УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 76 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну діаспора комуністи та Церква Церква і влада Церква і медицина Ющенко вибори Голодомор шляхи єднання забобони монастирі та храми України Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II конфлікти милосердя Католицька Церква постать у Церкві краєзнавство педагогіка Церква і політика 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні Вселенський Патріархат секти УПЦ КП іконопис Доброчинність церква та політика церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков Мазепа молодь Президент Віктор Ющенко УГКЦ церква і суспільство автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






Профессия — интролигатор. К истории Лаврской типографии



Велика бо польза бывает человеку от учения книжного
(Повесть временных лет)

В 1917 году, когда многовековые устои некогда огромного и себялюбивого государства разрушались на глазах у изумленного человечества, Всеукраинский церковный собор вручил Печерской лаврской типографии почетную грамоту. В ней описывались славные деяния прошлых времен, и выражалась надежда, что в будущем "друкарня", как и триста предшествующих лет, будет сеять "разумное, доброе, вечное". "Юбилей сей - праздник не просто коммерческого или издательского предприятия, а церковно-просветительного и культурного учреждения, самого древнего из всех таких же учреждений всей России, в течение трех веков на одном и том же месте под благодатной сенью Святой Лавры планомерно и вместе непрерывно делающего свое дело служения благу Церкви и благу народа православных и имеющего действительно несоизмеримо великие чисто исторические заслуги пред православной Россией вообще и в особенности православной Украиной, пред старым Киевом и Святой Лаврой..." Итак, созданная в начале XVII века в очень трудные для православных христиан времена, когда над ними нависла угроза уничтожения, благодаря Брестской церковной унии 1596 года, типография стала гордостью православного мира, его надеждой и опорой.

Точную дату начала работы этой знаменитой типографии сегодня установить невозможно. Может быть, это был 1614 год, когда в Киеве напечатали "Каноник". Известно, что первой книгой, изданной непосредственно в Лавре, был "Часословец". Случилось это в 1617 году. Годом позже типография напечатала стихотворный панегирик, посвященный Печерскому архимандриту Елисею Плетенецкому - человеку, много сделавшему для развития печатного дела на Украине. Книга вышла под забавным названием "Везерунок цнот". Таким образом, это был первый, изданный в Киеве, а может быть, и во всей Европе своеобразный сборник стихов.

За короткое время типография монастыря, благодаря деятельности многих духовных ученых мужей, стала известна далеко за пределами Киева и Украины. Представители высшего духовенства частенько наведывались в Москву, где дарили державным мужам и в первую очередь, царю и боярам произведения печатного искусства, что, безусловно, способствовало росту авторитета "друкарни", покровительству со стороны "сильных мира сего". За первые восемьдесят лет своей деятельности здесь увидели свет десятки книг: служебники, требники, многочисленные произведения морально-нравственного содержания и даже буквари для обучения грамоте, в том числе, изданные специально для солдатских детей. Монастырь неустанно заботился о своем детище, занимался подбором и подготовкой настоящих специалистов печатного дела, приглашал к работе известных граверов и художников. Значительный вклад в развитие книжного искусства внесли выдающиеся граверы Александр, Илья и Леонтий Тарасевичи, Даниил Галяховский, Иннокентий Щирский, Григорий Левицкий и другие. В 1701 году типография обосновалась в специально выстроенном просторном каменном помещении. К тому времени Лавра распространяла свои издания на огромном пространстве - в России и Украине, Польше, Болгарии, Турции, Сербии, Черногории...

Императрица Екатерина Великая в специальном рескрипте на имя митрополита Киевского Миславского повелела помимо церковной учредить и завести в Киеве "гражданскую типографию для печатания книг как на российском, так и на иностранных языках, содержа сию типографию в Киево-Печерской лавре и наблюдая, чтобы тут не были издаваемы книги, противные православной вере нашей или наполненные нелепыми заблуждениями, просвещению и добрым нравам несходственными". Таким образом, поначалу исключительно церковная типография стала играть заметную роль и в развитии гражданского книгопечатания. Постепенно улучшалась и материальная база "друкарни". При киевском митрополите Евгении Болховитинове из Лейпцига прибыло новое современное типографское оборудование, в самом Киеве удалось наладить производство некоторых станков и даже отливку шрифтов. К середине XIX века в типографии имелось несколько видов различных шрифтов, в том числе - пять гражданских. В "Очерках истории Киево-Печерской лавры и заповедника", вышедших десять лет назад, сообщается о том, что "Лавра делала дорогие заказы известному парижскому литографу Лемерсье и его фирме, а также привлекала к работе русского академика - ксилографа Лаврентия Серякова.

В 1859 году в типографии установили первую очень продуктивную скоропечатную машину, которая приводила в движение два станка: несколько позже были выписаны "новые станки". С 1863 года ведет свою историю знаменитая хромолитография Лавры, сыгравшая заметную роль в популяризации жизни и деятельности Обители.

В начале прошлого века типография Лавры, оборудованная по последнему слову техники, ежегодно печатала около ста тысяч экземпляров книг, более 130 тысяч листков и молитв. Конечно, это требовало огромного количества бумаги - около шести тысяч стоп, каждая из которых состояла из 500 листов. К этому времени издания Лавры рассылались различным книжным складам, религиозным обществам, епархиальным братствам, епархиальным комитетам, монастырям и многим частным лицам, направлялись, в частности, в Петербург, Москву, Пермь, Казань, Сызрань, Одессу, Харьков, Оренбург, Красноярск, Ашхабад, Бахчисарай, Сухуми, Софию, Львов, Ригу, Варшаву, Константинополь и даже на Афон... Список этот можно продолжать долго.

Деятельность Лаврской типографии, помимо просветительских задач, решала и финансовые вопросы монастыря, поскольку приносила немалую прибыль. Не было во всей империи ни одного паломника, который, посетив Киев, не купил бы в обители что-нибудь "памятное". Это могла быть и очень дорогая книга (от пяти до двадцати рублей), и отпечатанная в местной хромолитографии скромная иконка, либо копеечная открытка с видом Лавры. В самой Обители и на многих городских площадях весной и осенью, когда в Киев стекались десятки тысяч богомольцев, Дума разрешала устанавливать временные книжные лавки и продавать литературу собственного производства без отчисления части дохода в городскую казну. Благодаря этому популярные книжки продавались за символическую цену, а солидные раритетные издания падали в цене. Типография Киево-Печерской лавры всегда старалась держать марку. Книги, изданные здесь даже спустя сто лет после их рождения выглядят так, будто бы их только что выпустили в свет. Великолепного качества фотографии, отменная работа корректоров, изысканное оформление изданий до сих пор может служить образцом высокого книжного искусства.

Порожденный многочисленными переворотами, войнами и разрухами кризис, в том числе, топливный и бумажный, привел к необратимым последствиям. Так, вначале для поддержания тепла в Инвалидном городке (был на территории бывшей Лавры и такой) управделами выдал разрешение топить буржуйки книгами из типографских складов. Кроме того, на оборотной стороне лаврских листовок, используя чистую сторону бумаги, писались и печатались всевозможные указы и распоряжения. Поскольку содержание листовок было "крамольным", последние отпускались исключительно "для служебного пользования".

С окончательным установлением советской власти типографию, как и все остальное, национализировали и вывели из подчинения Обители. Организовав в Лавре "Всеукраинский музейный городок", новые власти повели решительное наступление на религию. Так, в 1930 году на оборудовании, приобретенном, между прочим, на средства монастыря, в здании, выстроенном за счет Обители, с участием некоторых старейших лаврских типографов, была напечатана книга "Що таке Лаврська друкарня, та кому вона служила". В ней в традиционно агрессивных тонах высмеивалась "дурманна та ганебна роля друкарні у життю тогочасного суспільства". Вся ее деятельность сводилась, по мнению автора, лишь к тому, чтобы посредством печатного слова дурманить простолюдинов и выколачивать из них деньги для обогащения высшего духовенства и отвлечения многострадального народа от революционной классовой борьбы.

Нет предела возмущения у автора этой агитационной книги, товарища Щепотьевой, когда речь заходит об использовании в монастырской типографии труда детей и подростков. Справедливости ради, кое-что уточню. Лавра, как и любое другое, уважающее себя учреждение, всегда была заинтересована в воспитании собственных кадров, причем не только для монашеского служения, но и для светской деятельности. Обширная экономия Обители, а она, по сути, являлась настоящим "государством в государстве" с ее многочисленными фабриками, заводами, мощным сельским хозяйством, винокурнями, мельницами, лесами, пасеками, сеножатями и т. п., требовала огромного количества работников и специалистов. Дети, посещавшие Лавру, с большим вниманием относились к книжному делу и в частности, к печатной технике, подолгу упрашивали монахов показать им ее. В свою очередь, "божьи люди" присматривались к любопытным мальчишкам, определяли, кто из них к чему способен, обучали нелегкому печатному делу. За это своеобразным подмастерьям выдавали жалованье и одежду, кормили за счет монастыря, а в отдельных случаях даже предоставляли жилье. Интересно, что частенько работникам и служащим типографии выдавали так называемые "прикладки", то есть часть тиража той или иной продукции, после реализации которой появлялась дополнительная прибыль. Согласитесь, что в условиях довольно высокого уровня цен и безработицы, в канун мировой войны и революций, такая забота спасала жизни многих, и "эксплуатацией детского труда" назвать подобное очень трудно.

За столетия существования Лаврской типографии здесь получили специальность и состоялись как квалифицированные специалисты служащие своему отечеству, без преувеличения, тысячи человек. Их труд был тяжелым, но почетным, вызывал неподдельное уважение и восхищение в обществе. Интересен перечень основных профессий Лаврской типографии. Здесь мы встречаем переплетчиков, наборщиков, словолитников, гравировщиков, граверов, литографов, хромографов, интролигаторов, стереотипистов, гальванистов... Многие из этих специальностей сегодня не существуют и принадлежат исключительно истории.

Эпилог. Почти четыре столетия отделяют нас от момента рождения некогда знаменитой на весь мир типографии Киево-Печерской лавры. Уже более полувека в ней не печатают книг и журналов. Последний прорыв в деле книгоиздания произошел в ее помещениях в начале 30-х годов ушедшего века: "Радянська влада використала техніку старої лаврської друкарні, поповнивши й поліпшивши її. Друкарня стоїть на старому місці... Але тепер це вже не джерело темряви й морального пригнічення мас. Тепер - це друкарня ДВУ-УАН (Державного видавництва України та Всеукраїнської Академії наук). Це велика друкарня, продукція якої сягає далеко за межі Києва.

Книжки з суспільствознавства, з техніки, з медицини, ріжні науково-популярні книжки, що обслуговують село, підручники, що йдуть на школи для дітей та дорослих, - ось роботи цієї друкарні сьогодні.

Друкарня випускає тепер антирелігійні книжки, що розвіюють туман старої церковщини. Друкують у ній і різноманітні, часто добре й художньо виконані, плякати; велика кількість з них - плякати для потреб школи та сільського господарства...

І робітник і селянин знайдуть у виданнях теперішньої друкарні відповідь на свої запитання". Эта пространная выдержка из упомянутого мною выше труда Щепотьевой говорит сама за себя.

Мне остается добавить, что теперь в помещении легендарной типографии Лавры - Украинский государственный музей книги и книгопечатания, в котором каждый посетитель сможет, как и семьдесят лет назад, но уже без помощи агитационной литературы, а исключительно самостоятельно разобраться в вопросе: "Что такое Лаврская типография, и кому она служила?"

Фотодокументальные материалы, любезно предоставленные Центральным государственным кинофотофоноархивом Украины имени Г. С. Пшеничного, публикуются впервые.

Александр Анисимов, "Телеграфъ"