УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 78 відвідувачів

Теги
Католицька Церква Церква і політика автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) конфлікти секти іконопис вибори Патріарх Алексій II шляхи єднання Президент Віктор Ющенко діаспора Вселенський Патріархат УПЦ КП церква і суспільство Мазепа Києво-Печерська Лавра розкол в Україні українська християнська культура Церква і медицина милосердя Голодомор забобони краєзнавство монастирі та храми України Археологія та реставрація Доброчинність молодь постать у Церкві Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика церква та політика педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






Отношение к скорбям: за что или для чего?

  03 вересня 2008


Анастасия Бондарук

Сталкиваясь в своей жизни со скорбью, мы обычно начинаем биться над вопросом: «Почему именно мне?». Кого-то устраивает ответ: «По грехам». Но по каким именно? Ответы можно искать долго, доподлинно так и не узнаем. А поскольку работа сознания все равно происходит, то не лучше ли задаться другим вопросом: «ДЛЯ ЧЕГО это все мне?». Тогда перед нами откроются новые горизонты...

Мы увидим, что наконец-то началась та работа по изменению себя, о которой мы уже давно втайне мечтали. Сколько раз говорили себе, что с завтрашнего утра... Но одно утро сменяло другое, а мы оставались прежними. И вот у нас появилась мощная мотивация для самокоррекции. Какая? - Облегчить скорбь. При таком подходе становится понятно, для чего это мне. Для того чтобы лень сменилась трудолюбием, безответственность - ответственностью, привычка откладывать все на завтра - умением делать все необходимое сегодня. Для борьбы с внутренними слабостями, происходящую через борьбу со внешними обстоятельствами.

Но ведь первый совет в случае скорби - «смирись»...

О какой же тогда борьбе идет речь?

Можно сказать, что смирение - есть принятие того, что с нами происходит, а также встреча с «собой истинным». Как писал преподобный Макарий Оптинский, «желаю, чтобы истинно познала свою немощь, от которой рождается смирение». А преподобный Амвросий Оптинский так наставлял духовных чад: «Полечиться не мешает, и различные скорби, и неудобства переносить следует. Одно другому не препятствует. Докторское лечение телу помогает, а претерпевание многоразличных скорбей и неудобств приносит пользу душевную».

Смирение не исключает того, что мы можем использовать дар творчества, данный нам Богом, и изменять обстоятельства. Ведь даже в раю Адаму было сказано заботиться о райском саде. Если воспринимать смирение как пассивность, то он должен был просто сидеть и любоваться. «Страдать активно, действовать, брать власть в борьбе со злом - вот это настоящее», - писал М.М. Пришвин. Вспомним выражение «Неси свой крест». Ведь именно неси, а не сиди на кресте или лежи под ним. Неси, то есть делай, что должен, а Господь управит.

Главный враг борьбы - жалость к себе

«Бедненький, несчастненький», - говорит она, и человек сразу чувствует себя обессиленным и ни на что не способным. «Все веселятся, радуются жизни. А ты болеешь, страдаешь, работаешь в поте лица...». Опасно поддаться ей и начать обижаться на окружающих. «Хорошо вам. Хлебнули бы с мое...»

Старец Паисий Святогорец писал, что сегодня большинству людей неведом вкус той радости, которую подает жертвенность. «Люди не любят труд. В их жизни появились праздность, желание устроиться потеплее, много покоя. Оскудело любочестие, дух жертвенности. Если удается получить что-либо без труда, они считают это достижением. Огорчаются, если достичь легкой жизни не удается. Но если бы они смотрели на все духовно, то радовались бы именно этому, потому что в этом случае им дается благодатная возможность для подвига».

Помните двух лягушек, барахтающихся в кувшине со сметаной? Так вот одна из них утонула, и не та, что работала лапками без остановки. Николай Пестов считал, что достижение цели, как следствие упорного труда - это закон, данный Богом человеку после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. «Хлеб добывается пóтом как для тела, так и для духа», - писал он. И это значит, что наша жизнь невозможна без скорбей, а значит, и без их преодоления. Мы должны молиться так, будто все зависит от Бога, и работать так, будто все зависит от нас - считал богослов Фома Аквинский.

Конечно, такая работа невозможна без самопожертвования. И нас это страшит. Ведь, в некотором роде, это ежедневная маленькая смерть. Одна молодая мама с горечью говорила: «Я не успеваю утром даже кофе попить. Ребенок требует всего моего внимания...»

Таланты земные, таланты духовные...

И вот после стольких дней работы, усталости мы вновь обретаем способность радоваться жизни. Мы видим первые плоды своего труда: болезнь начала отступать, незнакомый доныне иностранный язык стал уже почти любимым, беспорядок в квартире был досконально изучен и начал сменяться порядком. «И я тоже в этом участвовал! В этой маленькой победе есть плоды и моего труда», - радостно восклицаем мы. Каждый из нас есть образ Божий. И Господь очень вложил в Своих детей много талантов и умений. Важно их не закопать.

Смирение, как и любое приобретенное достоинство, приходит не сразу. Неразумно надеяться на то, что в течение дня или недели наше сознание согласится принять изменившуюся картину мира, иной образ себя, ближнего. И как мы можем согласиться, например, с болезнью. Сказать, что это хорошо?.. Но мы можем согласиться с тем, что болезнь имеет место в этом мире, и вот она коснулась и нас. Святые имели именно духовную радость о болезни. То есть, это скорее была радость о близости Бога в болезни, Его заботе о спасении человека через болезнь. Преподобный Макарий Оптинский писал: «Не в том дело состоит, чтоб не чувствовать скорби, но благодарно оную переносить». И святой апостол Павел учил: «Сыне мой, не пренебрегай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 5).

«Что посеешь, то и пожнешь»

Но вот первая радость прошла, нужно бороться дальше. Хочется? «Хіба хочеш? - Мусиш!» - учит народная мудрость. Так постепенно воспитывается умение преодолевать себя.

Нельзя не вспомнить и о том, что гений - это 1 % таланта и 99 % труда,  и ни один результат не придет к нам сам собой. Не нужно перекладывать ответственность за свою жизнь, за многие ее обстоятельства, за свою активную позицию с себя на Бога.

Часто можно услышать жалобы, что человеку посылаются скорби от домашних, они, мол, неверующие. Но когда посмотришь, как человек, недавно пришедший в церковь, становится тираном для ближних (то не ешь, туда не ходи, так не смотри), то понимаешь, что агрессия его ближних - ни что иное, как способ защиты. Православный философ И. Ильин настаивал, что «для того, чтобы вера возникла и разгорелась, и пришла в силу..., человек должен быть в своей вере свободен... Здесь имеется в виду прежде всего внешняя свобода человеческой личности. Не свобода делать все, что кому захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы право вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами - свобода от недуховного и противодуховного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования».

Часто в случаях насильственной проповеди люди сопротивляются не нашим словам, а навязчивости и неделикатности. Такого рода скорби есть результатом наших немощей, страстей и болезней. И бороться с ними можно только с помощью внимания к своим поступкам и внутренней жизни.

 В скорбях мы можем воспитать в себе доверие к Богу. Если Господь дал нам что-то, значит, это нужно. Господь будет помогать нам учиться доверять Ему. Он будет посылать помощь и «стелить солому» там, где можем упасть. Главное - замечать это в своей жизни и благодарить Создателя.

Автор: Анастасия Бондарук