УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков церква та політика Ющенко Вселенський Патріархат Доброчинність милосердя Патріарх Алексій II церковна журналістика вибори автокефалія монастирі та храми України Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра краєзнавство молодь постать у Церкві Церква і медицина діаспора Голодомор церква і суспільство Священний Синод УПЦ конфлікти розкол в Україні педагогіка секти 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП іконопис УГКЦ Президент Віктор Ющенко Католицька Церква Церква і влада забобони Мазепа Церква і політика шляхи єднання комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






Забытый образ поста

  10 березня 2008


Архидиакон Стефан (Пучков)

 

Известна патериковая история о том, как два монаха пошли по делам своей обители в город и там, не удержавшись от искушения, согрешили с блудницами. Найдя в себе силы вернуться с покаянием пред лицо своей братии, они получили епитимию - год затвора с сугубым постом и молитвою. По прошествии этого времени один брат явился с видом крайне изможденным, а другой - вполне цветущим. И выяснилось, что хотя молились и постились они одинаково усердно, первый непрестанно оплакивал свое падение, а второй - восхвалял Бога за милость, явленную ему в виде возможности возвращения к спасительному иноческому житию. И тогда старцы монастырские, рассудив, одобрили оба образа покаяния.

б этой истории я вспоминаю всякий раз, когда наступает Великий пост. Ведь выглядит всё так, словно бы мы лишили себя второго образа покаяния. Всё в нашем великопостном богослужебном строе направлено на помрачение лиц и одежд. Черные богослужебные ризы (нечего сказать - "духовная весна"!), нарочито унылые напевы, батюшки сменяют металлические наперсные кресты на скромные деревянные (или, кто посостоятельнее, на "скромные" костяные, украшенные тонкой резьбой и филигранным серебряным окладом). Кажется, Евангелие (Мф 6:16-18), хотя и читается каждый раз перед вступлением в Пост, но никогда не бывает услышано. И вот уже некоторые из мирян Постом перестают бриться, отращивая бороду, и накладывают на себя иные подобные "аскетические подвиги".

Окститесь, братия! Пост - это самое замечательное время церковного года! Да, это время покаяния, но и время подлинной духовной радости и веселья. В самом деле, если только покаяние совершенно, то ещё осуществляя его, мы уже опытно познаем в простоте раскаявшегося сердца, что мы прощены, и как никогда ощущаем близость к себе Господа. И напевы вовсе не унылые, если только правильно петь правильный репертуар, а весьма энергичные, в которых чувствуется напряженная сосредоточенность работы духа.

И всё же, хотя старцы и равно одобрили оба образа покаяния, мне кажется, что сравнивать их не совсем правильно, ибо второе - не столько покаяние само по себе, сколько плод уже осуществившегося покаяния. Это веселие духа, даруемое очистившейся душе, является залогом будущих благ, и ещё полнее, если только достойно пройдем этот Пост, мы ощутим его в Пасхе, а уж во всей полноте, как все дерзновенно надеемся, когда соединимся в горних обителях с бесконечно любящим нас Богом.

Блог автора