УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 81 відвідувачів

Теги
краєзнавство церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя Вселенський Патріархат 1020-річчя Хрещення Русі комуністи та Церква УГКЦ Патріарх Алексій II Ющенко Києво-Печерська Лавра церква і суспільство Церква і політика секти Католицька Церква педагогіка конфлікти молодь постать у Церкві Доброчинність Мазепа шляхи єднання Священний Синод УПЦ іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко церква та політика вибори Церква і влада розкол в Україні українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков Голодомор УПЦ КП діаспора забобони Церква і медицина автокефалія Археологія та реставрація






Рейтинг@Mail.ru






Новое время Церкви

  26 травня 2009


Архимандрит Аввакум, г. Кременчуг, Полтавская область

И сказал Сидящий на престоле:
се, творю все новое.
И говорит мне:
напиши; ибо слова сии истинны и верны

(Откр.21:5)

***

У одного старика была прекрасная лошадь. Она была настолько ценная, что даже правитель городка все время завидовал ему. Не один раз он предлагал ему прийти поговорить. Он готов был заплатить огромные деньги за этого коня. Но старик только смеялся и говорил: «Я люблю этого коня, а как можно продавать любовь? Поэтому спасибо тебе за твои предложения, но я не могу его продать».

Однажды ночью конь исчез. Утром друзья старика собрались, все начали говорить: «Посмотрите, насколько глуп этот старик. Его коня украдено и больше нет, а он мог бы стать богачом». Никогда еще ничто не возбуждало так сильно весь город и особенно его близких друзей. Все кричали: «Ты бедный, и старый, и безумный старик. Тебе лучше было продать его. Ты ошибся».

Старик только засмеялся и сказал: «Не спешите с выводами, не говорите о том, хорошо это или плохо. Не говорите, несчастье это ли благословение. Я знаю лишь одно. Прошлой ночью конь был в стойле, а утром eгo уже нет. Я не говорю ничего об этом событии. Я просто вижу факт: коня нет в стойле. Для чего близоруко примешивать к этому событию наш узкий ум? Хорошо это или плохо, должно это было случиться или нет? Мы не знаем будущего. К чему создавать несчастья тупыми, близорукими размышлениями?»

Люди были шокированы, почувствовали себя немного даже оскорбленными. Они пришли выразить старику свое сочувствие, а этот глупец говорит о какой-то философии. И тогда они начали думать, что все случилось во благо, что его нужно было наказать за глупость, и Бог наказал его. Чем не друзья Иова?..

Через пятнадцать дней конь вернулся назад. Его не украли, он просто убежал в лес погулять. И вместе с ним прибежало двенадцать диких кобылиц, очень красивых и сильных. Весь городок опять собрался и начал говорить: «Да. Должно быть, этот старик что-то знает. Как он оказался прав. Это было не несчастье, но благословение. Мы все вместе здесь ошибались». И они сказали старику: «Извини нас, мы не смогли понять и провидеть всю ситуацию в целом. Твой конь не просто вернулся, но привел собой таких прекрасных кобылиц. Мы никогда не видели таких прекрасных и энергичных лошадок. Ты получишь огромные деньги за них!»

Старик снова сказал: «Не думайте, благословение это или несчастье. Бог знает, будущее неизвестно. Мы не должны делать выводов до тех пор, пока не будем знать будущего. Вы снова совершаете одну и ту же ошибку. Просто скажите: конь вернулся, вернулся вместе с другими двенадцатью кобылицами. Вот и все». Они ответили: «Не пытайся нас сделать глупцами. Единственное, что мы знаем, так это то, что ты теперь соберешь огромное количество денег. Ты теперь самый богатый человек в нашем селении».

Но через неделю единственный сын старика, который объезжал одну из диких кобылиц, упал с коня. Он получил множество травм, увечий, множество переломов. Он был единственной поддержкой старика. И люди, срочно собравшись, стали говорить: «Да, этот старик действительно что-то знает. Возвращение коня оказалось таким несчастьем! Единственная поддержка семьи, этого старика, и он почти что мертв. Он поддерживал этого старика, теперь старику придется ухаживать за сыном, потому что тот будет долго прикован к постели, хотя собирался жениться. Женитьба теперь пока невозможна».

И они собрались вместе, снова начали говорить и обсуждать. И старик сказал им: «Как сказать... Вы продолжаете совершать снова одну и ту же ошибку. Можно сказать только одно, что мой сын упал и получил множество переломов. Это все. Для чего, не зная, двигаться в будущее? Все эти дни вы видели, как неоднократно ошибались, но снова начинаете убегать от настоящего и перебегать в будущее. Благодарите Провидение только за настоящее».

Случилось так, что через несколько дней началась война. Всех молодых мужчин города насильно забрали в армию. И только единственный сын старика остался дома, потому что у него были переломы. Тогда все снова собрались. Но еще до того, как успели открыть рты и произнести хоть одно слово, старик сказал: «Молчите! Когда же, наконец, вы поймете суть жизни, однажды сотворенной Богом Творцом?! Она сложна, мы не знаем путей Его, мы не полагали вместе с Ним основания вселенной и не полагали морю предел. Главное - сущность настоящего».

***

Политики футурологи, ученые, пророки, мистики разных мастей кричат, прогнозируют, дают советы: нужно обустроить мир. «Сделать все в нем так и не иначе, а иначе, так как и не так!»

Не верьте им. Никто ничего не знает, не зная будущего. Их пророчества не сбудутся, их видения просто перейдут в привидения. Развитие, поступь общемирового исторического прогресса происходит по неизвестным нам законам общественной динамики и зачастую в катастрофических ритмах. Сие надобно принять как должное.

***

Слабость велика - сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок, когда же умирает - он крепок и черств.

Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, когда же оно умирает, твердо и жестко. Крепость и черствость - спутники смерти; гибкость и нежность выражают свежесть бытия. Поэтому, то, что одеревенело, окаменело, то уже не победит. Лао Цзы.

***

Перевес голосов в пользу Патриарха Кирилла показал, что нельзя, невозможно удержаться за старое. Существует извечный закон перемен. Веет ветер перемен. Выборы наглядно с потрясающей наглядностью показали, Церковь жива и ждет, жаждет перемен.

Церковные публикации пестрят заголовками в том смысле, что в нашей Церкви закончился период традиционных спокойных мирных времен. Новый Патриарх не даст засидеться никому, кто находится на церковном корабле. Он каждого заставит действовать. Несомненно одно: церковную жизнь Патриарх Кирилл по-своему расшевелит, поскольку крепко усвоил западное понимание активной роли Церкви в современном обществе.

Но эта активность обязательно вызовет в консервативном церковном народе фундаменталистскую реакцию, перед которой побледнеет выступление епископа Диомида. И, похоже, Предстоятелю РПЦ МП, каким бы жестким он ни был, оживляя церковную жизнь, никуда не уйти и от бурного оживления церковной оппозиции, столь заметной в начале 90-х годов. Насколько активность оппозиции перейдет в реальный раскол - будет зависеть только от твердости внешней политической системы. Но умные люди понимают: Церковь не может прятаться от мира в такой себе «кокон» благочестия, не должна исповедовать свою религию, как бегство от реальности, замуровываться в скитах, лесах, «пензенских пещерах». Это тупиковый путь. Она должна болеть болями общества, болями людей, должна отвечать на вызовы быстро меняющегося времени. Она, как и всякий живой организм, чтобы жить, должна, вынуждена меняться, обновляться. Только мертвое, окаменелое и окостенелое не имеет уже в себе и тени применения. Так есть.

***

Видный священник Русской Православной Церкви, протоиерей Димитрий Дудко еще в 70-е годы писал: «В Церкви стало душно. Пришла пора распахнуть ее двери... необходимо воцерковить ту жизнь, которая за пределами храма. Христианин не может затвориться в какую-то скорлупку, он должен болеть болями других. В храме в настоящее время должен вместиться и клуб, и рабочее собрание!»

Из его книги «О нашем уповании».

Не скрою, мне очень нравится данное высказывание инициативного, популярного в советское время священника. Церковь, храм в частности, действительно очень «пересакрализовалась», до такой степени, что в ней может уместно себя чувствовать только старушка, бабушка.

То, что это не нормально, согласится всякий здравомыслящий человек.

Нужен новый позитивный взгляд в духе древней церковной традиции. Вера должна оставаться цельной, но мы не должны бояться мыслить смело, говорить новым языком. Если будем повторять то, что сказано вчера, позавчера, в древности, люди развернутся и уйдут в новые духовные искания.

***

Будет ли активирован диалог с Римо-Католической Церковью?

Это насущная задача. Церковь по-новому должна дать ответы на непростительно разделившееся за века, разбредшееся на разные юрисдикции и «фикции», когда-то единое стадо вселенской христианской Церкви. Когда одни христиане обвиняют других в каких-то несусветных грехах и нелепостях. Попытка экуменизма - не объединиться, но найти общий язык, наладить диалог, ведь в Новом Завете апостол Павел сказал: «Христос примирил Собою всяческая, на Кресте вражду убив...» Хорошо сказал!

Что может быть плохого в том, что на экуменических ассамблеях-съездах люди самых разных национальностей и взглядов, отказавшись от злобствования, собственных этно-религиозных дутых амбиций, притязаний, собираются вместе, общаясь, ищут совместно лица Божия и Света Божия!? Церковь есть вселенский (экуменичный) организм.

По поводу экуменизма в Церкви есть две противоположные позиции. Почему? Он как явление, как движение, в Церкви новое. Ранее о нем не знали. По его поводу ведутся ожесточенные споры. Но он пока еще не осужден соборно. Мы, низовые приходские священники, участвуя во всецерковной дискуссии, должны не спешить со своими скоропалительными и близорукими выводами, но без злобы оставлять этот вопрос открытым, как есть открыта и продолжается и сама жизнь.

***

Церковь по-новому должна давать ответы на темы жизни и смерти.

Перенаселение планеты Земля, планирование семьи, аборты, клонирование, эвтаназия. Здесь не может быть одинакового подхода. Если в Европе заповедь «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» насущна, то, наоборот, в Китае, Африке, Индии и Латинской Америке человечество столкнулось с катастрофической проблемой перенаселения Земли. Идет истребительное наступление человека на дикую природу, вырубаются леса, осушаются болота, а вместе с ними и реки.

Встанет остро тема контроля рождаемости. В Китае этот механизм с переменным успехом уже работает, но в Индии, где такого контроля нет, рождаются дети, содержание которых экономически никак не подтверждено. Посему на улицах больших городов -брошенные новорожденные: возле скамеек на остановках, на мусорниках.

Вопрос, что является бóльшим грехом: контрацепция, планирование семьи или рождение ребенка и выбрасывание его на свалку, под скамейку на остановках? Хорошо еще, если подбрасывают в детские приюты, но и они в Индии неумолимо переполнены и не могут принять всех брошенных детей, не понижая уровня качества их содержания. Документы Православной Церкви, типа «Социальной концепции», должны ясней и определенней обсуждать эти глобальные проблемы. Церковь есть вселенское общество.

***

Также должно иметь суждение о таком модном веянии века, как гомосексуализм.

Здесь, без ложной стыдливости, говорить можно и нужно. Налицо сложность согласования библейского взгляда и науки.

Пущусь в не очень длительные размышления... Ошибаются ли ученые, утверждая, что гомосексуализм - это врожденный порок, сбой в клеточной системе организма на уровне хромосом, не поддающийся исправлению? Можно ли его исправить согласно учению Церкви? Как? Ну ладно, если с данным влечением человек еще может бороться силой своего сознания, особенно верующий, волевой внутренней мобилизацией духовных сил и чувств. Но как быть с андрогинным гермафродитизмом, врожденным наличием у одного человека женских и мужских признаков? Человек ведь таковым родился. В средние века было проще: родившийся с врожденными аномалиями объявлялся ведьмой или ведьмаком, или самым чудовищем - нечистой силой, сжигался и делу конец. Сейчас такое не пройдет. Это тот случай, когда вопрос уже адресуется не человеку, но Богу: зачем Ты, Господи, меня такого создал?

Вопрос: разрешит ли, благословит ли Церковь операции по изменению, исправлению пола, направлению его в правильное русло? Секс нейтрален по своей природе, но жизненно значим как явление, и с одними запретительными инициативами к нему не подойдешь. Сложный вопрос, по которому будут вестись ожесточенные дискуссии, и от которых в дальнейшем архиереям, священникам и духовникам не уклониться.

***

Должна Церковь ясней и определенней иметь суждения по таким явлениям, как спорт, музыка, массовая молодежная культура...

Например, Олимпийские игры. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества и разврата и в 394 н. э. были запрещены императором Феодосием I. Апостол Павел писал: «Телесные упражнения мало полезны...» А Правила Номоканона категорически воспрещают участие верующих чад Церкви в игрищах, конских ристалищах на ипподромах, театральных зрелищах.

Встает вопрос: как примирить древние правила с сегодняшними действиями Церкви, когда архиереи и священники благословляют поездки спортсменов на эти «игрища», окропляют их святой водой, освящают футбольный мяч? Как примирить древнее и новое, не нарушая Канонов? Тоже по сему должно быть в Церкви суждение, вплоть до соборного.

***

Я помню, как в 90-е годы мы, церковники, в своей периодике ругали рок-н-ролл. Ой, чего только не писали: «англоязычное блеяние заграничных ансамблей», «развращающее действие на молодежь», «ваших детей уводят в ад», «не пускайте их в лапы сатане»! Потом, к концу 90-х, поутихомирились, стали присматриваться.

А теперь священники и диаконы выступают на тех «сатанинских игрищах» с проповедью. Истина непреложна: проповедовать Слово Божие, как говорил апостол Павел, вовремя и не вовремя. Церковь там, где люди. Церковь идет к людям. Церковь идет в массы. Кенозис?

Да! Ведь и Господь наш Иисус Христос не остался сидеть неподвижно на престоле высоком и превознесенном, но, умалив себя до образа раба, шел к людям. В сем и нам есть великое Евангельское одобрение и благословение.

***

Как жить с исламским миром, который завоевывает планету Земля?

В 622 году от РХ вспыхнула новая мощная мировая религия. Пророк Мухаммад в Аравии поднял зеленый стяг, военное знамя ислама. Он умел воплощать свои мистические откровения в политическую реальную плоскость. Этим ислам и жив.

Ислам застал хиреющую, дряхлеющую Византийскую империю врасплох. Почему отцы Церкви ничего подобного не провидели, не писали и не пророчествовали, не предостерегли, не предупредили мир о появлении еще одной новой мировой религии? Почему мы не смогли противопоставить исламу ни одной действенной апологетической доктрины? Новый Завет рассматривался как последний Завет, после которого больше не будет никаких новейших «заветов». Жизнь в той богатой Византийской империи рассматривалась как конечная трансформация из царства земного в Царство Небесное и все.

Но вспыхнула, появилась новая религия, которую никто не ждал, не выглядывал! Появился ислам. В чем трудность? Его уж никак нельзя назвать возрождением примитивного отсталого язычества. Ислам новая форма жесткого, высокого монотеизма.

Как быть? Относительная молодость этой религии дает ей силы действовать, распространяться все больше и шире по нашей планете Земля. По всему видно: молодые, бойкие, напористые воины ислама еще зададут «фору» в 21 веке и высоколобой Америке, и нашей старушке Европе. На телеканале «Спас» я видел, как Патриарх вместе с муфтием (дело было в Казани) совместно принимали участие в каких-то краевых военных торжествах. Дивно зрелище, чудно видение!

***

Глобализация и постмодерн - что мы можем сказать или противопоставить им?

Когда-то в уездном городе Калинове cтранница Феклуша открывала глаза на мир дворовой девке Глаше: «Говорят, такие страны есть, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - Салтан персидский. И что ни судят они, то все неправильно. У нас закон праведный, милая, а у них неправедный. А то есть еще земля, где люди с песьими головами». Глаша изумляется: «Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дурами и померли!» Драма «Гроза» Александра Островского.

Сегодня подобные рассказы странницы не пройдут у современных девиц Глаш. Мир стал глобальным, как в плане информации, торговли, так и путешествий. Здесь как страус не спрячешь голову в песок. Глобализм - он есть, мы его не можем ни благословить, ни проклясть. Посему в нем необходимо усмотреть не только отрицательные стороны, но и положительные.

Постмодернизм - это эпоха после всего, всех и всяческих. Эпоха усталости, бессилия, когда не остается энергии уже ни на что. Как говорила христианский философ Татьяна Горичева: «Постмодернизм - эпоха, когда не остается сил даже на то, чтобы помереть!» Если проповедь Христа и Евангелия в практическом нашем приходском благочестии чаще всего заменяется проповедью внешних обрядовых форм «церковности», суть которых - попытка привести человека к Богу через исполнение одного ритуала, то для изменения такой ситуации необходима новая евангелизация церковного народа, начиная, прежде всего, с тех, кто поставлен пасти стадо Христово. «Каков поп, таков и приход», - гласит народная мудрость. И жизнь показывает, что там, где священник радеет о миссионерстве, умеет говорить на языке, понятном современному человеку, и категория прихожан качественно иная.

***

Черти, рога, копыта, казаны, кочерги, масоны, коды, чипы, карточки.

Зачастую проповедь преображения жизни во Христе у нас на приходах подменяется рассказами о бесах, мытарствах, тайных врагах, темных заговорах жидов, ритуальных убийствах, масонах и антихристе. Способствует этому парадоксальная непопулярность Священного Писания в среде православных верующих. Жажда слышания слова Божия, бывшая так ощутимой в советскую эпоху, в новую внезапно иссякла среди тех, кто должен был бы всегда питаться этим Словом. Евангелие у нас до сих пор чаще целуют, чем читают. А те, кто читает, воспринимают чаще не саму Весть, а ее трансформацию в привычном, злобном, мрачном апокалиптичном дискурсе.

Как жить со своими собратиями, для которых вызовы времени неприемлемы, они не хотят слышать о них? Для некоторых православных в сих переменах времени видятся грозные знамения конца времен...

Но и тут следует не потерять равновесия. Их нельзя отторгнуть от себя. Они свои по духу. Они близкие. И нельзя уничижать их. Как самонадеянно определяет их диакон всея Руси Андрей Кураев, что они - «мракобесы», «мутные отстойники тупости и глупости».

Это очень самонадеянно и близоруко. Еще неизвестно прежде Суда Божия, на чьей стороне правда, и что сулит нам тот безбожный глобальный мир, грядущий на нас. Здесь должен быть духовный баланс взаимоотношений, мнений и взглядов. У боящихся конца времен и перемен есть высокий пафос противления мировому злу видимому и невидимому. И многие из нас, современных верующих, выходцы оттуда, из того народного противления «антихристу зверю».

Наши взаимоотношения должны быть сбалансированы в духе христианской выдержки, ответственности за свои слова, сострадания и понимания. Патриарх Кирилл это понимает и, я думаю, не будет делать резких поворотов и телодвижений в Церкви, дабы, как патриарх Никон, не вызвать в народе Божием смуты, расколы и нестроения.

Итак, перед ним открывается труднейшее поле деятельности.

***

Период, начиная с 90-х годов, был сложным периодом не только для Церкви, но и для всего СНГ-сообщества в целом. Было непонимание, злобствование, превозношение.

В свою новую эпоху Церковь должна сказать: хватит злобствованию! Настало время примирения, консолидации общества. Если мы высокодуховны, нас ничто не должно раздражать в принципе. Ненависть и боязнь - признаки низкой духовности. Последние годы нам показали, что злобствование, подозрительность, неприятие - тупиковый путь.

В Церкви, которая с новым Патриархом вступает в период нового времени, должно всячески поощряться и набирать силы позитивное мышление. Это высокая духовность. Если не принять, то понять всяческая, мы просто обязаны. Позитивное мышление - это не что-то нововыдуманное, оккультное, но, древнее и вечное. Это плоды Духа Святого, о которых не лишне сегодня вспомнить: Любовь, Радость, Мир, Долготерпение, Вера, Кротость, Воздержание.

Их надобно взращивать в себе ежедневно и ежечасно. А там, среди мятежей, расколов, войн и ужасов, скорбей и болезней, веруем - возсияет и нам Свет Сияния Царствия Божия, которое таинственно, всерадостно для нас, верующих, день ото дня приближается.

Автор: Архимандрит Аввакум