6/19 января — праздник Богоявления, или Крещения Господня | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ

           
УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 48 відвідувачів

Теги
Церква і політика розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація церковна журналістика конфлікти Президент Віктор Ющенко постать у Церкві діаспора церква та політика шляхи єднання Церква і медицина автокефалія комуністи та Церква Патріарх Алексій II іконопис милосердя монастирі та храми України Церква і влада краєзнавство Ющенко Католицька Церква УПЦ КП Митрополит Володимир (Сабодан) УГКЦ Мазепа Голодомор педагогіка церква і суспільство секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра молодь українська християнська культура забобони Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність вибори






Рейтинг@Mail.ru






6/19 января — праздник Богоявления, или Крещения Господня

  17 січня 2007



6 января (19 января по новому стилю) Церковь отмечает один из самых великих, двунадесятых праздников - Богоявление, или Крещение Господне. К этому празднику приурочено Великое освящение воды, которое совершается во всех церквах, обычно дважды: накануне Богоявления и в самый день праздника. Освященная вода называется «агиасмой» (букв.: «святыня» - греч.), почитается христианами как великая святыня, употребляется натощак и хранится в течение года для разных нужд: освящения домов, икон, церковных принадлежностей и прочих различных вещей.

Праздник Богоявления первоначально соединял в себе две темы: Рождества Христова и Крещения - Бог явился людям во плоти при Рождестве и Он же открыл Себя как Троица при Крещении. В конце четвертого века Церковь постепенно стала выделять празднование Рождества Христова в отдельный праздник, из миссионерских соображений приурочив его к языческому празднованию «Непобедимого солнца» - зимнему солнцевороту. А в день Богоявления стало вспоминаться только Крещение Господне.

Поскольку оба праздника - Рождество и Богоявление - имеют один источник происхождения, то и службы их очень схожи. Как и Рождество, Богоявление имеет свой Сочельник - день накануне праздника, в который полагается строгий пост (согласно уставу, полное неядение до вечера, и затем только растительная пища), совершаются особые Царские часы, состоящие из специально подобранных псалмов и чтений, литургия святителя Василия Великого совершается после вечерни (отсюда и предписание поститься до вечера, то есть до «первой звезды»), а праздничное Всенощное бдение начинается Великим повечерием.

Праздник Богоявления в литургической традиции Православной Церкви называется также «Просвещением» и «праздником Светов». Это связано с тем, что к этому дню (как и к Пасхе) в Древней Церкви приурочивалось крещение оглашаемых. Многие люди, которые готовились к принятию Таинства крещения, в Сочельник Богоявления принимали «рождение от воды и Духа», становились «согражданами святым и своими Богу». Они просвещались светом Христовой истины, светом истинного богопознания. Поэтому и на литургии Богоявления вместо обычного Трисвятого («Святый Боже...») поется крещальная песнь «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («Крестившиеся во Христа - во Христа облеклись).

Великое освящение воды в этот день - особое. Великое освящение воды для «общего пользования» совершается только в этот праздник. Оно же совершается всякий раз при таинстве Крещения - для собственно крещения, но при этом вода не используется для других нужд. Молитва великого освящения воды - это молитва евхаристическая. Ее структура подобна евхаристическим молитвам литургии, когда происходит освящение Даров, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Мы молимся на великом освящении воды, чтобы эта вода - вода этого мира - стала для нас водой, «приводящей в жизнь вечную», «источником освящения», «даром усыновления», «отпущением грехов», исцелением для души и тела.

Вода, освященная в этот день, хранится много лет, не теряя свежести. Кстати, бытует поверье, будто вода, освященная накануне Богоявления и в самый день праздника - разная, и ее нельзя смешивать. Это абсолютно неверно. Богоявленская, или Крещенская вода - одна и та же, и собственно уставное время совершения этого чина - день Сочельника. Повторяется же это освящение в самый день Богоявления ради немощи тех, кто не мог прийти в храм накануне.

Редакция портала «Православие в Украине» поздравляет читателей с этим великим праздником и желает всем нам просвещаться светом Христовым!

Священник Андрей Дудченко

* * *

Ниже мы помещаем проповедь протопресвитера Александра Шмемана на Крещение Господне.

Почему же захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус Сын Божий, пришедший в мир исцелить грех Своей безгрешностью, приобщить человека к Божественной жизни? Этот вопрос был, как мы знаем из Евангелия, и в сердце самого Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми - без исключения - грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении... Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества, дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной и безгрешной жизни. «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира», - говорит про Него Иоанн Креститель. В наш мир Христос вошел как младенец, и в Своем рождении Он принимает на Себя, Своею делает, нашу человеческую природу. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Но не для праведников, а для грешных и погибающих пришел Он на землю, их возлюбил Он Своею жертвенной любовью, им отдает Себя и всю Свою жизнь. И вот, в крещении Иоаннове Он, безгрешный, - с нами, грешными. Он, Спаситель, - с погибающими, ибо никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. Он соединяется с грешным человечеством, как позднее, в конце, Он, бессмертный, вольно соединится с человеком и в смерти.

Все это свидетельствует о том, что Христос хочет спасти нас любовью и только любовью, а любовь - это всегда и прежде всего соединение с тем, кого любишь. Как сказано у пророка Исаии: «Он взял на Себя наши немощи, понес наши болезни, и раною Его мы исцелели...»

Но есть и второй смысл, еще более глубокий, еще более радостный в крещении нашего Господа и Спасителя в струях Иорданских. Вот после крещенской службы выходим мы, верующие, на водоосвящение. Раздаются торжественные, ликующие слова псалма: «Глас Господень на водах...», и раскрывается нам смысл и значение воды как образа жизни, как образа мира и всего творения. И вот в эту воду спускается, в нее погружается, с нею соединяется пришедший в мир - для его спасения и возрождения - Бог. Мир оторвался от Бога, забыл Его, перестал видеть Его и погрузился в грех, темноту и смерть. Но Бог не забыл мира и вот возвращает его нам, сияющий звездной славой и первозданной красой. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В этом мире все, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни. Пришествие Бога к Своему творению празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления. «И се, отверзлись Ему небеса...»

Мы не знаем, что точно ощутил Иоанн, когда трепетной рукой прикоснулся к Спасителю, как увидел отверстое небо, какой голос услышал. Но был, несомненно, этот момент ослепительного света, когда все вспыхнуло и загорелось радостью первозданной красоты, когда мир открылся как мир Божий, очищенный, омытый, возрожденный, исполненный хвалы и благодарения. «Христос приходит обновить всю тварь». Обновление празднуем мы, когда видим священника, кропящего храм новой, Святой и Божественной водой, кропящего затем нас, наши дома, всю природу и весь мир. Когда видим людей, устремляющихся к этой живой воде, льющейся к жизни вечной.

Итак, всякий жаждущий да приходит к Нему и получает дар воды живой, дар новой, чистой и возрожденной жизни.

Протопресвитер Александр Шмеман, «Воскресные беседы»

Автор: Священник Андрей Дудченко
   
Икона Богоявления, или Крещения Господня

Икона Богоявления, или Крещения Господня
Крещение Господне. Икона преподобномученицы Марии (Скобцовой)

Крещение Господне. Икона преподобномученицы Марии (Скобцовой)
Крещение Господне. Армянская икона

Крещение Господне. Армянская икона