«Сырная седмица» с блинами — особенности национального благочестия | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ

           
УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 103 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі забобони педагогіка церква і суспільство Церква і влада Ющенко діаспора автокефалія церква та політика Києво-Печерська Лавра Голодомор Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина УГКЦ Вселенський Патріархат постать у Церкві шляхи єднання секти Священний Синод УПЦ УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква конфлікти Археологія та реставрація церковна журналістика іконопис милосердя Католицька Церква краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа монастирі та храми України українська християнська культура молодь Доброчинність вибори розкол в Україні Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«Сырная седмица» с блинами — особенности национального благочестия

  05 березня 2008



Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» - название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы очищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).

Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.  

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И.Шмелев. Лето Господне). Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

Заканчивается сырная седмица Прощенным воскресением. Вечером - заговенье на Великий пост.

Приятные хлопоты по кухне, кропотливое приготовление румяных кругляшей с разнообразными начинками, теплый домашний «узвар», душистый мед, парное молоко, цветные ягодки наполняют сердце необыкновенной радостью! Ведь в канун Великого поста все делается с такой радостью и любовью, что даже самые скромные кулинарные вариации в эти дни чудесным образом становятся поводом для торжества духовного.  

По материалам pravoslavie.ru