УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 96 відвідувачів

Теги
Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика церква і суспільство Церква і політика Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков Мазепа розкол в Україні іконопис Вселенський Патріархат конфлікти діаспора Патріарх Алексій II забобони Католицька Церква милосердя УГКЦ церква та політика постать у Церкві Президент Віктор Ющенко Церква і медицина Голодомор українська християнська культура Священний Синод УПЦ секти краєзнавство Церква і влада молодь педагогіка монастирі та храми України автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) Ющенко вибори Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Необычайные приключения» греков Приазовья

Юрий Скубак

Уже который год подряд по всей Украине и югу России, из музея в музей, путешествует экспозиция под названием «Греки Приазовья». Предметы XIX-го века из фонда Донецкого историко-краеведческого музея являются не просто исторической ценностью, на сегодняшний день - это одно из немногих свидетельств переселения крымских греков из земель, завоеванных татарами, в Приазовье.

Современный этнический состав населения приазовского края формировался в течение долгого исторического процесса. Сегодня здесь проживают представители ста тридцати национальностей, среди которых греки занимают третье место - 85 тысяч человек.

Греки на украинских землях

В северном Причерноморье греки появились еще во времена Эллады, отвоевав земли у Босфорского царства. Однако, уже через несколько столетий, в III-V веках н. э. на эти земли пришли готы. Позднее на эту территорию с Персии пришли аланы. Объединившись, все три народа стали называть себя румеями, хотя вся Европа знала их как греков, поскольку богослужения у них совершались на греческом языке. В V веке, когда с намерением завоевать земли Причерноморья пришли гунны, им уже противостоял сильный народ. Кроме того, румеи подписали мирный договор с Византией, по которому она предоставляла необходимую помощь, в том числе и военную.

После падения Византии на Крымский полуостров пришли татары. В течение трехсот лет в условиях постоянного противостояния исламу румеям все же удалось найти общий язык с иноверцами.

Жизнь двух разных народов протекала мирно до тех пор, пока не началась война России с Османской империей. Турецкий хан решил поставить кровавую точку в вопросе с православными - разрушить храмы и вырезать неверных.

Украинский Моисей

В 1769 году Готско-Кефайскую епархию возглавил митрополит Игнатий (Гозадинов) (1715 - 1786). В июне 1778 года в Бахчисарае православные Крыма во главе со святителем Игнатием обратились к императрице Екатерине II с просьбой о предоставлении разрешения на переселение из Крыма и проживание в христианском государстве. После получения разрешения императрицы в течение 1778-1780 годов крымские греки мигрировали в Азовскую губернию, где и основали новую столицу Мариуполь, названую в честь Пресвятой Богородицы. Переселение возглавил святитель Игнатий, память которого Православная Церковь чтит 16 февраля.

В этом переселении была заинтересована и сама Россия, ведь 30 тысяч человек, которых можно было вывести из Крыма, значительно ослабили бы Крымское ханство. Митрополиту Игнатию и Александру Суворову, который руководил операцией с военной точки зрения, удалось вывести 17 тысяч человек...

Научный сотрудник Днепропетровского исторического музея Алла Москалец интересно рассказала о жизни и деятельности святителя Игнатия. «Качества дипломата, - рассказала она, - помогли ему провести блестящие переговоры с Россией, люди не просто получили свободу вероисповедания, для своей паствы он добился больших льгот экономических и земельных».

В тот день была Пасха

По призыву святителя Игнатия православные греки пришли в монастырь на последнюю в родном краю Божественную литургию. В путь собралось семнадцать тысяч человек.

«Они настолько безгранично верили ему, - продолжила Алла Москалец, - что пошли за ним. Люди верили, что куда бы святитель их не привел - это будет земля обетованная. Именно поэтому митрополита Игнатия и сравнили с Моисеем, который когда-то вывел евреев из египетского рабства в землю обетованную».

Для «новой земли обетованной» было выделено полтора миллиона десятин. Переселение крымских греков сыграло немаловажную роль в завершении русско-турецкой войны. Православные, обреченные раствориться в жизни мусульманского Крыма, были не просто религиозной, но и политической пощечиной для завоевателей. Русская армия, в свою очередь, взяла на себя обязанность охранять жизни переселенцев.

По преданию, народ пережил не одну эпидемию. Митрополит Игнатий неустанно молился о страждущих великомученику Харалампию. Когда греки пришли на отведенные им земли, в городе, названном Мариуполь, они построили храм в честь этого святого. Именно там и был похоронен святитель Игнатий.

Оказалось, мощи - нетленны

«К сожалению, - говорит историк, - в советские времена храм великомученика Харалампия был разрушен, а могила митрополита Игнатия была вскрыта... Оказалось, что мощи его нетленны».

Во время Великой Отечественной войны, когда немцы отступали из города, сгорел храм, где находились мощи митрополита. Так сбылось пророчество святителя Игнатия о том, что он сгорит вместе с Мариуполем.

В начале 90-х годов XX-го столетия митрополит Игнатий был причислен к лику святых. Часть его мощей сейчас находится в одном из храмов Мариуполя. Кроме того, частицы мощей освящают многие обители православного мира. Есть они и в Днепропетровском центре православной культуры «Лествица», в ковчеге Спаса Нерукотворного Образа, изготовленного братией Оптинской пустыни и преподнесенного в дар Центру летом 2005 года.

Экспозиция располагает богатым материалом

Среди культовых вещей - иконы, богослужебные книги на греческом языке (Псалтырь 1782 года, Евангелие 1791 года), воздух, нательные кресты из полудрагоценных материалов, памятная бронзовая медаль по случаю переселения 1779 года, копия грамоты Екатерины II греческим переселенцам и учительные книги по истории. Также есть бытовые вещи: полотенца, одежда, ткани и многое другое. Прежде всего, в глаза бросаются полотенца; они не такие длинные, как украинские, и вышиты преимущественно многоцветным орнаментом растений, что противоречит традиционной украинской вышивке. Греки добавляли металлическую нитку в шитье, которая придавала блеск изделию.

С этнографической точки зрения может вызвать интерес перифтар - головной убор замужней женщины. Традиционный перифтар изготовлялся из шелка длиной до пяти метров. Это была семейная реликвия, которая передавалась старшей дочери.

На первый взгляд, музейные экспонаты - просто частицы прошлого, но на самом деле они хранят вековую память. К примеру, Евангелие на греческом языке, изданное три века тому назад в Крыму. Книга сопровождала переселение и жизнь на новом месте народа, называющего себя румeями, не пожелавшего предать православную веру.