УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 57 відвідувачів

Теги
педагогіка Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Мазепа секти Предстоятелі Помісних Церков українська християнська культура шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація конфлікти церква і суспільство церковна журналістика монастирі та храми України постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) молодь вибори Церква і політика Церква і влада УГКЦ милосердя Ющенко діаспора комуністи та Церква Голодомор УПЦ КП розкол в Україні іконопис автокефалія Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II краєзнавство забобони Президент Віктор Ющенко церква та політика Доброчинність






Рейтинг@Mail.ru






Елена Резникова: «Когда на выставке в московском Манеже Блаженнейший Владыка шел к украинскому стенду, бабушки спешили к нему, сбивая друг друга, со словами: «Святой Владимир, святой Владимир!» и брали благословение»

  22 листопада 2009



О выставке, прошедшей в первых числах ноября, с 4-го по 8-е, в московском выставочном зале «Манеж», мы уже сообщали читателям нашего сайта в материале. Но «за кулисами» остались впечатления, эмоции и личные переживания участников этого мероприятия. Нам посчастливилось приоткрыть завесу индивидуального взгляда на этот форум одного из организаторов и модераторов украинского проекта, руководителя Духовно-просветительского центра строящегося Кафедрального собора - Елены Николаевны Резниковой. Предлагаем вашему вниманию «картинки с выставки» глазами непосредственного участника событий...

Картинка первая, организационная

Когда мы узнали, что выставка посвящена Году молодежи, и вдобавок на нее едет наша Почаевская икона, а Украина получает достаточно большой стенд, для того чтобы представить Украинскую Православную Церковь, то концепция нашей экспозиции сложилась сама собой. Выставку открывала Почаевская икона и отсек выставочной площади с огромным баннером Почаевской Лавры. Дальше шел баннер строящегося кафедрального собора с указанием его сайта. В этом отсеке находились монахини Городокского монастыря. Монахини принимали записочки и продавали иконы, там же можно было получить свечи за пожертвования. Здесь же размещалась большая карнавка для сбора средств на кафедральный собор. И надо отдать должное - карнавка пустой не была, люди подходили и жертвовали кто сколько мог.

Следующая, достаточно длинная часть (в два раза больше первого отсека) - это были фотографии, рассказывающие о том, как Патриарх Кирилл общался с молодежью во время своего визита в Украину этим летом. Слева от него располагался баннер с изображением нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира в окружении молодежи, справа - баннер Синодального отдела по делам молодежи УПЦ. Остальные стенды были посвящены различным мероприятиям, связанным с работой Церкви с молодежью, социальным служением. А на выставочных столах выставлена большая коллекция работ, поделок, открыток, выполненных ребятами-пациентами онкологической клиники. Все эти работы продавали посетителям, а вырученные средства собирали в отдельную карнавку для онкобольных детей Украины. Возле нее находились трое ребят из братства преподобного Ионы Киевского. Они работали очень активно: представляли журнал «Отрок», к которому люди спешили через всю выставку, не скрывая своего интереса: «О, "Отрок". Идем сюда!» И сколько было журналов, столько и раскупилось. Эти же ребята представили свой журнал «Фамилия».

Также рядом размещался большой плазменный экран, предоставленный нам дружественным телеканалом «Радость моя». На нем транслировались все четыре передачи, сделанные совместно «Интером», «Гласом» и УПЦ, «Патриарх на Украине». Здесь же можно было приобрести диски с продукцией.

Таким образом, получалась целостная экспозиция: первый выставочный тематический стенд - Почаевская Лавра; второй - Церковь и молодежь (и УПЦ, и РПЦ, представленная материалами с Патриархом); и третий стенд, замыкающий нашу экспозицию, - Киево-Печерская Лавра, представленная огромным красивым баннером и «Лаврой небесной».

Картинка вторая, ювелирная

«Лавра небесная» - это прекрасное ювелирное изделие, возле которого был ажиотажный спрос на фотографирование. Но это была лишь определенная категория людей. Подавляющее же большинство посетителей, подходивших к «Лавре небесной», кланялись, крестились, целовали ее. И ювелиры, которые это сделали - Лобортас и Карпова, - говорили, что ощущали особый трепет, поскольку не ожидали такого количества молитвенников, которые так правильно воспримут концепцию «Лавры небесной». Когда они говорили, что 120 бриллиантов и топазов в облаках символизируют Печерских святых, покоящихся под строениями Лавры, люди подходили и относились к этому не как к драгоценностям, а как к жемчужинам и бриллиантам Православия. Красиво было очень!

Вдобавок ко всему там были выставлены фотографии панагии, которую Блаженнейший подарил Святейшему. И было очень приятно, когда Святейший, подойдя к стенду, сразу сказал: «О, этих ювелиров я знаю. Ребята, я вчера служил в вашей панагии! Она очень легкая и удобная».

А на выставочной витрине лежала панагия Блаженнейшего «Святой князь Владимир». Она тоже вызывала неподдельный интерес многих как сведущих людей, так и просто интересующихся. Панагию давали потрогать, и все убеждались, что она действительно очень легкая, что крайне немаловажно для священника, который служит и в облачении, и со знаками священнического достоинства. А легкая она потому, что собрана на янтарь, который является армирующим элементом. Обычно же используется металл, который гораздо тяжелее.

Картинка третья. Прибытие Патриарха

Естественно, когда выставка открылась, мы должны были прибыть очень рано, нас так и предупреждали: все участники приходят заранее. Дети, прибывшие вместе с нами, уже были наряжены в украинские национальные костюмы и должны были встречать Патриарха возле нашего стенда. Все мы прошли через несколько милицейских кордонов к восьми часам утра. Действовала беспрецедентная система пропусков и допусков, у нас были все документы, но пройти в Манеж оказалось невозможно: приехали кинологи и стали осматривать выставку с целью обеспечения полнейшей безопасности. Оказалось, с визитом должна была приехать супруга Президента Светлана Медведева. И все мы пережидали три с половиной часа - кто где: на улице, в метро грелись, чтобы не замерзнуть.

Когда же наконец мы попали внутрь, Блаженнейший уже заходил со служебного входа. Мы все вместе подошли к Почаевской иконе Божьей Матери, где московские священники непрерывно служили молебен. В это же время в зал вошел и Патриарх, прибывший с Манежной площади, где перед этим совершался крестный ход от храма Казанской иконы Божьей Матери. После молебна на площади они (священноначалие во главе со Святейшим) пришли сюда, и началось открытие выставки, молебен. И так получилось, что первый стенд, к которому все подошли, был стенд УПЦ.

Патриарх очень радушно приветствовал нас, осмотрел экспозицию, улыбнулся, увидев свою фотографию, где он выпускает голубя. Узнал детей, которые его встречали в Киеве летом. Среди них была и солистка, которая пела перед его Святейшеством в аэропорту в Киеве. Он узнал этот коллектив, с удовольствием сфотографировался с ними. Потом Алла Горбунова, президент Международного фонда «Соняшник», сказала, что после визита Патриарха состоялся конкурс среди ребят на лучшую работу, которая будет подарена его Святейшеству. И лучшей стала очень красивая работа в технике батик, на которой изображена украинка, обнимающая храм. Ее и подарили Владыке. Патриарх с благодарностью принял подарок. Осмотрел стенд экспозиции, посвященный Киево-Печерской Лавре. Рассказывали, что вечером Владыка благодарил московских и питерских организаторов выставки, сказав, что его весьма впечатлила украинская экспозиция. Потом Патриарх в сопровождении Блаженнейшего прошел дальше, но вскоре Митрополит Владимир вернулся, сказав, что хочет посмотреть «своих». Тщательно ознакомился со всем: фотографиями, экспонатами. Был рад, что нам выделили большую площадь, что так красиво и широко представлена Церковь. Действительно, приехало много представителей Синодальных отделов: Миссия «Церковь и культура», Информационно-просветительский, Религиозного образования и катехизации, Молодежный. Словом, был отображен и колорит, и традиции УПЦ. Все было достойно.

В этот же день, в два часа, на выставку получили доступ все желающие, купив входной билет. Так вот, из людей, которые стремились попасть к Почаевской иконе, образовалась такая очередь, которая тянулась разве что не до мавзолея. По крайней мере, дальше Исторического музея. Мы успели рассказать Патриарху, что вечером этого же дня будут выступать детские самодеятельные коллективы со всей Украины и что на следующий день в Доме кино состоится презентация Пересопницкого Евангелия для интеллигенции Москвы. А также и о том, что в последний день выставки Ионинское братство будет презентовать работу Украинской Православной Церкви с молодежью.

Картинка четвертая. Концерт

Мы не ожидали, что вечером на концерт соберется так много людей. Нам дали самый большой зал. В этом году он был необычно и красиво оформлен: три части сферы, между которыми располагались открытые зоны. То есть, он весь просматривался и был оригинально обрамлен картинами с изображениями всех лавр, которые есть у Православной Церкви - тремя нашими и двумя российскими - питерской и московской. Очень эффектно была декорирована сцена, на которой наши дети давали свой концерт.

Но, как оказалось, это еще не все сюрпризы. Во-первых, концерт вели сами дети. Во-вторых, выступали тоже дети. В программе номеров были представлены разные жанры детского творчества. А людей было так много, что им пришлось даже стоять, народ сходился отовсюду. Но это был ожидаемый результат - звук был такой, что пение слышал весь Манеж, а исполнение было достойным. Кроме этого, настолько яркой была картинка, сочными и красочными наряды, что люди, видя, что к иконе стоять час-другой, заняли очередь и пошли смотреть концерт. А потом возвращались к святыне.

В восемь часов вечера, когда наш концерт уже завершился, и каждый ребенок получил маленькую иконочку с благословением Блаженнейшего и с кусочком освященной ризы, а от фонда «Соняшник» - грамоту, начали объявлять, что «Манеж» закрывается, и всех просят освободить помещение. Но к иконе стояло такое количество людей, что Манеж не закрылся и в девять вечера. Наши четыре монахини из Городокского монастыря, стоящие у иконы, явственно ощутили, что их квартета явно недостаточно. Устали они просто смертельно. Но были настолько сдержаны, собраны, что виду не подавали, улыбались всем, выдавали иконочки и свечи. И все, слава Богу, удалось.

Картинка пятая. Презентация в Доме кино

На следующий день с 11 часов начала работать выставка. И снова было неимоверное количество людей, желающих попасть к иконе. Теперь перед святыней установили подсвечник с песком, куда можно было поставить свечи. Море цветов украшало икону: посетители приходили с букетами. Начались молебны, священники непрерывно сменяли друг друга. Все было очень красиво и достойно, но подойти к иконе в этот день мне не удалось.

Днем мы уехали в Дом кино. Воспитанные на киевских пробках, мы отбыли задолго до начала презентации. Но не сделали поправку на то, что киевские пробки - это просто тянучка по сравнению с тем, что происходит в Москве! Даже первый, подготовительный день, когда мы ехали в Манеж украшать свои стенды,  нас, увы, ничему не научил, а ведь мыв центре города простояли в пробке два часа...

С баннером, который надо было разместить в Доме кино, я ехала в легковой машине, а само Пересопницкое Евангелие, фильм о нем, матушка Серафима, дети, которые должны были выступить, ехали автобусом. И выехали из гостиницы одновременно с нами. Но автобус более неуклюжий, и когда матушка в полшестого позвонила мне и сказала, что они безнадежно стоят в пробке, небо мне показалось с овчинку. В шесть часов матушка сообщила мне, что они чуть-чуть продвинулись, но не на много. И, в общем-то, не представляют, сколько им еще осталось проехать...

Зал был заполнен. Но немного погодя публика, собравшаяся на презентацию, с виноватым видом потихоньку стала перемещаться в другой зал: на втором этаже в большом зале отмечали 65-летие православного актера Александра Михайлова. И наш зритель стал перебираться на то, другое интересное мероприятие. Я была очень благодарна владыке Иларию, который не дрогнул и дождался нас.

Наконец, прибежали дети: за несколько кварталов до Дома кино они вынуждены были остановить автобус и пойти пешком. Естественно, матушка никому не доверила книгу и девятикилограммовое Евангелие несколько кварталов сама несла в руках. Ступила на порог и сказала: «Ты знаешь, удивительная история! Я не чувствовала его тяжести. Мы так спешили!» Ну, наверное, в благодарность за это в зал стали снова стекаться люди. Он уже не был так полон, как изначально, но когда без четверти семь мы начали презентацию, мест, зияющих пугающей пустотой, на две трети поубавилось.

Показали фильм, потом выступили детки. И вот тут тоже была неожиданность, потому что дети привыкли, что когда они выступают, режиссер Лилия Шеханина сидит рядом у аппаратуры и курирует процесс: вносит изменения, говорит что и как делать. А в Доме кино оказалось, что ей нужно сидеть за стеной, откуда включается звук, и она может их только наблюдать через окошко оператора. Сердце у нее замерло, она ушла в операторскую расстроенная: как же все будет...

В итоге дети справились блестяще, они такое творили, было столько замечательной, милой импровизации, что когда потом она вышла, то сказала: «Низкий вам поклон, дети, за то, как вы этот концерт отработали - красиво и замечательно!» Она поблагодарила детей, дети поблагодарили зал, зал - детей. Потом одна из девочек поблагодарила родителей, без которых они бы не смогли приехать. Вышел представитель от родителей со словами благодарности и уважения в адрес тех, кто издал Пересопницкое Евангелие - и круг замкнулся, все сказали друг другу «спасибо». Так что если вечер начался на нервах и на том, что, судя по всему, должен был сорваться - ведь препятствий было огромное количество, - то закончился, слава Богу, совершенно удивительно и хорошо.

На вечере присутствовали и сотрудники Дома кино, и актеры. Был и наш старый приятель Евгений Воскресенский, сыгравший Гоголя в фильме «Николай Васильевич Гоголь» и известный нам по многим комедийным ролям. Была жена известного режиссера Сергея Мирошниченко, автора «Земное и небесное», «Рожденные в СССР» заместитель директора Дома Кино Наталия Мирошниченко. Она выступила одним из инициаторов этой презентации. После нашей презентации мы увидели замечательную выставку фоторабот администратора Дома кино - очень проникновенных и красивых. Одну из работ автор подарил игумении Серафиме.

Картинка шестая, «Почаевская»

Назавтра снова выставка. И надо сказать, что за все первые дни работы мне не удавалось даже подойти к Почаевской иконе, чтобы приложиться. Была близко возле нее, но переждать всю очередь времени не хватало - дел было невпроворот. И вот 6-го числа, еще до официального начала работы, мы видим такую картину: к иконе уже стоят люди - участники выставки, человек двести - и нет еще ни наших монашествующих, ни московских священников, которые там дежурили. Стоит охранник, который очень нервничает и говорит, что некому вытирать икону (нужно сказать, что среди участников выставки было очень много людей, которые представляли ювелирную отрасль: и православную атрибутику, и просто красивые ювелирные украшения. Естественно, люди разной степени воцерковленности, и некоторые девушки, украсившие себя помадой, прикладываясь к иконе, оставляли на стекле след). Словом, наш охранник очень переживал. В это время к иконе подошел монах из Александро-Невской Лавры, с которым мы познакомились и очень подружились, их стенд был недалеко от нашего. Он обратился ко мне и сказал: «Ну что, мать Елена, давай!» И я удостоилась счастья полтора часа стоять и протирать оклад Почаевской иконы Божьей Матери! Сказать, что это великое благо, - значит, ничего не сказать. А вот отношение к тем, кто мажет губы, сформировалось навсегда:).

Картинка седьмая. События и лица

Вообще же на выставке было представлено очень много епархий Русской Православной Церкви. Они занимали центральную аллею экспозиции. Украинскую Православную Церковь презентовал наш основной стенд, и были еще монахини из Корецкого и из Нежинского монастырей. И все.

Большáя часть выставки была отведена для правительственных департаментов России, которые сотрудничают с Церковью. И было очень отрадно на это смотреть. Потому что у них существует некая симфония между властью и Церковью. Мы ходили и любовались: прямо тут, на месте проводились мастер-классы для детей, работали социальные службы. Было представлено очень много СМИ. Глас радовали замечательные книжные выставки: из разных епархий и московские. Так, журнал «Фома» представлял не только свое издание, но и свою социальную работу, и тут же эта социальная работа проводилась с той детворой и молодежью, которая приходила.

Во всех трех конференц-залах непрерывно шла какая-то работа. В три часа каждый день можно было задать вопрос священнику, поэтому можно было увидеть протодиакона Андрея Кураева, прохаживающегося между рядами и экспозициями, протоиерея Всеволода Чаплина, который отвечал на вопросы не только в рамках акции «Задай вопрос священнику», но и окруженный различными молодежными группами в разных точках Манежа. Там же мы наткнулись на Кирилла Фролова, который в негодовании преподал нам урок, как надо строить работу, и рассказал, что нужно немедленно и безотлагательно начать массу новых проектов и вложить в них средства. На мой вопрос, почему бы не поддержать замечательные проекты, уже существующие, очень удивился. Оказалось, ему неведомо, что московский семейный телеканал «Радость моя» видит вся Россия, а не только столица. А он радел за то, что нужно срочно в Москве создавать еще один семейный телеканал.

Надо сказать, что еще в первый день работы выставки состоялось одно важное событие. Прошла конференция, посвященная 450-летию принесения Почаевской иконы на Волынь, в которой от УПЦ принял участие владыка Митрофан. Он выступил с большим и очень содержательным докладом о Почаевской Лавре, Почаевской иконе, о преподобном Иове. На это выступление собралось огромное количество народу. Отношение к нашим святыням было засвидетельствовано уважительное и трепетное. После этого выступал священник из Молдавии, который рассказывал множество интересных вещей об опыте работы Православной Церкви в Молдавии.

На выставке можно было встретить многих известных людей. Так, пришел Леон Измайлов с женой, сказал, что у него в Почаевском монастыре кто-то из родни служит. Узнаваемых лиц было много. Пришла хранительница коллекции Фаберже для того, чтобы увидеть «Лавру Небесную». Естественно, она ознакомилась со всем, что было представлено в нашей экспозиции. Внимательно рассмотрела фотографии, приложилась к Почаевской иконе.

Конечно, в восторге были и работники Дома кино. Они признались, что когда приехали к нам на фестиваль «Кінолітопис» в Киев, были приятно удивлены: ехали на фестиваль, а оказались в Лавре. Все происходило на территории святынь, они были у Блаженнейшего... Как они потом признались: «Нам казалось, что мы попали в какой-то дивный, необыкновенный мир, были, как на облаках. А теперь мы увидели эту Лавру, облака и поняли, откуда у автора «Лавры Небесной» возник этот образ». Автор скромно стояла рядом - Ирина Карпова, хозяйка классического ювелирного дома, которая так же, как и игуменья Серафима, за день до выставки самоотвержено и сосредоточенно развешивала многокилограммовые баннера, драпировала выставочные стенды, работая с присущим ей изяществом и тщательностью. 

Картинка восьмая, ионинская

В последний день работы выставки, 8-го числа, на форуме выступали ионинцы. Надо сказать, что они большие молодцы. Ребята пошли на четверги, которые проводятся в Сретенском монастыре, пригласили новых знакомых на свою презентацию и 8 ноября, сразу после службы, провели презентацию Ионинского братства. Собралась масса народу. Изначально в графике выступлений они были запланированы на 6-е. Но промыслительно москвичи забыли их включить в программу и оповестить людей. Я попросила организаторов дать нам другой день, выходной, чтобы все-таки ионинцы выступили. И нам дали 8-е, воскресенье! Это был день закрытия. И так получилось, что мы открывали выставку: 4-го числа было принесение Почаевской иконы, конференция и вечером наш концерт. И 8-го, в день закрытия, с утра - выступление Ионинского братства, а в 6 вечера завершал выставку торжественный крестный ход с Почаевской иконой в Елоховский собор. То есть, у всего было свое логическое начало, продолжение и завершение. УПЦ начала выставку, и УПЦ ее завершила. И это тоже закономерно. Православие откуда появилось на Руси? Из Киева. Этим все и определялось.

Я уже была дома, когда получила СМСку от отца Ионы примерно такого содержания: «Нам даже аплодировали, людей было множество». А не аплодировать нельзя, потому что за ионинцами - реальная деятельность. Ребята с первого до последнего дня на выставке работали. Они были стендистами, отвечали на вопросы, собирали пожертвования на онкобольных деток, представляли работу молодежного отдела. А желающих задать вопросы было предостаточно.

Был еще один момент. Поставили ребята карнавку. Еще никого нет из посетителей. Мы пришли к своему стенду, а люди уже стоят к иконе. Одна бабулечка меня спрашивает: «А что это за маленькая карнавка, для чего?» Я говорю: «Это нашим онкобольным деткам». - «Чернобыльским?» И мгновенно вынимает денежку и дает пожертвование. Вот такая реакция!

Картинка девятая, итоговая

Если же подводить итоги, делать выводы, то можно сказать следующее. Значение прошедшей в Москве выставки для Украинской Православной Церкви в том, что мы еще раз подтвердили единство Православия. Сама выставка, то, как она сложилась, то, что началась с Почаевской иконы, что первый день закончился прекрасным концертом наших деток, что последний день был обозначен представлением социальной работы с молодежью именно на Украине и перенесением Почаевской иконы в Елоховский собор - все еще раз напомнило мне исторические корни Православия Руси. В Украине, со святого князя Владимира, эта история и берет свое начало.

И еще одним значимым для меня был такой факт: когда шел Блаженнейший Владыка к нашему стенду, бабушки спешили к нему, сбивая друг друга, со словами: «Святой Владимир, святой Владимир!» - и просили благословения. Вот короткий итог выставки. Мы привезли свои святыни и честно ими поделились. И подтвердили еще раз единство нашей Православной Церкви.

Материал подготовила Виктория Кочубей

Автор: Виктория Кочубей
   
На выставке в Москве - Блаженнейший Митрополит Владимир и Елена Резникова у стенда Украинской Православной Церкви

На выставке в Москве - Блаженнейший Митрополит Владимир и Елена Резникова у стенда Украинской Православной Церкви