет. В 1869 году анафема хоть и не была официально отменена, но в эти дни больше не вспоминалась. Однако богослужение в день  победы в Полтавской битве продолжало совершаться повсеместно, и в них по-прежнему звучали проклятия в адрес Мазепы. Прекратилось это  только после революции, когда  вопрос об освобождении Церкви от плотной государственной опеки активно обсуждался в Москве на Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов, и из церковного календаря были исключены празднования по нецерковным поводам.

Панихида все же состоялась

Тогда же, в  1918 году вопрос о снятии анафемы с Ивана Мазепы обсуждался и в Киеве - по инициативе главы Украинского государства гетмана Павла Скоропадского. Любопытно, что его тогда поддержало и украинское православное духовенство. Гетман предложил Киевскому митрополиту Антонию (Храповицкому) очередную годовщину Полтавской битвы (10 июля 1918 года по новому стилю) отметить не праздничной  службой в честь победы Петра Первого, а панихидой по Ивану Мазепе. Вопрос был вынесен 9 июля на заседание 2-й сессии Всеукраинского Церковного Собора. Здесь, неожиданно для всех присутствующих,  митрополит Антоний, вовсе не являвшийся украинским националистом, сделал следующее заявление: «Мазепа отлучен от Церкви, но это, откровенно говоря, беспричинно и несправедливо. Когда в свое время праздновали юбилей Полтавской победы и я получил от Полтавского преосвященного приглашение принять участие в торжествах, я прямо ему ответил, что скорее соглашусь почтить память Мазепы, чем Петра, коего считал и считаю главным врагом православия». Митрополит Антоний также сообщил, что отправил в Москву Святейшему Патриарху Тихону ходатайство о снятии анафемы с Ивана Мазепы. Однако он считал, что до того времени, пока не будет получен официальный ответ, совершать панихиду недопустимо. 

Однако панихида по Мазепе все же состоялась - 10 июля 1918 года на площади перед Софийским собором. Видимо, в последний момент митрополит Антоний все же дал согласие на это богослужение, хотя сам в нем и не участвовал. Масштабной пропагандистской акции из этого не вышло: поскольку панихиду совершал не митрополит, а всего лишь викарий Киевской епархии епископ Черкасский Назарий (Блинов), гетманское правительство решило, что ни сам гетман, ни его министры там присутствовать не должны.

Между тем, до сих пор  неизвестно, как отреагировал на ходатайство Митрополита Антония о снятии анафемы патриарх Тихон. Видимо, никаких решений он не принял. Иначе ответ наверняка был бы предан гласности.

Еще одна попытка отменить анафему 1708 года была предпринята Польской Православной Церковью в 1932 году, в год трехсотлетия Ивана Мазепы. Митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) обратился к Константинопольскому Патриарху Фотию II с просьбой дать разъяснения насчет того, можно ли церкви помянуть Ивана Мазепу. Однако и в этом случае реакция патриарха осталась неизвестной. Возможно, он уклонился от решения этого дела, сочтя его внутренней проблемой Русской Церкви.

Аргументы и факты в Украине

   




   Оцінка публікації:
Виставіть свою оцінку:
1 2 3 4 5
повторне голосування неможливе !!!
Результати оцінювання публікації:

Кількість оцінок
18
Середня оцінка
3.1