УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 56 відвідувачів

Теги
УПЦ КП вибори монастирі та храми України Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) Патріарх Алексій II Церква і медицина іконопис 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика Мазепа Києво-Печерська Лавра молодь забобони шляхи єднання милосердя Церква і влада Вселенський Патріархат педагогіка Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні конфлікти Церква і політика Голодомор постать у Церкві діаспора Доброчинність церква і суспільство Президент Віктор Ющенко УГКЦ Ющенко комуністи та Церква краєзнавство церковна журналістика секти Католицька Церква автокефалія українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






Забытый образ поста

  10 березня 2008


Архидиакон Стефан (Пучков)

 

Известна патериковая история о том, как два монаха пошли по делам своей обители в город и там, не удержавшись от искушения, согрешили с блудницами. Найдя в себе силы вернуться с покаянием пред лицо своей братии, они получили епитимию - год затвора с сугубым постом и молитвою. По прошествии этого времени один брат явился с видом крайне изможденным, а другой - вполне цветущим. И выяснилось, что хотя молились и постились они одинаково усердно, первый непрестанно оплакивал свое падение, а второй - восхвалял Бога за милость, явленную ему в виде возможности возвращения к спасительному иноческому житию. И тогда старцы монастырские, рассудив, одобрили оба образа покаяния.

б этой истории я вспоминаю всякий раз, когда наступает Великий пост. Ведь выглядит всё так, словно бы мы лишили себя второго образа покаяния. Всё в нашем великопостном богослужебном строе направлено на помрачение лиц и одежд. Черные богослужебные ризы (нечего сказать - "духовная весна"!), нарочито унылые напевы, батюшки сменяют металлические наперсные кресты на скромные деревянные (или, кто посостоятельнее, на "скромные" костяные, украшенные тонкой резьбой и филигранным серебряным окладом). Кажется, Евангелие (Мф 6:16-18), хотя и читается каждый раз перед вступлением в Пост, но никогда не бывает услышано. И вот уже некоторые из мирян Постом перестают бриться, отращивая бороду, и накладывают на себя иные подобные "аскетические подвиги".

Окститесь, братия! Пост - это самое замечательное время церковного года! Да, это время покаяния, но и время подлинной духовной радости и веселья. В самом деле, если только покаяние совершенно, то ещё осуществляя его, мы уже опытно познаем в простоте раскаявшегося сердца, что мы прощены, и как никогда ощущаем близость к себе Господа. И напевы вовсе не унылые, если только правильно петь правильный репертуар, а весьма энергичные, в которых чувствуется напряженная сосредоточенность работы духа.

И всё же, хотя старцы и равно одобрили оба образа покаяния, мне кажется, что сравнивать их не совсем правильно, ибо второе - не столько покаяние само по себе, сколько плод уже осуществившегося покаяния. Это веселие духа, даруемое очистившейся душе, является залогом будущих благ, и ещё полнее, если только достойно пройдем этот Пост, мы ощутим его в Пасхе, а уж во всей полноте, как все дерзновенно надеемся, когда соединимся в горних обителях с бесконечно любящим нас Богом.

Блог автора