УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 50 відвідувачів

Теги
Президент Віктор Ющенко милосердя Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра Церква і влада Церква і політика Вселенський Патріархат педагогіка забобони церковна журналістика краєзнавство вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II автокефалія шляхи єднання УГКЦ Церква і медицина іконопис монастирі та храми України Священний Синод УПЦ Католицька Церква Голодомор церква і суспільство секти діаспора постать у Церкві церква та політика молодь Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП комуністи та Церква Доброчинність конфлікти українська християнська культура Ющенко Мазепа 1020-річчя Хрещення Русі розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






А душа наполнилась миром…

Священник Андрей ДРАНЕНКО, Харьков

29 августа Православная Церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
А Свято-Борисоглебский монастырь в Харькове в следующем году отметит 10 лет, как в его стенах чудесным образом, при вспышке золотистого света на глазах у верующих, обновилась икона Спаса Нерукотворного.

История возникновения Неруктворного Образа Господа Иисуса Христа

Историческое предание о святом Нерукотворном образе повествует о том, что в дни мессианской проповеди Христа в сирийском городе Эдессе правил князь Авгарь, которого постигла страшная болезнь - проказа. Слух о дивных чудесах Спасителя, распространившийся по всей Сирии, дошел и до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него, как в Сына Божьего, и через живописца Ананию послал письмо Христу с просьбой разрешить написать изображение Его Божественного Лица. Не имея возможности пробраться через толпу к Христу, Ананий издалека стал писать образ Иисуса Христа, но это ему не удавалось.

Вдруг Спаситель Сам подошел к Анании, ублажил веру Авгаря, пожелавшего иметь Его образ, и попросил принести воду и полотенце. Затем Он умыл Свое лицо, отер его полотенцем, на котором отпечатался лик Божий. Этот Нерукотворный образ Спасителя Ананий принес правителю Авгарю, который принял необыкновенную святыню с величайшим почтением и благоговением, и, по твердой вере в Господа, как Сына Божьего, исцелился от постигшей его тяжелой болезни.

Таким дивным благоволением Господь оставил миру Свой Нерукотворный лик, на котором один из 70-ти апостолов - Фаддей, при посещении правителя Авгаря написал следующие слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Впоследствии чудодейственные проявления Богоначертанного образа особо благодатствовали миру в 392 году, затем в 545 году, а также около 1261 года, при похищении этой святыни крестоносцами из Константинополя.

И вот, накануне великого юбилея - 2000-летия со дня Рождения Христового, - 20 июля 1997 года совершилось непостижимое чудесное обновление лика Спаса Нерукотворного в Харькове

И с момента этого дивного проявления святая икона пять дней подряд изливала на весь храм неземное благоухание в убогой, ничем не примечательной, только начинающей свою подвижническую жизнь нашей Свято-Борисоглебской женской обители, подобно тому, как Господь изволил воплотиться не в царских палатах, а в убогой пещере Вифлеемских пастухов.

По случаю этого чуда была создана епархиальная комиссия в составе настоятеля Свято-Петропавловского храма г. Харькова, инспектора Харьковской духовной семинарии протоиерея Андрея Поликопы, секретаря Харьковского епархиального управления протоиерея Николая Терновецкого, ключаря Свято-Благовещенского кафедрального собора г. Харькова протоиерея Александра Капова, врача Харьковского областного наркодиспансера Александра Лотина и благочинного 5-го округа Харьковской епархии протоиерея Леонида Мушинского.

Члены комиссии в присутствии настоятельницы Свято-Борисоглебского женского монастыря в селе Водяное Змиевского района Харьковской области матушки Серафимы (Санталовой), игумена Севастиана (Щербакова), жительницы села Красная Поляна Змиевского района Александры Проскуриной, пожертвовавшей в монастырь эту икону, пономаря обители Андрея Пестунова, прихожан обители - Ирины Малько, Николая Забродского, Ксении Канонниковой, присутствовавших за богослужением, во время которого сподобились видеть лучезарный свет, обновивший икону, и других лиц, которые составили настоящий акт.

В этот день комиссия обследовала событие обновления иконы Спаса Нерукотворного. Было установлено: икона Спаса Нерукотворного, 45x36 см, на дереве, письма византийского стиля 18-го века. Со слов свидетелей 20 июля 1997 года в женском монастыре во имя святых мучеником Бориса и Глеба в селе Водяное Змиевского района во время Божественной литургии, которую совершал игумен Севастиан (Щербаков), произошло чудесное обновление иконы Нерукотворного образа Спасителя.

Бывшая владелица иконы - Александра Проскурина, проживающая в селе Красная Поляна Змиевского района. Икона досталась ей от родителей. Во время Великой Отечественной войны по селу проходила линия фронта, поэтому А.Проскурина все иконы опустила в погреб дома с другими вещами, а сама ушла в село Мохнач, спасая жизнь. Дом был разрушен, от вещей и икон в погребе осталась только куча пепла, и дивно, что в этом пепле святая икона Спаса Нерукотворного осталось невредимой. От пожара икона потемнела, и в таком виде находилась у владелицы до Рождества Христова 1997 года. 9 января раба Божья Александра Проскурина передала свою любимую святыню в храм святых Бориса и Глеба. Там она была установлена на горнем месте, где и находилась до времени своего обновления.

20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной литургии во время чтения Евангелия при открытых Царских вратах прихожанки храма Ксения Канонникова, Ирина Малько и другие увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно, и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.

Обновление иконы первыми увидели во время пения херувимской песни пономарь Андрей Пестунов и девятилетний отрок Николай Забродский. По их словам, икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам в зеркалах стали видны лики архистратига Михаила и архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых начало угасать. Позолота иконы приобрела светлый вид.

Действительность совершившегося обновления святой иконы подтверждают: игуменья Серафима (Санталова), игумен Севастиан (Щербаков), Александра Проскурина, инокиня Александра (Коблякова), Андрей Пестунов, Ирина Малько, Николай Забродский и Ксения Канонникова, а также члены комиссии: секретарь Харьковского епархиального управления протоиерей Николай Терновецкий, инспектор Харьковской духовной семинарии протоиерей Андрей Поликопа, ключарь Свято-Благовещенского кафедрального собора г. Харькова протоиерей Александр Капов, врач Харьковского областного наркологического диспансера Александр Лотин, секретарь комиссии, настоятель Свято-Васильевского храма пгт. Песочин протоиерей Леонид Мушинский.

                ЖУРНАЛ №47

Заседания Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года.

В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины слушали рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима о чудесном обновлении иконы Спаса Нерукотворного в храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба, что в женском Борисоглебском монастыре Харьковской епархии.

                Постановили:

1. Считать икону «Спас Нерукотворный», что в храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба в женском    Борисоглебском монастыре Харьковской епархии, ЧУДОТВОРНОЙ.
2. Благословить богослужебное почитание сей иконы в Слободском крае.
3. Утвердить тропарь, кондак, величание и службу в память чудесного обновления иконы «Спас Нерукотворный».
4. Церковное празднование иконы установить 7 июля (ст.ст.), в день ее чудесного обновления.

Предисловие к службе и акафисту Нерукотворному обновленному образу Господа нашего Иисуса Христа

«Прославляю Тебя, Господи Царю, и восхваляю Тебя,
Бога, Спасителя моего; прославляю имя Твое,
ибо Ты был мне покровителем и помощником...
и избавил меня от руки искавших души моей,
от многих скорбей, которые я имел...
За это я буду прославлять Тебя
и благословлять имя Господа».

Из молитвы Иисуса, сына Сирахова

Жизнь человека - это величайший и непостижимый дар Божий, излиянный промыслительной волей Творца на нас, призванных Им из небытия к преславному бытию, быть носителем образа и подобия Божьего; с неизреченным доверием к нам: быть состроителем Небесному Творцу в мире Его Божественной гармонии и вселенской красоты.

Если бы люди задумывались над этим их высочайшим призванием и назначением, в мире нашем не попиралось бы величие Небесного Эдема. Но, увы, ненавистник Бога и Его творения, особенно носителя Образа Божьего - человека, вносил и вносит неудержимые губительные коварства, силой которых, милое Богу существо не раз низводил до бессмысленной вражды против своего Творца и своей, ничем неоправданной физической, и, самое страшное, - духовной вечной гибели.

Не потому ли Единородный Сын Божий и снисходит на землю, принимает нашу плоть, оставляет нам законы Божественного разума и, наконец, приносит Себя в жертву за спасение всего мира и, тем самым, вводит человека в иной мир - в мир Божественного откровения, чтобы помочь человеку не погубить в кратковременности свою божественную красоту и предназначение для вечности.

Разве не в этом процессе Божьего страдания за наше спасение и совершилось непостижимое чудо в обновлении Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа в прошлом году на нашей Слобожанской Богом хранимой земле, в Свято-Борисоглебском женском монастыре, 20 июля, во время Божественной литургии при благочестивом народе.

Нет сомнений, что это Божье благоволение к нам не раз будет подвергаться разным пересудам и недоверию, а то и злобному отрицанию. И было бы удивительно, если бы дьявол не приобрел себе в помощь отрицателей всего святого в нашем народе, ведь ему удалось достичь всенародного уничтожения святых храмов Божьих и небоподобных монастырей, не говоря уже об истреблении миллионов исповедников Христовых среди нашего православного народа. Так было и так будет. Война Армагеддона против Бога и Его избранного народа продолжается, а нам, призванным к жизни, необходимо проходить через это страшное сражение.

Проходя по пути жизни, не думаю, чтобы всякий, кто осмысливает величие тайны жизни, не замечал, сколько раз Господь протягивает нам свою Божественную десницу, когда зло усиливает соблазны с целью довести человека до отчаяния в этой невидимой брани и погубить его. Можно ли иначе постигнуть великое чудо обновления Нерукотворного образа Христового, как то, что Господь наяву, пред всем миром, засвидетельствовал Свою неизреченную милость к нашей Святой Православной Церкви и ее верным чадам.

Благодарность Господу за Его неизреченное снисхождение к нам немощным подвигнула меня составить это акафистное песнопение, дабы не оказаться слепыми, глухими и неблагодарными Богу за Его великую милость к народу нашему.

Призываю всех, любящих Господа и уповающих на великую милость Его, когда сердце ваше воспламенится жаждой обратится к Господу чрез это акафистное славословие, - молите Спасителя нашего не только за самих себя, ибо такая молитва не угодна Богу. Молите Господа за всех людей, и в первую очередь за тех, кто наносит нам скорби. Молитесь со слезами покаяния за народ наш и нашу Богом хранимую Отчизну, чтобы Господь даровал нам разум жить в мире и согласии, в созидательном труде служить своему народу в эти тяжелые дни наших испытаний. За нашу Святую Православную Церковь, дабы не опорочить ее благочестие перед властолюбием и ненавистью друг к другу, и тем самым низвести гнев Божий на себя и грядущих по нас. Бог поругаем не бывает!

Подчиняясь воле любящего нас Господа, со сладостью и благоговением хвалите Бога во святых Его; хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его... Всякое дыхание да хвалит Господа! Аллилуя.

Митрополит НИКОДИМ,
4 марта 1998 г., г. Харьков