УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 86 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра секти конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність краєзнавство Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко Патріарх Алексій II шляхи єднання постать у Церкві церковна журналістика Мазепа УГКЦ Церква і влада УПЦ КП Католицька Церква вибори діаспора Предстоятелі Помісних Церков забобони милосердя церква і суспільство молодь розкол в Україні Вселенський Патріархат іконопис комуністи та Церква церква та політика педагогіка Церква і політика Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ українська християнська культура Президент Віктор Ющенко автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






Святость Крыма – в его истории

«Святость Крыма - в его истории» - такова тема моего доклада, и в отведенное мне время я хотел бы поразмышлять о том, что же сделало нашу благословенную Богом землю духовным родником, источником, из которого преизобильно истекли реки христианского вероучения, утоляя духовную жажду многих и многих поколений.

Обратимся к Священному Писанию. Если книга Бытия говорит о грехопадении человека, Исход - о его избавлении, то книга Левит говорит об освящении человека, о полной отдаче себя Богу. В книге Левит трижды повторяется один и тот же призыв, направленный ко всему богоизбранному народу: «Будьте святы, ибо Я свят». В Писании Нового Завета святой первоверховный апостол Петр говорит, обращаясь к христианам - членам народа Божьего: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет.1,15). Этот великий призыв Божий явил свой плод в первую очередь в святости Церкви.

Святость Церкви Христовой, членами которой мы являемся, относится к ее существенным свойствам. Существенные свойства того или иного предмета - это те, без которых он перестает быть самим собой. Для Цер­кви - это то, без чего она не могла бы быть Церковью.

Святость - одно из свойств Божьего естества. Церковь свята, прежде всего, потому, что свят ее Глава, Гос­подь наш Иисус Христос. У древних иудеев был обычай приносить в жертву Богу первые плоды нового урожая. Так, в праздник Пасхи приносили первый сноп ячменя, в праздник Пятидесятницы - первый сноп пшеницы, и считалось, что благословение, которое призывается на эти начатки, распространяется затем и на весь урожай. Используя этот понятный современникам образ, апостол Павел говорит о Христе как о Начатке: «Если начаток свят, то и целое» (Рим. 11, 16). В Новом Завете мы видим и другие доказательства святости Церкви: в Четвероевангелии (преимущественно у Иоанна и Матфея), в Посланиях апостолов Петра, Иоанна и Павла.

Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: «Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5, 25-27).  Повторю, что источник и основание святости Церкви находится в ее Гла­ве - Христе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно излива­ет святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божье, таин­ства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам споспешествует.

В этом церковном и одновременно Христовом теле язычники стали такими же близкими Богу, как и народ избранный: «Уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2,19). Верующие получают новое гражданство, как бы записываются вмес­те со святыми мужами в вечный, на небесах пребывающий град Иерусалим. Кроме того, что язычники стали «сограждане святым», они еще и «свои Богу», как дети Того же Небесного Отца.

И вот, приняв в сокровенную глубину своего сердца слова Христа, повелевающие идти «даже до последних земли», дабы просветить светом истинной веры все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28,19), апостолы Христовы и их ученики направляют свои стопы в те земли, где народ, по слову Писания, сидит во тьме. Их цель заключается в том, чтобы и «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф.4,16). Так приходит Благая евангельская весть и на берега древней Тавриды.

Святой Андрей, которого Господь первым призывает к апостольскому служению и его сподвижники, Климент  - епископ Рима, святой ученик апостола Петра, сделавшийся для десятков тысяч крымских христиан не только пастырем и учителем, но и засвидетельствовавший её своей мученической кончиной уже в 1 веке христианской эры, зажигают здесь светильник истинной веры. От сей неугасимой лампады возжигаются все новые и новые сердца, виноградник Божий дает обильный сторичный плод. Семь святителей древнего Херсонеса - священномученики, своей верой и житием умножившие благодатный труд своих предшественников, добрые пастыри стада Христова, на которых исполнились слова Великого Пастыреначальника: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10,11). Великие просветители славян - «солунские братья» Кирилл и Мефодий, которых так много связывает с нашей землей, равный апостолам по возложенному на него Господом служению святой креститель Руси Владимир, святые крымской Готии во главе с преподобным Иоанном Готским, сотни и тысячи явленных и неявленных святых средневековья, священники и миряне, монахи и князья, жены и отроки - все они, перейдя из земной жизни в царство Божье, являют нам собою образ Христов. Об этом говорит апостол Павел в своем послании к коринфянам: «Мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3,18).

Многие дивные угодники Божьи бережно сохраняли свет веры Христовой в душах и сердцах крымчан, передавая потомкам животворящую лампаду благочестия, заженную здесь уже в первые века христианства. Среди них особо следует сказать о святом Иннокентии (Борисове) - выдающимся богослове, пламенном  патриоте, вдохновлявшем воинов-героев Крымской войны и обороны города Севастополя в 1853-1856 годах на защиту нашего Отечества, начавшим возрождение древних и средневековых монастырей Крыма, именуя их по праву Крымским Афоном и Крымской Лаврой. Сейчас наша задача - продолжить это великое богоугодное дело, чему, я уверен, в немалой степени будет способствовать нынешняя конференция.

Ныне в нашей епархией готовятся необходимые исторические сведения для канонизации ещё одного выдающегося крымского архиерея XIX века - архиепископа Гурия (Карпова). Выдающийся миссионер, который перевел тексты Священного Писания на китайский язык, ревнитель чистоты веры  Христовой, который обратил к покаянию многих раскольников и сектантов, и открыл в 1873 году Таврическую духовную семинарию - сегодня  многими крымчанами почитается как «нетленнопочивающий архиерей». При его перезахоронении спустя 47 лет после кончины обнаружилось, что тело его осталось нетленным, а из нечаянно поврежденной руки пошла кровь. И, конечно же, все мы неустанно взносим свои молитвы  к святителю Луке - архиепископу Симферопольскому и Крымскому, выдающемуся архипастырю и ученому-хирургу, всем своим житием утвердившего истину о единстве науки и религии, а ныне преподающего всем, с верой к нему притекающим обильные дары многих чудотворений.

Оглядывая мысленным взором весь этот сонм святых в земле крымской просиявших, каждый будет убежден, что воистину, древняя земля Тавриды - это особая, святая земля. Первоначальное значение слова «святой» (еврейское «кодéш») было - «отделенный». В этом смысле Израиль, избранный Богом из среды языческих народов, называется «святым у Господа» (Втор.7,6). О субботе также сказано: «День седьмой должен быть у вас святым» (Исх.35,2), то есть выделен для Бога из ряда других дней недели. Безусловно, понимание святости в Библии гораздо богаче. Но, взирая на историю нашего полуострова, дерзну высказать мысль о том, что его святость зиждется, в том числе и на этой отделенности, неотмирности. Отделенность от профанного, принадлежность к области сакрального, священного - многочисленные примеры этого мы видим как в жизни отдельных людей, так и в истории христианства в Крыму в целом. Святость здесь приобретает некий вещественный, материальный характер. Сама земля Тавриды, обильно политая кровью мучеников, покаянными слезами подвижников, становится святыней. Словно к Моисею, Господь обращается к каждому из нас со словами «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3,5).

В своей книге «Аксиомы религиозного опыта» Иван Ильин пишет: «Конкретный спиритуализм православия состоит в том, что религиозное чувство не противопоставляет вещественное - духовному, как чуждое ему, несоединимое с ним, не приемлющее ни Духа, ни его закона: наоборот, оно признает, что вещественное может и должно принять в себя начало Духа, проникнуться им, получить Его достоинство и значение, стать Его воплощением и воплотить в себе Его благодатную силу. Дух способен делать вещественное своим знаком, своим «седалищем» или «жилищем», так что он присутствует в нем - своей святостью и своей силой, тем более - своим «влиянием» на окружающую среду, которое верующие испытывают как радостное подтверждение, полуверующие - как «чудо», а неверующие как «фантазию теопатических натур».

Будучи верующими людьми, мы видим проявление благодатного действия Святого Духа и в возрождении древних святынь, и в строительстве новых православных храмов, в оживлении монашеской жизни крымских обителей, в молодежи, все чаще появляющейся на богослужениях и осознанно участвующей в церковной жизни.

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс.113,9) - так с псалмопевцем Давидом восклицаем и мы, взирая на животворящее, воскрешающее действие силы Божьей, осознавая что лишь святость Господа является подлинным источником духовного обновления Церкви.

Этот неотъемлемый дар святости принадлежит всей Церкви, в ее полноте Тела Христова. Будем же помнить о том, что Церковь как Тело Христово предполагает и равновеликую ответственность всех его составляющих в сохранении истины, которой Оно живет. Когда-то, отвечая на вопрос Пилата, Христос ответил: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине;  всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан.18,37). И мы да уподобимся Спасителю, свидетельствуя об истинности православия, неся современному миру весть о том даре вечной жизни, который уготовал для нас Господь. О даре, которого сподобились наши предшественники, вот уже двадцать веков являющие собой единство Церкви земной и небесной, которому принадлежит истинная святость бытия, святость, рождающая истинную непогрешимость христианской веры».