УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 46 відвідувачів

Теги
церковна журналістика Церква і влада Доброчинність Священний Синод УПЦ іконопис Католицька Церква Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква забобони Археологія та реставрація вибори Ющенко Голодомор Мазепа Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство молодь українська християнська культура церква та політика Церква і політика автокефалія шляхи єднання Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві педагогіка розкол в Україні Церква і медицина конфлікти Патріарх Алексій II монастирі та храми України Вселенський Патріархат УПЦ КП милосердя діаспора 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко краєзнавство УГКЦ секти






Рейтинг@Mail.ru






Как последний кошевой атаман Петр Калнишевский в соловецком заключении обрел свободу

Диакон Георгий Скубак и Наталья Рекуненко

В нынешнем году в селе Петриковка Днепропетровской области было скромно отпраздновано 315-летие со дня рождения Петра Калнишевского. В день празднования украинского казачества по случаю юбилея в помещении Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого открылась выставка, посвященная легендарному атаману.

Экспозиция состоит более чем из 150 предметов датируемых периодом жизни Петра Калнишевского. Посетители могут воочию ознакомиться с личными письмами и рапортами атамана, одеждой, оружием и предметами быта казаков тех времен, Евангелиями, священническими облачениями и различными предметами культа из храмов, построенных усилиями и на пожертвования Калнишевского. Также на выставке представлены картины, иконы, различные предметы живописи XVII-XIX веков, а также портретные изображения самого атамана. На последнем экспозиционном стенде выставлены исторические исследования с редкими фотографиями по Запорожской Сечи и биографии последнего кошевого атамана.

Выставка сборная. Кроме экспонатов из Днепропетровска в нее вошли раритеты и древности из коллекции исторических музеев Чернигова, Никополя и Львова.

Исследователи высоко оценивают историческое значение личности Петра Калнишевского - успешного воина и выдающегося политика. Как полагают некоторые историки он способствовал основанию многих сёл в Приднепровье, в том числе и Петриковки, якобы названой в его честь. Другие исследователи считают, что название Петриковке дал её первый житель, некий Петро, сведений о котором история не сохранила. Тем не менее, личность Петра Калнишевского, последнего атамана Запорожской Сечи, заслуживает внимания и изучения.

Петро Калнишевский родился в слободе Пустовойтовка на берегу реки Сула, в конце 17 века входившей в Речь Посполитую. По легенде, однажды восьмилетний сын казацкой вдовы Агафии, выпасая скот, увидел конный отряд запорожских казаков. Мальчик спросил, куда они едут. «На Сич», - ответили всадники. «Так возьмите и меня с собой!»

Так восьмилетний Петро Калнишевский стал джурой, казацким оруженосцем, и попал на Запорожскую Сечь.

Запорожская Сечь являлась столицей Запорожья - казацкого государства, с 16-го по 18-й век существовавшего на юго-востоке нынешней Украины. За два столетия Запорожская Сечь 8 раз меняла своё месторасположение. С конца 17 века находясь под протекцией Российской империи, Запорожье, тем не менее, сохраняло автономный статус. Здесь существовал особый общественно-политический строй, который можно смело назвать демократией. Путём всеобщего голосования казаки избирали старшин - кошевого и куренных атаманов, судью, писаря и есаула.

Петро Калнишевский дважды становился кошевым атаманом, иначе - главой казацкого войска. Первый раз - в 1762-м году. Осенью того же года он познакомиться с Екатериной ІІ. Судя по всему, Калнишевский не понравился новой императрице - вскоре его сместили с должности: в то время царское правительство уже имело влияние на выборы в Запорожье.

Но три года спустя, вопреки царской воле, Петро Калнишевский был во второй раз избран кошевым атаманом и находился на этом посту - невиданный случай -10 лет!

Создавая «экономическую базу казацкой республики», Калнишевский помогал крестьянам центральной и западной Украины, перебиравшимся на пустынные приднепровские земли. Благодаря его заботам в дикой степи выросло не одно украинское село. В некоторых из них атаман строил церкви. Многим храмам и монастырям делал дорогие подарки.

Например, церкви родной Пустовойтовки Калнишевский подарил знаменитое, признанное шедевром Евангелие стоимостью 600 рублей золотом (хорошего коня тогда можно было купить за 5).

С особым почитанием Калнишевский относился к Межигорскому Спасо-Преображенскому монастырю под Киевом. Часто жертвовал средства, в том числе и на строительство монастырской каменной церкви. Историки не исключают, что Калнишевский планировал провести  в Межигорском монастыре остаток своих дней. Однако провёл их тюремной камере.

Последнего кошевого атамана заточили по приказу Екатерины ІІ после уничтожения Запорожской Сечи. Имея заслуги перед империей и награды за участие в русско-турецкой войне, Калнишевский, человек очень состоятельный, мог спокойно жить в одном из собственных хуторов. Но, как предполагает ряд историков, он в свои 85 задумал основать новую Сечь - за пределами России. За что был арестован и приговорён к смертной казни, которую вскоре Екатерина по просьбе Потёмкина заменила на пожизненное заключение в Соловецком монастыре, в тюрьме для особо опасных преступников.

Он провёл на Соловках 25 лет, в душном, промозглом каменном мешке, в который почти не проникал свет, где можно было только лежать или сидеть, откуда редко выносили нечистоты и не выводили на свежий воздух. От него ждали прошений о помиловании, но тщетно.

«Прощение» и право избрать место проживания атаману сам даровал внук Екатерины, Александр І. Калнишевскому на тот момент было 110 лет. Он почти ослеп, помрачнел, одичал, но не выжил из ума. Он иронично поблагодарил за освобождение и попросил разрешения дождаться своего конца в монастыре, к которому привык и в котором свободой наслаждается в полной мере.

Петро Калнишевский прожил на Соловках ещё 2 года и умер в 1803 году в возрасте 112 лет.

На сегодня легенда украинского казачества Петр Калнишевский, впрочем, как и все казачество прошлого, - это символ нашего государства. Они не просто исторические фигуры. Их сила, воля, вера и стремление к истине - это фундаментальное наследие украинской культуры на котором может быть воспитано здравомыслящее молодое поколение.