УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
Церква і політика розкол в Україні церква і суспільство вибори монастирі та храми України Вселенський Патріархат краєзнавство Києво-Печерська Лавра автокефалія Церква і влада Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація секти Церква і медицина Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика милосердя молодь УГКЦ Мазепа постать у Церкві конфлікти діаспора Католицька Церква Ющенко Доброчинність українська християнська культура Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП іконопис педагогіка Священний Синод УПЦ забобони комуністи та Церква шляхи єднання церква та політика Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну Голодомор






Рейтинг@Mail.ru






Святость Крыма – в его истории

«Святость Крыма - в его истории» - такова тема моего доклада, и в отведенное мне время я хотел бы поразмышлять о том, что же сделало нашу благословенную Богом землю духовным родником, источником, из которого преизобильно истекли реки христианского вероучения, утоляя духовную жажду многих и многих поколений.

Обратимся к Священному Писанию. Если книга Бытия говорит о грехопадении человека, Исход - о его избавлении, то книга Левит говорит об освящении человека, о полной отдаче себя Богу. В книге Левит трижды повторяется один и тот же призыв, направленный ко всему богоизбранному народу: «Будьте святы, ибо Я свят». В Писании Нового Завета святой первоверховный апостол Петр говорит, обращаясь к христианам - членам народа Божьего: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет.1,15). Этот великий призыв Божий явил свой плод в первую очередь в святости Церкви.

Святость Церкви Христовой, членами которой мы являемся, относится к ее существенным свойствам. Существенные свойства того или иного предмета - это те, без которых он перестает быть самим собой. Для Цер­кви - это то, без чего она не могла бы быть Церковью.

Святость - одно из свойств Божьего естества. Церковь свята, прежде всего, потому, что свят ее Глава, Гос­подь наш Иисус Христос. У древних иудеев был обычай приносить в жертву Богу первые плоды нового урожая. Так, в праздник Пасхи приносили первый сноп ячменя, в праздник Пятидесятницы - первый сноп пшеницы, и считалось, что благословение, которое призывается на эти начатки, распространяется затем и на весь урожай. Используя этот понятный современникам образ, апостол Павел говорит о Христе как о Начатке: «Если начаток свят, то и целое» (Рим. 11, 16). В Новом Завете мы видим и другие доказательства святости Церкви: в Четвероевангелии (преимущественно у Иоанна и Матфея), в Посланиях апостолов Петра, Иоанна и Павла.

Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: «Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5, 25-27).  Повторю, что источник и основание святости Церкви находится в ее Гла­ве - Христе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно излива­ет святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божье, таин­ства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам споспешествует.

В этом церковном и одновременно Христовом теле язычники стали такими же близкими Богу, как и народ избранный: «Уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2,19). Верующие получают новое гражданство, как бы записываются вмес­те со святыми мужами в вечный, на небесах пребывающий град Иерусалим. Кроме того, что язычники стали «сограждане святым», они еще и «свои Богу», как дети Того же Небесного Отца.

И вот, приняв в сокровенную глубину своего сердца слова Христа, повелевающие идти «даже до последних земли», дабы просветить светом истинной веры все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28,19), апостолы Христовы и их ученики направляют свои стопы в те земли, где народ, по слову Писания, сидит во тьме. Их цель заключается в том, чтобы и «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф.4,16). Так приходит Благая евангельская весть и на берега древней Тавриды.

Святой Андрей, которого Господь первым призывает к апостольскому служению и его сподвижники, Климент  - епископ Рима, святой ученик апостола Петра, сделавшийся для десятков тысяч крымских христиан не только пастырем и учителем, но и засвидетельствовавший её своей мученической кончиной уже в 1 веке христианской эры, зажигают здесь светильник истинной веры. От сей неугасимой лампады возжигаются все новые и новые сердца, виноградник Божий дает обильный сторичный плод. Семь святителей древнего Херсонеса - священномученики, своей верой и житием умножившие благодатный труд своих предшественников, добрые пастыри стада Христова, на которых исполнились слова Великого Пастыреначальника: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10,11). Великие просветители славян - «солунские братья» Кирилл и Мефодий, которых так много связывает с нашей землей, равный апостолам по возложенному на него Господом служению святой креститель Руси Владимир, святые крымской Готии во главе с преподобным Иоанном Готским, сотни и тысячи явленных и неявленных святых средневековья, священники и миряне, монахи и князья, жены и отроки - все они, перейдя из земной жизни в царство Божье, являют нам собою образ Христов. Об этом говорит апостол Павел в своем послании к коринфянам: «Мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3,18).

Многие дивные угодники Божьи бережно сохраняли свет веры Христовой в душах и сердцах крымчан, передавая потомкам животворящую лампаду благочестия, заженную здесь уже в первые века христианства. Среди них особо следует сказать о святом Иннокентии (Борисове) - выдающимся богослове, пламенном  патриоте, вдохновлявшем воинов-героев Крымской войны и обороны города Севастополя в 1853-1856 годах на защиту нашего Отечества, начавшим возрождение древних и средневековых монастырей Крыма, именуя их по праву Крымским Афоном и Крымской Лаврой. Сейчас наша задача - продолжить это великое богоугодное дело, чему, я уверен, в немалой степени будет способствовать нынешняя конференция.

Ныне в нашей епархией готовятся необходимые исторические сведения для канонизации ещё одного выдающегося крымского архиерея XIX века - архиепископа Гурия (Карпова). Выдающийся миссионер, который перевел тексты Священного Писания на китайский язык, ревнитель чистоты веры  Христовой, который обратил к покаянию многих раскольников и сектантов, и открыл в 1873 году Таврическую духовную семинарию - сегодня  многими крымчанами почитается как «нетленнопочивающий архиерей». При его перезахоронении спустя 47 лет после кончины обнаружилось, что тело его осталось нетленным, а из нечаянно поврежденной руки пошла кровь. И, конечно же, все мы неустанно взносим свои молитвы  к святителю Луке - архиепископу Симферопольскому и Крымскому, выдающемуся архипастырю и ученому-хирургу, всем своим житием утвердившего истину о единстве науки и религии, а ныне преподающего всем, с верой к нему притекающим обильные дары многих чудотворений.

Оглядывая мысленным взором весь этот сонм святых в земле крымской просиявших, каждый будет убежден, что воистину, древняя земля Тавриды - это особая, святая земля. Первоначальное значение слова «святой» (еврейское «кодéш») было - «отделенный». В этом смысле Израиль, избранный Богом из среды языческих народов, называется «святым у Господа» (Втор.7,6). О субботе также сказано: «День седьмой должен быть у вас святым» (Исх.35,2), то есть выделен для Бога из ряда других дней недели. Безусловно, понимание святости в Библии гораздо богаче. Но, взирая на историю нашего полуострова, дерзну высказать мысль о том, что его святость зиждется, в том числе и на этой отделенности, неотмирности. Отделенность от профанного, принадлежность к области сакрального, священного - многочисленные примеры этого мы видим как в жизни отдельных людей, так и в истории христианства в Крыму в целом. Святость здесь приобретает некий вещественный, материальный характер. Сама земля Тавриды, обильно политая кровью мучеников, покаянными слезами подвижников, становится святыней. Словно к Моисею, Господь обращается к каждому из нас со словами «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3,5).

В своей книге «Аксиомы религиозного опыта» Иван Ильин пишет: «Конкретный спиритуализм православия состоит в том, что религиозное чувство не противопоставляет вещественное - духовному, как чуждое ему, несоединимое с ним, не приемлющее ни Духа, ни его закона: наоборот, оно признает, что вещественное может и должно принять в себя начало Духа, проникнуться им, получить Его достоинство и значение, стать Его воплощением и воплотить в себе Его благодатную силу. Дух способен делать вещественное своим знаком, своим «седалищем» или «жилищем», так что он присутствует в нем - своей святостью и своей силой, тем более - своим «влиянием» на окружающую среду, которое верующие испытывают как радостное подтверждение, полуверующие - как «чудо», а неверующие как «фантазию теопатических натур».

Будучи верующими людьми, мы видим проявление благодатного действия Святого Духа и в возрождении древних святынь, и в строительстве новых православных храмов, в оживлении монашеской жизни крымских обителей, в молодежи, все чаще появляющейся на богослужениях и осознанно участвующей в церковной жизни.

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс.113,9) - так с псалмопевцем Давидом восклицаем и мы, взирая на животворящее, воскрешающее действие силы Божьей, осознавая что лишь святость Господа является подлинным источником духовного обновления Церкви.

Этот неотъемлемый дар святости принадлежит всей Церкви, в ее полноте Тела Христова. Будем же помнить о том, что Церковь как Тело Христово предполагает и равновеликую ответственность всех его составляющих в сохранении истины, которой Оно живет. Когда-то, отвечая на вопрос Пилата, Христос ответил: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине;  всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан.18,37). И мы да уподобимся Спасителю, свидетельствуя об истинности православия, неся современному миру весть о том даре вечной жизни, который уготовал для нас Господь. О даре, которого сподобились наши предшественники, вот уже двадцать веков являющие собой единство Церкви земной и небесной, которому принадлежит истинная святость бытия, святость, рождающая истинную непогрешимость христианской веры».