УКР РУС  


 Головна > Публікації > Точка зору  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП автокефалія українська християнська культура Мазепа вибори церква та політика забобони секти шляхи єднання розкол в Україні краєзнавство Доброчинність Голодомор церква і суспільство Церква і політика Археологія та реставрація монастирі та храми України іконопис Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко Ющенко Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Патріарх Алексій II конфлікти церковна журналістика Церква і влада милосердя комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква Церква і медицина діаспора педагогіка молодь постать у Церкві УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






Что делать с современностью?

  12 серпня 2009


Анастасия Бондарук

5 августа 2009 года завершился визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину. В рамках визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся прямой эфир с Патриархом, транслировавшийся телеканалом «Интер». Его ответы были таковы (как, впрочем, и его проповеди, и многие его высказывания), что пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ, руководитель пресс-службы визита Патриарха протоиерей Георгий Коваленко сказал, что страна увидела Патриарха ХХІ века, который может обращаться к обществу в целом, касаясь не только узкоцерковных проблем. Также он посоветовал всем перечитать речи Патриарха, так как из них мы можем вынести много полезного.

Предлагаю этим и заняться. Причем обращать внимание не только на ТО, ЧТО говорил Патриарх во время прямого эфира, но и КАК он это говорил.

Роль миссионера - расширение сознания

Мы привыкли воспринимать батюшку в основном в роли проповедника, который свою речь должен начинать и заканчивать Писанием и Преданием. Конечно, это основная задача пастыря в деле его «пасения овец». Но своим выступлением Патриарх указал новые грани восприятия служения священника. Ведь действительно, у людей возникает много насущных, жизненных проблем, о которых им важно говорить.

И Предстоятель сказал:

«Пастырский визит не означает только учительство. Вообще пастырство - это процесс двухсторонний. Если пастырь закрывается от своей паствы, если он чувствует самодостаточность, если он исповедует ложные убеждения в том, что он - альфа и омега, и носитель конечной истины, то у него прерывается контакт с паствой...

Я постоянно учусь. И вы знаете, это не какая-то такая заезжая общая фраза. Мне этот процесс обучения доставляет огромное наслаждение... Я пытаюсь сопрягать этот разноречивый хор человеческих мнений с тем, что у меня происходит в сердце, в моем разуме. Я думаю, что без этого я бы, наверное, не произнес ни одного слова, которое бы стоило внимания... Поэтому когда я говорю «пастырский визит», я не вкладываю в этот термин никакого патернализма, никакого взгляда сверху вниз».

Наверное, эти слова можно отнести не только к священникам, но и ко всем, чья задача говорить о Христе людям: педагогам воскресных школ, журналистам, работающим в церковных изданиях, да, в общем-што каждому из нас. Позиция учительства воспринимается окружающими «в штыки» и предполагает монолог, а позиция человека, готового к диалогу, готового услышать другого, будет принята.

Но здесь возникает вопрос: готовы ли мы сами к диалогу, насколько мы умеем слушать, рассуждать, мыслить. Насколько готовы помнить, что истинно христианство, а не мы, христиане.

Да, действительно Патриарх не вещал сверху вниз. В его тоне, интонациях, настроении во время прямого эфира не было осуждения, неприязни, но и не было стеснительного молчания. Он говорил смело (критики, правда, увидели в этом жесткость, а доброжелатели - силу характера), открыто, умно, делился опытом. И в то же время в его словах чувствовалось достоинство и сила, и было понятно, что это слова действительно Патриарха.

Бить или не бить раскольников?

Часто, говоря о проблемах раскола с другими людьми, мы прибегаем к двум выходам: либо страстно спорить, саркастически высмеивать, пытаясь обесценить оппонента, либо стыдливо молчать - «ну зачем ругаться. Это невежливо». Патриарх Кирилл показал - есть третий выход: просто говорить, не высказывая эмоций, но в то же время, не скрывая своих ценностей. Эта позиция как бы говорит слушателю: «Я вижу, что у вас есть свои ценности и ориентиры. Но у меня они свои, и я вам о них расскажу».

Действительно, для того, чтобы утвердить свою позицию, не обязательно зло критиковать другую. Можно с улыбкой говорить о своей, доброжелательно, но уверенно опровергая нападки и предлагая людям подумать: «Я отдаю себе отчет в том, что некоторые с огромным интересом сейчас взирают на экран, с уважением к личности того, кто обращается. Но есть люди, которые смотрят сегодня на экран с огромным раздражением. Я не буду говорить специально ни для одних, ни для других. Я буду говорить то, что мне Бог будет класть на сердце. А вы судите, судите сами. Но судите непредвзято. В какой-то момент мы все нуждаемся в том, чтобы отдать свой разум благодати божьей. ...И тот, кто казался тебе еще вчера врагом, перестает быть таким. Ты вдруг увидишь его лицо, его улыбку, его глаза, понимаешь, что это человек со своей судьбой, со своими страданиями, со своими радостями. И вот проникновение в эту внутреннюю сокровенную жизнь человека и открывает возможность для того, что мы сегодня называем диалогом. Я очень хотел бы, чтобы без предвзятого мнения, без априорного отрицания всего того, что я буду говорить, послушали сегодня меня и те, у кого как бы нет причин с особыми симпатиями встречать в Киеве Патриарха Московского и всея Руси».

И здесь Его Святейшество коснулся еще одной проблемы - не осуждать, а понимать и сострадать. Ведь часто многие негативные эмоции, ошибочные поступки вызваны именно душевной болью. Да, болезнью, но болезнь нужно не только диагностировать, но и сострадать ей, в то же время не забывая, что это болезнь.

Вспоминаю фразу: «Понимать - не значит соглашаться»...

Как быть богатым?

Отвечая на вопросы об отношениях Церкви и государства, об истории и отношении к ней, о финансовом кризисе, Патриарх коснулся вопросов и о потреблении, богатстве.

Опять же, некоторые критики увидели в этом диагноз, без рецепта. Но, во-первых - формулирование проблемы есть 50 % ее решения, а во-вторых: Патриарх указал конкретные выходы, просто они лежат в области нравственности, а не юридического права. Он очень четко показал: не плохо иметь деньги, плохо покупать на них больше, чем нужно, плохо удовлетворять на них не нужды, а похоти. Отсутствие меры приводит к болезни.

«Дело в том, что если вы не сопровождаете свой жизненный выбор сильной нравственной мотивацией, то теряются очень важные критерии. Я спросил очень богатого человека: скажите, пожалуйста, а вы испытываете удовольствие от того, что вы приобретаете новую вещь? Он даже не понял, о чем я его спросил. Я уточнил: ну вот вы что-то покупаете себе, своим близким, ну какую-то вещь, вы испытываете удовлетворение от того, что вы ее купили? Он улыбнулся: «Пожалуй, в тот самый момент, когда подписываю чек». То есть, у человека нет даже пролонгированного удовлетворения от этого приобретения. Он купил и тут же забыл. Простые люди покупают и радуются. Зашел в магазин, купил себе что-то такое простое, одежду какую-то, соседям показал, родственникам показал. Радость у человека, он что-то приятное сделал. Безудержное потребление снимает эту радость. Никакой радости.

Человек себя обкрадывает. У него возникают совершенно другие уровни удовлетворения. Некоторые, например, получают удовлетворение от того, какое место в списке журнала Forbes они занимают, и переживают как личную трагедию, если по этому списку они опускаются вниз. Каждый играет в свои игрушки, но эти игрушки опасны для человека. Вот поэтому если все общество станет на путь такого безудержного потребления, то, прежде всего, земля наша этого не выдержит, ресурсы не выдержат».

Чужой среди своих или...

Как часто, уходя от позиции учителя, мы впадаем в другую крайность - в позицию «своего парня». Например, если это встречи с молодежью - попытки перенять жесты, шутки, сленговые словечки, попытки заигрывать. Всем свои выступлением Патриарх Кирилл показал, что с человеком нужно говорить на одном с ним языке. Но при этом быть верным своим ценностям. И мне кажется, что своими размышлениями по вопросу о том, как лучше контактировать с различными социальными группами, Патриарх уберегает нас от опасного шага - убегание от мира в катакомбы своих квартир, своих умов. Ведь опыт показывает, что часто уход от социума заканчивается ухудшениям контакта с реальностью, ухудшением адаптационных возможностей, снижением жизненной активности.

Церковь учит, что нужно жить в мире, но сердцем быть со Христом, а затвор - удел избранных. «В этом главное - сердце берегите; - и будете там только телом, а не душою, верно исполняя заповедь Апостола: да будут требующии мира... яко не требующее (1 Кор. 7,31)», - напоминал святитель Феофан Затворник.

Сам же Патриарх произвел впечатление человека непрячущегося от краеугольных вопросов и сложных жизненных тем и выборов. Рассуждая, делясь богатым духовным и жизненным опытом, он учит нас верить во Христа и не забывать активно использовать свой разум - дар Божий, осмысливая и изучая окружающую нас действительность. Анализировать современные течения - чтобы не быть захваченным ими: вот выход, указанный Патриархом.

Газета «Православная Киевщина»

Автор: Анастасия Бондарук