УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 230 відвідувачів

Теги
Католицька Церква педагогіка Мазепа конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко іконопис Священний Синод УПЦ монастирі та храми України Археологія та реставрація УПЦ КП Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання забобони Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат секти автокефалія УГКЦ комуністи та Церква милосердя діаспора постать у Церкві Церква і політика вибори українська християнська культура церковна журналістика Церква і медицина церква та політика розкол в Україні Патріарх Алексій II молодь церква і суспільство Церква і влада Києво-Печерська Лавра Ющенко Голодомор Доброчинність краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






Отношение к скорбям: за что или для чего?

  03 вересня 2008


Анастасия Бондарук

Сталкиваясь в своей жизни со скорбью, мы обычно начинаем биться над вопросом: «Почему именно мне?». Кого-то устраивает ответ: «По грехам». Но по каким именно? Ответы можно искать долго, доподлинно так и не узнаем. А поскольку работа сознания все равно происходит, то не лучше ли задаться другим вопросом: «ДЛЯ ЧЕГО это все мне?». Тогда перед нами откроются новые горизонты...

Мы увидим, что наконец-то началась та работа по изменению себя, о которой мы уже давно втайне мечтали. Сколько раз говорили себе, что с завтрашнего утра... Но одно утро сменяло другое, а мы оставались прежними. И вот у нас появилась мощная мотивация для самокоррекции. Какая? - Облегчить скорбь. При таком подходе становится понятно, для чего это мне. Для того чтобы лень сменилась трудолюбием, безответственность - ответственностью, привычка откладывать все на завтра - умением делать все необходимое сегодня. Для борьбы с внутренними слабостями, происходящую через борьбу со внешними обстоятельствами.

Но ведь первый совет в случае скорби - «смирись»...

О какой же тогда борьбе идет речь?

Можно сказать, что смирение - есть принятие того, что с нами происходит, а также встреча с «собой истинным». Как писал преподобный Макарий Оптинский, «желаю, чтобы истинно познала свою немощь, от которой рождается смирение». А преподобный Амвросий Оптинский так наставлял духовных чад: «Полечиться не мешает, и различные скорби, и неудобства переносить следует. Одно другому не препятствует. Докторское лечение телу помогает, а претерпевание многоразличных скорбей и неудобств приносит пользу душевную».

Смирение не исключает того, что мы можем использовать дар творчества, данный нам Богом, и изменять обстоятельства. Ведь даже в раю Адаму было сказано заботиться о райском саде. Если воспринимать смирение как пассивность, то он должен был просто сидеть и любоваться. «Страдать активно, действовать, брать власть в борьбе со злом - вот это настоящее», - писал М.М. Пришвин. Вспомним выражение «Неси свой крест». Ведь именно неси, а не сиди на кресте или лежи под ним. Неси, то есть делай, что должен, а Господь управит.

Главный враг борьбы - жалость к себе

«Бедненький, несчастненький», - говорит она, и человек сразу чувствует себя обессиленным и ни на что не способным. «Все веселятся, радуются жизни. А ты болеешь, страдаешь, работаешь в поте лица...». Опасно поддаться ей и начать обижаться на окружающих. «Хорошо вам. Хлебнули бы с мое...»

Старец Паисий Святогорец писал, что сегодня большинству людей неведом вкус той радости, которую подает жертвенность. «Люди не любят труд. В их жизни появились праздность, желание устроиться потеплее, много покоя. Оскудело любочестие, дух жертвенности. Если удается получить что-либо без труда, они считают это достижением. Огорчаются, если достичь легкой жизни не удается. Но если бы они смотрели на все духовно, то радовались бы именно этому, потому что в этом случае им дается благодатная возможность для подвига».

Помните двух лягушек, барахтающихся в кувшине со сметаной? Так вот одна из них утонула, и не та, что работала лапками без остановки. Николай Пестов считал, что достижение цели, как следствие упорного труда - это закон, данный Богом человеку после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. «Хлеб добывается пóтом как для тела, так и для духа», - писал он. И это значит, что наша жизнь невозможна без скорбей, а значит, и без их преодоления. Мы должны молиться так, будто все зависит от Бога, и работать так, будто все зависит от нас - считал богослов Фома Аквинский.

Конечно, такая работа невозможна без самопожертвования. И нас это страшит. Ведь, в некотором роде, это ежедневная маленькая смерть. Одна молодая мама с горечью говорила: «Я не успеваю утром даже кофе попить. Ребенок требует всего моего внимания...»

Таланты земные, таланты духовные...

И вот после стольких дней работы, усталости мы вновь обретаем способность радоваться жизни. Мы видим первые плоды своего труда: болезнь начала отступать, незнакомый доныне иностранный язык стал уже почти любимым, беспорядок в квартире был досконально изучен и начал сменяться порядком. «И я тоже в этом участвовал! В этой маленькой победе есть плоды и моего труда», - радостно восклицаем мы. Каждый из нас есть образ Божий. И Господь очень вложил в Своих детей много талантов и умений. Важно их не закопать.

Смирение, как и любое приобретенное достоинство, приходит не сразу. Неразумно надеяться на то, что в течение дня или недели наше сознание согласится принять изменившуюся картину мира, иной образ себя, ближнего. И как мы можем согласиться, например, с болезнью. Сказать, что это хорошо?.. Но мы можем согласиться с тем, что болезнь имеет место в этом мире, и вот она коснулась и нас. Святые имели именно духовную радость о болезни. То есть, это скорее была радость о близости Бога в болезни, Его заботе о спасении человека через болезнь. Преподобный Макарий Оптинский писал: «Не в том дело состоит, чтоб не чувствовать скорби, но благодарно оную переносить». И святой апостол Павел учил: «Сыне мой, не пренебрегай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 5).

«Что посеешь, то и пожнешь»

Но вот первая радость прошла, нужно бороться дальше. Хочется? «Хіба хочеш? - Мусиш!» - учит народная мудрость. Так постепенно воспитывается умение преодолевать себя.

Нельзя не вспомнить и о том, что гений - это 1 % таланта и 99 % труда,  и ни один результат не придет к нам сам собой. Не нужно перекладывать ответственность за свою жизнь, за многие ее обстоятельства, за свою активную позицию с себя на Бога.

Часто можно услышать жалобы, что человеку посылаются скорби от домашних, они, мол, неверующие. Но когда посмотришь, как человек, недавно пришедший в церковь, становится тираном для ближних (то не ешь, туда не ходи, так не смотри), то понимаешь, что агрессия его ближних - ни что иное, как способ защиты. Православный философ И. Ильин настаивал, что «для того, чтобы вера возникла и разгорелась, и пришла в силу..., человек должен быть в своей вере свободен... Здесь имеется в виду прежде всего внешняя свобода человеческой личности. Не свобода делать все, что кому захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы право вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами - свобода от недуховного и противодуховного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования».

Часто в случаях насильственной проповеди люди сопротивляются не нашим словам, а навязчивости и неделикатности. Такого рода скорби есть результатом наших немощей, страстей и болезней. И бороться с ними можно только с помощью внимания к своим поступкам и внутренней жизни.

 В скорбях мы можем воспитать в себе доверие к Богу. Если Господь дал нам что-то, значит, это нужно. Господь будет помогать нам учиться доверять Ему. Он будет посылать помощь и «стелить солому» там, где можем упасть. Главное - замечать это в своей жизни и благодарить Создателя.

Автор: Анастасия Бондарук