УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Церковні хроніки  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 109 відвідувачів

Теги
Церква і влада Католицька Церква Вселенський Патріархат Голодомор монастирі та храми України Ющенко вибори Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра забобони автокефалія УПЦ КП Приїзд Патріарха Кирила в Україну молодь шляхи єднання секти Доброчинність українська християнська культура Священний Синод УПЦ постать у Церкві Церква і медицина УГКЦ церква та політика розкол в Україні милосердя церква і суспільство краєзнавство комуністи та Церква Мазепа іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) Президент Віктор Ющенко Церква і політика конфлікти діаспора церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі Патріарх Алексій II Археологія та реставрація педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






ДНЕПРОПЕТРОВСК. Вышла новая февральская газета «Начало»

  11 лютого 2010



Этот номер, не только радует, но и удивляет разноплановостью публикуемых материалов. Трогательные и противоречивые, они вовлекают  читателя в исторический экскурс, заставляют задуматься о современности, о том, какое  место в ней принадлежит каждому из нас, а главное - каковы мы сами? В пору и по сторонам оглядеться, да и в зеркало посмотреть. Ведь скоро Пасха - и радость в этом году будет ранней!

Анонсы:

Посмотри на себя - и довольно с тебя

Давайте задумаемся над тем, что пост - это своего рода духовная тренировка. Ведь и «аскеза» переводится с греческого как «упражнение», а пост - это и есть часть аскезы.

Но нельзя держаться только на запретах, на отрицании: я не буду этого делать. Надо еще научиться «этого не делать».

Встань и иди

Что люди делают со своей жизнью? Почему превращают ее подчас в порочный замкнутый круг, из которого не имеют сил потом вырваться? Но даже и таких - нерадивых, падких на соблазны, испачканных грязью грехов - любит нас Господь. Страдает о нас, заботится больше, чем самая любящая и нежная мать на земле. Посылает по промыслу Своему возможность выйти из ситуации, которая человеку кажется неразрешимой. И как бы ни была изломана, исковеркана наша жизнь, с Его помощью все можно возродить и исправить.

Утоли моя печали. Утоли

Долготерпeлив и многомилостив Господь. Он тебя, лютого грешника, остановил на самой дороге к погибели. И не суровостью остановил, а счастьем семейным на двенадцать лет. И ты после этого будешь утверждать, что Господь несправедлив? Мне кажется, что Ия умерла только тогда, когда ты уже твердо стал на правильный путь.

Некрещеный

Ночь перед днем рождения сына Сергей провел почти без сна. Все не мог принять окончательное решение, которое, понимал он, должно быть осознанным и добровольным. Измучившись от наплыва противоречивых мыслей, уснул. А проснулся под утро от звуков собственного голоса. Оказывается, он молился вслух.

Умирали с Богом в городе безумного вождя

Не много найдется в человеческой истории таких трагических испытаний, которые выпали на долю Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, как и в те военные годы, никто не спрашивает, почему Господь попустил страшные скорби и страдания такому огромному числу людей! За 872 дня блокады ленинградцы потеряли более 800 тысяч жителей и защитников города.

В памяти многих православных остались события, отмеченные кровопролитьем и ненавистью, когда оголтелтая толпа рабочих и крестьян, круша и сметая все на пути, ринулась строить «свой новый мир».

Но когда пришла страшная беда, оскверненный безбожьем город отчаянно взмолился.

С началом войны стремительно возросло число молящихся в храмах. Во время служб всё чаще стали раздаваться сигналы воздушной тревоги. Сначала священнослужители и прихожане уходили в бомбоубежища, но после привыкли к отдалённым разрывам бомб, и служба не прерывалась. Особенно тяжело стало с наступлением зимы. Ни электроэнергии, ни керосина не было. Со всех сторон города пешком, по неубранным сугробам, в темноте добирались на утреннюю службу священнослужители. Ледяной ветер проникал через разбитые окна, гулял по храму. Зашивали окна фанерой, застывало масло в лампадках, коченели руки. Певчие пели в пальто, в валенках, едва держась на ногах от голода. Но служба шла без сокращений и поспешности. Множество причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды

Много сил на продолжение богослужебной жизни в блокадном городе положил владыка Алексий (Симанский), Государство вынуждено было идти навстречу Церкви. В блокадном городе для полноценного совершения Божественной литургии власти выделяли епархии белую муку и вино.

Что удивительно: Советская власть, которая долгое время безжалостно уничтожала все, что было связано с религиозными чувствами советских людей, в период тяжелейших испытаний сама обратилась за помощью к священнослужителям. А после прорыва блокады, «....учитывая героический вклад ленинградского духовенства в общенародную борьбу с врагом, Президиум Верховного Совета СССР принял решения о награждении особо отличившихся священнослужителей».

11 октября 1943 г. более тридцати православных священников впервые за годы советской власти были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Первым, кто был отмечен наградой, - митрополит Ленинградский Алексий.

Блокадный храм,  церковь Успения Пресвятой Богородицы, - единственный православный храм, посвященный жертвам фашистской блокады Ленинграда. Hа каждом кирпиче храма написаны имена людей, погибших в годы блокады.

Отпевали близких и себя

27 февраля 1946 года на Нюрнбергском процессе над фашистской Германией одним из свидетелей обвинения от СССР выступил благочинный церквей Ленинграда протоиерей Николай Ломакин. Его попросили рассказать Трибуналу о своих наблюдениях, «сделанных во время службы в Никольской церкви Георгиевского кладбища Ленинграда в годы блокады».  Свидетель Ломакин рассказывал:

«В 1941 г. и в начале 1942 г. я был настоятелем кладбищенской Никольской церкви. Спустя несколько дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз я был свидетелем огромного увеличения числа отпеваний умерших. Это были дети, женщины и престарелые люди, погибшие в результате налетов немецкой авиации на город, - мирные жители нашего города. Если до войны количество умерших колебалось от 30 до 50 человек в день, то во время войны цифра эта быстро увеличилась до нескольких сот в день. Не было физической возможности внести умерших в храм. Вокруг храма образовалась громадная очередь ящиков и гробов, наполненных кусками человеческого мяса, изуродованными трупами мирных жителей Ленинграда, погибших в результате варварских налетов немецкой авиации.

Наряду с отпеваниями принесенных к храму покойников необычайно возросла практика так называемых «отпеваний». Верующие люди не могли поставить в храм своих умерших родственников и знакомых. Их родственники и знакомые погребены были под обломками, под развалинами уничтоженных немцами жилых домов. Вокруг храма можно было в течение целого дня видеть груды гробов - 100, 200 гробов, над которыми совершал отпевание священник.

Вы меня простите, мне трудно рассказывать, потому что, как уже известно Трибуналу, я пережил блокаду города и сам умирал с голоду и сам пережил все ужасы непрерывных налетов немецкой авиации. Несколько раз я был контужен.

В зиму 1941-1942 гг. положение Ленинграда в блокаде было особенно тяжелым. Непрекращающиеся налеты немецкой авиации, артиллерийский обстрел города, отсутствие света, воды, транспорта, канализации в городе и, наконец, ужасающий голод - вследствие всего этого мирные жители города испытывали неслыханные в истории человечества страдания. Это были воистину герои, страдавшие за Родину, неповинные мирные жители.

Наряду с тем, что я сейчас вам рассказал, мне приходилось видеть и другие ужасные картины, когда я служил настоятелем этой кладбищенской Никольской церкви. Кладбище многократно подвергалось жесточайшим налетам немецкой авиации. И вот представьте себе картину, когда люди, нашедшие вечный покой, - гробы, их тела, кости, черепа - все это выброшено взрывами бомб на землю, в беспорядке разбросаны памятники, кресты, и люди, только что пережившие потерю близких, должны снова страдать, видя громадные воронки, где, может быть, только что похоронили они своих близких, родных и знакомых, снова страдать, что им нет покоя.

Вследствие невероятных условий блокады и непрерывных налетов немецкой авиации на город, количество отпеваний усопших дошло до невероятной цифры - до нескольких тысяч в день. Мне особенно сейчас хочется рассказать Трибуналу о том, что я наблюдал 7 февраля 1942 года. За месяц до этого случая, истощенный голодом и необходимостью проходить большие расстояния от дома до храма и обратно, я заболел. За меня исполняли обязанности священника мои два помощника. 7 февраля, в день Родительской субботы, перед началом Великого поста, я впервые после болезни пришел в храм, и открывшаяся моим глазам картина ошеломила меня: храм был окружен грудами тел, частично даже заслонившими вход в храм. Эти груды достигали от 30 до 100 человек. Они были не только у входа в храм, но и вокруг храма. Я был свидетелем, как люди, обессиленные голодом, желая доставить умерших к кладбищу для погребения, не могли этого сделать и, сами обессиленные, падали у праха почивших и тут же умирали. Эти картины приходилось наблюдать очень часто»...

Радость будет ранней

В 1942 году Православная Церковь праздновала самую раннюю Пасху в ночь с 4 на 5 апреля.

В праздничном послании митрополит Алексий отметил, что в ее день,  5 апреля, исполняется 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым князем Александром Невским - небесным покровителем города на Неве.

Пасхальное богослужение собрало много народа. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград.

Подписка не заканчивается никогда!

Подписные индексы:

Газета «Начало» - 21758

«Начало» (толстушка) - 90089

Детский журнал «Богдан» - 01614

«Православный календарь настенный и настольный» - 90256