УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 58 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь УПЦ КП українська християнська культура Археологія та реставрація Вселенський Патріархат Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика Церква і медицина діаспора УГКЦ автокефалія Голодомор Доброчинність секти Мазепа іконопис милосердя постать у Церкві шляхи єднання церковна журналістика Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада Католицька Церква Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ церква та політика конфлікти розкол в Україні Президент Віктор Ющенко забобони монастирі та храми України церква і суспільство педагогіка Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






Конфликт на Киевщине: Свято-Покровский храм села Гатное как эпицентр противостояния

  12 листопада 2009



Портал «Православие в Украине» недавно размещал материал о конфликте, связанном со строительством Свято-Покровского храма в с. Гатное Киево-Святошинского района столицы. Вот уже более четырех лет законодательные, судебные исполнительные органы власти не могут принять единого решения относительно правового разрешения конфликтной ситуации. Пока дело находится в суде, на церковном подворье происходят силовые столкновения местных рейдеров и прихожан храма.

Староста религиозной общины в честь Покрова Божьей Матери с. Гатное Киево-Святошинского района Владимир Литвинов рассказал о том, с чего все начиналось, и как ныне решается судьба местной святыни.

- Владимир Дмитриевич, с чего началось противостояние?

Эта ситуация сложилась еще задолго до назначения отца Артемия Литвинова настоятелем храма в честь Покрова Божьей Матери. Он приступил к исполнению своих пастырских обязанностей в 2006 году.

Годом раньше, в 2005-м, жители села Гатное, точнее его новостроя - люди состоятельные и занимающие достаточно высокие государственные должности - увидели, что посередине этого новостроя находится совершенное свободный земельный участок общей площадью 2,77 га.

Они потребовали документы о назначении этой земли, чтобы узнать, какие социальные объекты инфраструктуры должны быть здесь построены. В соответствии с Генеральным планом, на этой территории отводилось место для постройки детского сада, культового сооружения и небольшой зоны отдыха. Таким образом, собрав всю необходимую информацию, они разработали мастерскую рейдерскую схему.

Суть ее состоит в следующем. Заинтересованные лица - Лобас, Рапасевич, Головань, Коваль - создали благотворительную организацию под названием «Общественный центр «Благовест» (совсем, как в Евангелии). Через нее впоследствии эти люди будут оформлять право собственности на самовольно захваченную и застроенную территорию.

Вначале ее организаторы не выступали против церкви. Наоборот, хотели, чтобы там был храм...

Началась бумажная волокита...

Параллельно с созданием ОО «Благовест», они стали раз в неделю писать письма Президенту, Генеральному прокурору, главе областной организации (тогда этот пост занимала Вера Ульянченко), в Кабинет Министров, обвиняя сельского главу в коррупции. Якобы о его намерении на этом месте построить ночной клуб, казино и вообще распродать землю и т.п. Пока сельский глава отписывался, тянулась бумажная волокита, рейдеры быстренько обнесли всю территорию забором и начали ее активно застраивать.

Депутаты сельского совета на внеочередной сессии приняли решение, запрещающее проводить какие-либо строительные работы не только общественной организации «Благовест», но и другим физическим и юридическим лицам без письменного согласования сельского совета в установленном законом порядке.

Проверка выполнения данного решения на месте показала: под видом сельской общины, работники из Ивано-Франковской области и Львова вели строительство в «интересах всего народа». В оправдание милиции и сельскому главе строители стали говорить, что они не получают за свою работу деньги и безвозмездно оказывают помощь жителям
с. Гатное. А их наняла некая религиозная структура.

В это же время председатель сельсовета, отписавшись Президенту, указывает на непонятную позицию благотворительной общественной организации «Благовест». Чтобы построить социальные объекты - школу, детский сад, котельную и др., сельский голова ищет инвесторов. При этом ОО «Благовест» остается в стороне. Значит, намерения и действия организации - совершенно противоположны.

Он направляет письма в архитектуру, земельную инспекцию, прокуратуру, чтобы пресечь незаконные действия. Даже был на приеме у заместителя генпрокурора Татьяны Корняковой. Во всех инстанциях его заверили, что все будет хорошо, но никто ничего не сделал.

Страшная цена судебных решений

В это время, нарушая абсолютно все законы, «Благовест» построил общественный туалет, хозяйственные постройки, дороги, детскую площадку, систему полива и освещения. И сразу же подал иск в суд о признании права собственности на самовольно застроенный объект. Таким образом, заинтересованные лица - Лобас, Рапасевич, Головань, Коваль - руководили строительными работами якобы от лица общины села. А когда необходимо было обратиться в суд, передали все постройки ОО «Благовест», председателем которой является родная дочь Лобаса - Гончарова Елена Николаевна. Она же, как истец, и направила в Киево-Святошинский районный суд исковое заявление, в котором просит признать право собственности на самовольно застроенный объект.

В свою очередь ответчик - председатель сельского совета - обращается в суд с заявлением, что этот спор не является подведомственным суду общей юрисдикции. Потому что с одной стороны, под видом общественной организации выступает юридическое лицо, а с другой, ответчиком является сельский совет. Признание права собственности - это компетенция только хозяйственного суда. Судья Коцюрба Н. полностью игнорирует этот факт, а также заявление об отводе. И принимает решение о признании права собственности в пользу ОО «Благовест».

Почему они обращаются именно к этому судье? Первая причина - потому что судья однажды уже вынес решение в пользу Лобаса о принудительном выселении жителей из общежития, принадлежащего заводу «Киевсельмаш» в селе Чабаны Киевской области. Несмотря на то, что некоторые работники трудились на этом предприятии больше 10 лет. Пикет женщин завершился наездом на них машиной и поломанными ребрами. А один из работников - Дмитрий Шкаривский, проработавший 16 лет на предприятии, просил, чтобы его не трогали, иначе он себя сожжет. Что оставалось делать человеку, выброшенному на улицу, которому просто некуда было идти? Дмитрий облил себя растворителем и поджег, а через два дня умер в больнице. Вот цена одного решения.

Вторая причина, по которой рейдеры обращались к Коцюрбе, состоит в том, что его родной брат работает в Апелляционном суде Киевской области. Поэтому прохождение решений гарантировано: на месте принимает решение Коцюрба, а прохождение дела в Апелляционном суде обеспечивает его брат.

И только на кассационную жалобу Верховный суд Украины признал решение районного суда и постановление областного незаконными, а делопроизводство закрыл.

- В каком году это было?

- Уже в 2008 году.

Церковь не нужна... «А кто хочет, тот и в Киев съездит»

Вначале все соглашались и писали письма о том, что на участке предусмотрено строительство культового сооружения. А проблема состоит в том, что интерес определенного круга лиц был на весь участок - 2,77 га. Когда они его застроили и выделили 60 соток под строительство храма в честь Покрова Божьей Матери, борьба с сельским советом и его главой переключилась на борьбу с настоятелем церкви.

В рейдерской группе простых людей нет. Когда отец Артемий был назначен настоятелем храма, он обратился к проживающим вокруг этой территории с просьбой принять посильное участие в строительстве дома Божьего. На что профессор, ректор Национального аграрного университета, Герой Украины Мельничук Д. и его жена Татьяна сказали, что им храм не нужен. «Мы не допустим, чтобы нас в праздничные и выходные дни будили колокола, и сделаем все, чтобы здесь храма не было».

Их угрозы материализовались. В состав рейдерской группы входили и входят: Лобас Н., его дочь - Гончарова Е. с мужем, народный депутат Украины Шпак В., Мельничук М., член-корреспондент Академии наук Волкодав В., Степахно В. и др.

- Простите, но если люди, живущие рядом, выступают против строительства храма, может, следовало бы построить церковь в другом месте?

- Изначально и сельсовет не хотел выделять земельный участок, несмотря на то, что генпланом было предусмотрено строительство культового сооружения. Данный вопрос активно обсуждали депутаты и отказывали абсолютным большинством. Свой отказ они мотивировали тем, что у них здесь ходят «свои проповедники», в клубе размещена церковь Киевского Патриархата, есть часовенка. Поэтому церковь им не нужна, поскольку нет необходимости. А кто хочет, тот и в Киев съездит.

- Почему отец-настоятель, столкнувшись с таким противостоянием, дальше продолжал бороться за строительство храма именно на этом месте?

- Дело в том, что в 1938 году храм Покрова Божьей Матери был разрушен. Неоднократно поднимался вопрос о его восстановлении, но до материальной реализации дело так и не дошло.

Да и потом, кто откажется жить под покровом Царицы Небесной? К тому же, Киев - мать городов русских - земная обитель Царицы Небесной. Этому нужно радоваться. И больших чудес, чем явила Царица Небесная при строительстве Киево-Печерской Лавры, нигде не было. И строители, и зодчие, и икона Успения Пресвятой Богородицы, и замер фундамента поясом Царицы, выбор точного места по молитвам святых преподобных Антония и Феодосия...

Отец Артемий постоянно ходил на сессию с этим вопросом, и депутаты начали задумываться. 23 февраля 2007 года около 20:00 он мне сообщил по телефону: «Поздравь, милостью Божьей принято решение о выделении 60 соток земли под храм. Решение было принято большинством голосов тайным голосованием». Это была большая радость! Ведь отец-настоятель там был не первым, а уже четвертым.

Прихожане хотят, чтобы покров Царицы Небесной простирался над ними

С тех пор, как настоятелем назначен отец Артемий, церковь размещается в палатке. Это уже вторая палатка, потому что первая сопрела - дождь, снег, ветер, солнце, мороз. Люди, которые приходят, конечно, горят сердцем: поют молитвы, которые знают - Символ Веры, Отче наш, Достойно есть. Прихожане хотят, чтобы покров Царицы Небесной был над ними и над теми, кто этого сейчас пока еще не понимает.

Отец-настоятель неоднократно разговаривал с народным депутатом Шпаком В., который на словах против церкви не выступает, а наоборот, говорит: «Что вы, мы - «за». Пусть будет храм». Открыто выступили против только Мельничук М. с женой и Саблук П. Они направили свое заявление от имени жителей села в Апелляционный суд области с просьбой признать право собственности на «народный парк», как они его громко назвали, а также отказать в удовлетворении апелляционной жалобы главы сельсовета.

Понятное дело, что когда документ подписывают такие авторитеты по заранее разработанной схеме, суд не мог не принять во внимание заявление...

«Если люди не хотят, стоит ли силком тянуть их за шиворот к Богу?»

Возникал и у меня вопрос: а стоит ли, если люди не хотят, силком тянуть их за шиворот к Богу? К Господу люди должны прийти сами. Иоанн Предтеча говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

А каяться есть за что. За 70 лет советской власти было уничтожено множество храмов, и никто не спрашивал, каким законом это предусмотрено. Шли, грабили. А теперь, когда начинает возрождаться Православие, то чиновники начинают заглядывать в кодексы, каким законом это предусмотрено. Поэтому мы полагаем, что рано или поздно они поймут, что против Бога идти не следует.

19 мая 2007 года был подписан акт передачи собственности т.н. «народного парка». В составе комиссии с одной стороны - Лобас и его люди, с другой - ОО «Благовест» (Головань, Гончаров А. - зять Лобаса, Гончарова Е. - дочь, Коваль М. и Кунцевич М.).

Интересно, что они попросили признать право собственности и на то, что не строили. Часовенку, которую возвели раньше 2005 года, приписали себе и оценили в 151,5 тысяч гривен. Площадку под палаточную церковь - тоже. Хотя мы туда с батюшкой и песок завозили, купленный на свои средства. А смысл был в чем: признав право собственности на все эти объекты, на все деревья - озелененные территории, автоматически признается право собственности на землю на основании решения суда.

«Острота борьбы не прекратилась, но люди не испугались, скорее наоборот, еще больше сплотились»

- Скажите, увеличилось ли количество прихожан с тех пор, как поставили палатку?

- Слава Богу, увеличилось. Прихожане активизировались особенно тогда, когда сам Шпак ходил к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и жаловался, что отец Артемий не является духовным примером. После чего батюшку сместили с настоятельства и отправили священником в село Шпитьки.

К нашему удивлению и большой радости объединились те депутаты, которые корда-то категорически были против выделения земельного участка под строительство церкви. И сказали: как это получается, мы батюшке поверили, землю дали под его слово, а кто-то пошел, не посоветовавшись, наговорил и им поверили церковнослужители? Депутаты сельсовета поставили ультиматум: если сейчас отца-настоятеля назад не возвратят, мы отменяем предыдущее решение о выделении земли и больше к этому вопросу не возвращаемся.

Депутаты собрали сессию, пригласили благочинного, владыку Павла, Блаженнейшего Митрополита Владимира. Присутствовал только благочинный. Этот момент порадовал даже тех, кто не ходил в церковь.

Господь Бог и Царица Небесная всегда посылают испытания для того, чтобы проверить, утвердить и укрепить веру. Блаженнейший Митрополит Владимир принял указ и батюшку вновь назначили настоятелем Свято-Покровского храма.

После этого острота борьбы не прекратилась, но прихожанами храма уже стали и депутаты. Конечно, хотелось, чтобы народ ходил не только на большие праздники, такие как Крещение, Рождество и Пасху, а и во все воскресные и праздничные дни. Сейчас вокруг отца-настоятеля остались самые крепкие в вере люди, несмотря на то, что и они подвергаются гонениям.

И даже когда началось строительство храма, рейдеры всячески пытались помешать этому. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира приехал владыка Павел, заложил капсулу, камень в основание фундамента. Они оградили еще одним забором, по их мнению, ту территорию, которая должна принадлежать церкви. Божьей волей все было сделано успешно. Прихожане, которые приняли посильное участие в строительстве (кто дал песок, камень, кто-то бетон, кто приобрел арматуру), стали получать угрозы в свой адрес. Им в почтовые ящики попадали записки следующего содержания: «Если на территории народного парка произойдет несчастный случай с вами или вашими детьми, то мы за это не отвечаем». Но эти люди не испугались, а наоборот, еще больше сплотились.

- В принципе, можно сказать, что недовольных людей, тех, кто протестует против возведения церкви, все же меньше, чем сторонников строительства,?

- Первое время мне хотелось найти с теми, кто не согласен, общий язык. Я думал: как можно строить храм возле домов людей, которые этому не рады? Разве возможно в фундамент церкви заложить какое-то возмущение?

Но постепенно стал раскрываться истинный смисл противостояния. Долгое время мы молчали, просто вели учет тех обращений, которые они направляли в различные инстанции.

В уставе ОО «Благовест» записано: цель деятельности - содействие духовному и моральному развитию, содействие воспитанию всесторонней личности. Громко сказано. А на самом деле, суть писем, которые они писали, сводится к следующему: сначала поливают грязью, а потом «Благовест» просит в случае предоставления в пользование участка в 2,77 га выделить средства для нужд освоения участка.

У нас есть все известные нам жалобы, начиная с 2005 года. Вот некоторые из них:

5 мая 2006 года - документ «О закреплении за ОО «Благовест» земельного участка площадью 2,77 га для строительства церкви, часовни, детского садика, обустройства «народного парка» села».

6 мая 2006 года - письмо Президенту «О враждебной, неконструктивной позиции сельсовета, о намерении построить торговый центр, ресторан-бар, ночной клуб». С просьбой поручить устранение сложившейся ситуации компетентным органам и службам.

10 мая 2006 года - письмо Президенту: «О нарушении прав жителей коттеджного городка и незаконность решений сельсовета относительно внесения изменений в генплан развития села».

11 июля 2007 года - письмо-жалоба «О злоупотреблении служебным положением и признаках коррупционных действий консультанта секретариата президента Ковальского».

В один из субботних дней, 11 августа 2007 года, во время службы в церкви, охранники Лобаса начали устанавливать колышки и сверлить ямочки, видимо, под строительство церкви. Отец-настоятель спросил:

- Что вы делаете?

- Мы забор будем устанавливать.

- Какой забор?

- Для церкви.

- Подождите, кто вас благословлял, вы меня спросили?

- Нам что сказали, то мы и делаем.

Приехала милиция, глава сельсовета и пять депутатов, зафиксировали этот инцидент в протоколе. На следующий день Головань и Коваль пишут заявление о том, что их хотел пристрелить полковник налоговой милиции, и что дети видели, как сыпались патроны, когда он разряжал пистолет. И рассылают эту жалобу в различные инстанции - Генпрокурору, в СБУ, Министру внутренних дел, главе налоговой администрации.

Рейдеры ни перед чем не останавливались, писали до тех пор, пока самого Лобаса не задержала милиция, когда тот применил оружие против людей.

- То есть, на данный момент Вы оставили попытки договориться?

- Не то чтобы оставили, просто поняли, что они тщетны. Сделав хронологию их обращений, обобщив в тезисы письма и жалобы, мы поняли, что это была просто овечья шкура, а волчьи замыслы оставались в уме. Мы находили компромиссные решения. Но на следующий день рейдеры делали все возможное, чтобы не допустить осуществления наших договоренностей.

И в этом году, когда уже началось реальное строительство после закладки фундамента и освящения, рейдеры пишут заявления: прокурору Киевской области Гордецкому А., прокурору Киево-Святошинского района Федоренко В., Генеральному прокурору Медведько А., главе СБУ Наливайченко В., Министру регионального развития и строительства Куйбиде В., главе Государственной налоговой администрации украины Буряку С., Блаженнейшему Митрополиту Владимиру «О преступлении настоятеля храма Покрова Божьей Матери в селе Гатное Артемием Литвиновым, который самовольно, без согласования в установленном порядке проектно-сметной документации, осуществляет строительство храмового комплекса в селе Гатное Киево-Святошинского района Киевской области». Дальше речь шла о том, что отцом Артемия Литвинова, заместителем директора департамента погашения просроченных налоговых платежей полковником Литвиновым и главой Гатнянского сельсовета Тимошевским В., превышены служебные полномочия при внесении изменений в генеральный план застройки, и составлен незаконный договор аренды земельного участка на 49 лет без согласования с Киево-Святошинской районной администрацией, санитарно-эпидемиологической станцией (далее - СЭС), управлением культуры и туризма и т.д.

В марте этого года - начальнику Киево-Святошинского районного отделения ГУ МВД Украины полковнику милиции Рубель: «Батюшка Артемий Литвинов, нарушая технические нормы и правила, которые несут реальную угрозу здоровью и жизни людей, самовольно подключился к линии электропередач. Осуществляет длительное воровство электроэнергии».

- А с Вашей стороны были какие-либо доказательства? Пришлось за это отвечать?

- Понятное дело, они же написали и на старосту тоже. На заявление о нарушении действующего законодательства и правил техники безопасности начальник районной РЭС никак не отреагировал.

Тогда я пишу заявление с просьбой возбудить уголовное дело в отношении тех, кто знает, что отец-настоятель - вор, но никаких мер не предпринимают.

Ведь сам Лобас и т.н. община села сослались на конкретных людей, которые знают и готовы подтвердить факт воровства. Поскольку они об этом знают, то должны были и отреагировать самостоятельно - написать заявление. А не ждать, пока кто-то другой напишет. Вот я и решил, пусть несут уголовную ответственность за халатное исполнение своих служебных обязанностей.

Милиция их опросила. Оба подтвердили, что такие факты им неизвестны, документов никаких нет, актов никто не составлял, и вообще в этом районе, где находится церковь, никогда никто ничего не воровал...

Положение дел на данный момент: ситуация обострилась

На данный момент ситуация только обострилась. Люди идут в храм, как бы их не запугивали.

Что интересно, к своим жалобам рейдеры прилагают подписи, собранные либо под благими намерениями, либо же обманным путем.

Например, на территории «Народного парка» детишкам дают велосипеды покататься. И среди этих детишек начали собирать подписи якобы для того, чтобы не был разрушен «Народный парк».

А мы потом смотрим на подписи: а там расписались депутаты, которые голосовали за выделение земли и их дети. Позже дети в присутствии мам писали объяснительные, что они ни под какими жалобами не расписывались, а сбор подписей осуществлялся Лобасом за храм и против разрушения детской площадки.

Когда этот факт был предан огласке, рейдеры не успокоились. Они обратились в различные инстанции: Министерство регионального развития, прокуратуру, санитарно-эпидемиологическую станцию, пожарную охрану. По их жалобам приходят инспекторы: проверяют законность выделения земли, основания для строительства храмового комплекса. Но при этом ничего противозаконного не находят. Рейдеры вновь пишут заявления, уже на самих проверяющих. Те снова идут, проверяют. Инспекция по строительству выносит предписание: проектно-сметной документации предъявлено не было. А в этот период даже отца-настоятеля не было на месте.

Что сейчас имеем. Они подают два иска в суд. Один - относительно признания договора аренды между сельсоветом и настоятелем храма недействительным. Второй - о запрете строительства храма. Делопроизводство последнего стал вести Коцюрба.

- Решение уже вынесено?

- Нет, еще не вынесено. Но заметим одну вещь: статья 20 Гражданского процессуального кодекса определяет основания для самоотвода или отвода судьи. Ведь Коцюрба перед этим рассматривал иск о признании права собственности на самовольно построенные объекты на этом земельном участке. А третьими лицами были те, кто теперь подписал исковое заявление.

Прихожане храма пришли к районному суду на предварительное слушание с плакатами: «Не суди, да не судим будешь», «Судья Коцюрба, прекрати поддерживать рейдеров!» и др. Думаю, что по случаю этого протеста должны быть соответствующие реакции, и надеюсь, что они будут.

В отношении Лобаса, который применил оружие, возбуждено уголовное дело. Что интересно: прописан он в селе Гатном (указывает во всех документах), а право на ношение оружия выдано совершенно по другому адресу - Одесская область, г. Ильичевск. Он по этому адресу и не прописан, и не проживет. Возникает вопрос: насколько законно он хранил оружие, насколько законна его выдача, и кто это сделал.

12 сентября этого года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, у нас состоялся крестный ход. Приехал архимандрит Гедеон, настоятель Десятинного храма. Он был удивлен, когда увидел, что все ворота заварены, а кирпич для строительства выгружен на дороге. Возле заваренных ворот рейдеры поставили джип Hummer, Audi, а там, где ворота открываются, и можно было бы еще заехать, поставили джип Toyota. В тот день, когда мы пытались оттянуть машины, чтобы завести на территорию кирпич, явился Лобас. Он подошел к водителю, продемонстрировал автомат, мол, если только тронешься, тебе будет плохо, ты пожалеешь. Такое его поведение довело сердечника до летального исхода.

Мы должны радоваться тому, что нам Господь посылает такие испытания. Нам ли в наше время отступать?

- Сейчас дело находится в суде. Какими будут ваши дальнейшие действия?

- Наши действия будут такими же, какими были и до этого, - разрешение вопроса исключительно в правовом поле. Свою жизнь за отечество и служение Господу положил благоверный князь Александр Невский, великомученик Георгий Победоносец, великомученик Димитрий Солунский и многие другие святые. Нам ли в наше время отступать! Мы должны радоваться тому, что нам Господь посылает такие испытания. А вместе с тем, под покровом Царицы Небесной в этих испытаниях утверждается и укрепляется христианская вера.

Сейчас мы работаем над рассмотрением дела в суде. Понятно, что это не суд, а издевательство над правосудием и его позор. Судья открыто принимает в производство белыми нитками шитое дело, и тут же выносит постановление: в порядке обеспечения иска запретить строительство. При этом никаких оснований в нем не указывает.

Если на сегодняшний день преступников обеляет суд, то судьи тогда кто? Мы будем обращаться во все инстанции, чтобы была соответствующая реакция.

Мы чужого не хотим взять, но и то, что принадлежит Церкви, не отдадим.

Беседу вела Юлия Коминко

Материал подготовили Анна Власенко и Ирина Опатерная
Автор: Юлия Коминко, Автор: Анна Власенко, Автор: Ирина Опатерная