УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві монастирі та храми України автокефалія Церква і медицина Києво-Печерська Лавра Ющенко Президент Віктор Ющенко конфлікти милосердя 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП Католицька Церква краєзнавство церква і суспільство іконопис педагогіка Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада діаспора Голодомор Доброчинність комуністи та Церква розкол в Україні молодь Церква і політика Археологія та реставрація Вселенський Патріархат УГКЦ Мазепа Священний Синод УПЦ українська християнська культура церковна журналістика Патріарх Алексій II шляхи єднання секти вибори церква та політика






Рейтинг@Mail.ru






ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Выдумка, ставшая «праздником»

  12 лютого 2008


Протоиерей Александр Авдюгин
 

Какие праздники принесло время новое?

Вопрос не риторический по причине особого отношения к праздникам на Руси, тем более, что само слово «праздновать» от славянского «праздный» происходит, обозначающего отсутствие в день сей работ и забот повседневных.

Во времена уже далекие, когда к Богу относились как к объективной реальности, а не как «к чему-то там в душе» - любой праздник имел смысл религиозный, верой православной определенный. Это отнюдь не означало, что ограничивался он лишь службой церковной, благочестивой беседой да чтением житий святых. Праздновать у нас любили, умели и к этому готовились. Иногда, правда, с широтой души русской и с молодецкой удалью не справлялись, хлебосольством пресыщались, что влекло за собой ситуации, на которые затем, вздыхая укоризненно, указывал Правительственный Синод вместе с епархиальными консисториями. Но ведь иначе и быть не могло  по причине обилия застольного и ментального национального вопроса-утверждения: «Ты меня уважаешь?».

В любом случае, каждый праздник года был особенен, отличен и духовно наполнен. Он был событием многогранным и знаковым. Недаром и отсчет велся: «после Пасхи», «к Троице» или «на Покрова».

Новое время - новые веяния. Большевики, наглой хитростью, откровенным обманом и беспринципностью взявшие власть, пытаясь хоть как то утвердиться, изначально даже в календари свои, наряду с днем революции и парижской коммуны, Рождество и Воскресение Христово включали. Затем подобное сочетание материализма с идеализмом кануло в лету, но принципы организации дней торжественных на манер церковных праздников остался и всегда присутствовал. Да и не могло быть иначе, так как всем известно, что у нас любое торжество без душевности не бывает, а душа для народа нашего - понятие не только многогранное, но и всеобъемлющее. Недаром говорится: «душа - всему мера».

Время до трубы ангельской вечно, но скоротечно. Идеологии же, сколько их всемирно-историческими не определяй и каких идолов, их поддерживающих, не воздвигай, имеют свойство неожиданно и бесповоротно заканчиваться. Причем пришедшие на смену новые «общественно-политические формации» обладают постоянным свойством возглашать при своем начале библейскую истину: «Время собирать камни».

Вот, правда, к камням этим, своим, родным и знакомым постоянно прибавляются валуны иных народов, с земель тех, которые, скажем так, особой любви к нам не испытывают и имеют маниакальное желание переделать нас на свой манер, причем с условием нашей постоянной второсортности...

Для данной задачи - привнести чуждое - экономики недостаточно, надобно мировоззрение поменять, то есть, говоря простым языком: в душу влезть, а так как душа наша по умолчанию к праздникам неравнодушна и на них имеет свойство «распахиваться», то именно новые празднества и сорганизовать.

Вот и пришли к нам с тех мест, где душа уже давно в полном загоне и балом правит эпикурейство, вместе с гедонизмом «праздники», которые без кавычек и писать-то рука не поднимается. Я имею в виду, прежде всего, сатанинскую оргию под названием «Хеллоуин» и пресловутый «день святого Валентина». Если первый - откровенное торжество князя мира сего, то второй пытается фразами о любви, красоте и верности прикрыть свою откровенную сексуальную сущность, где в центре не любовь как таковая, а половое влечение и влюбленность.

Чтобы «обосновать» этот «праздник», придуман миф, которого не было, и святой, которого не существовало. Сколь не перебирай агиографические фолианты христианских церквей,  нет в этот день (и соседних с ним) подвижника с таким житием. Выдумка это. Откровенная и наглая.

Иное в феврале, похожее на сегодняшнее действо того, что ниже чрева, бывало. Именно в это время, в века давние, в Римской империи буйствовал фестиваль эротизма Lupercalia, который был посвящен богине «лихорадочной» любви Juno Februata. Вот откуда растут корни данного мероприятия, охватывающего с каждым годом все большее число наших с вами соседей, друзей и родственников.

Печально и досадно, что, уже привыкнув доедать остатки пищи от наших новых друзей с запада и донашивать их обноски, мы еще решили, по их же примеру, убрать из себя то, что в корне отличает нас, что дает нам реальную возможность жить вечно, что является непреходящим достоинством - нашу собственную душу.

О каком наследии мы можем говорить, если уже в школах готовятся ко «дню влюбленных»? Если с малолетства наших детей учат не любви, а влюбленности и с помпой  готовятся встречать «торжество», где понятие верности, чести, достоинства и целомудрия считается анахронизмом?

* * *

Рядом с моим храмом школа, и недавно на большой переменке забежала детвора в церковь с вопросом:

- Батюшка, а у вас есть открытка святого Валентина с сердечком...?

И я не знал, что ответить.

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин