УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Церква і культура  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 69 відвідувачів

Теги
конфлікти Ющенко монастирі та храми України Церква і медицина вибори автокефалія Вселенський Патріархат церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) Католицька Церква церква та політика педагогіка Доброчинність Археологія та реставрація Мазепа комуністи та Церква розкол в Україні УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі забобони іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство Церква і політика милосердя молодь церква і суспільство Церква і влада секти Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II УПЦ КП українська християнська культура шляхи єднання Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков діаспора Голодомор постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






ДНЕПРОПЕТРОВСК. Телекомпания «Лествица» подготовила цикл сюжетов к юбилейному празднованию 1020-летия Крещения Руси

  16 July 2008



В год 1020-летия Крещения Руси Днепропетровская телекомпания «Лествица» подготовила цикл телевизионных сюжетов, посвященных этому юбилейному событию. В субботу вечером и в воскресенье днем телезрители областного центра и спутникового телеканала «Спас» в эфире еженедельного информационного обозрения «Седмица» смогут узнать больше об особом событии в жизни нашего народа - Крещением Руси в 988 году. Также они узнают о достижениях русской духовной культуры, будь-то литература, живопись или музыка, которые с того времени озарены Христовым Светом.

Из подготовленных сюжетов зритель сможет узнать:

- о роли и значении иконы в духовной жизни человека,

- о выдающимся духовном пастыре 20 века, вдохновенном писателе - Митрополите Антонии Сурожском,

- о великом князе Ярославе Мудром,

- о ценностях прошлого и их влиянии на настоящее,

- об отражении древних духовных песнопений в современной музыке,

- что Христианство дало Руси,

- история Десятинной церкви, которая не сохранилась, но оставила память о первых годах христианства,

- о значении подвига страстотерпцев Бориса и Глеба и его влиянии на будущие поколения восточных славян.

В дальнейшем планируется расширить тематику сюжетов, посвященных юбилейному празднованию Крещения Руси.

ПЕРВЫЙ СЮЖЕТ: О роли и значении иконы в духовной жизни человека

В 1904 году в морском сражении у берегов Японии корабль Российского флота попал под обстрел вражеских орудий. На верхней палубе судна находилась большая икона святителя Николая Чудотворца. Взрывной волной икону выбросило за борт. Увидев это, моряки прыгнули за ней. Тем временем корабль медленно начал тонуть. Теперь они были вместе на краю гибели - образ Николая Чудотворца и люди. Совершенно случайно неподалеку оказалось английское военное судно. Его команда приняла на борт тонущих моряков, а вместе с ними и икону.

Шопенгауэр как-то сказал: «к великим произведениям живописи нужно относиться, как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить». По отношению к иконе это изречение верно потому, что икона больше чем искусство, особенно на Руси. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает то, что привычно для человека, а являет нам царство грядущее. Только нужно, чтобы она сама рассказала нам об этом.

После принятия крещения в 988 году русский человек приобщился к учению Христа. На Руси литература и живопись становятся проводниками христианства. Иконы, привозимые из Византии, знакомили наших предков с истиной Евангелия и канонами христианской живописи. Но самое главное, в иконе было выражено новое понимание жизни: на смену земному, материальному, плотскому, пришло небесное, истинное, одухотворенное. Из-за особого отношения к иконе Древнюю Русь по праву можно было бы  назвать страной икон. Подобному тому, как Сербию и Македонию называют странами фресок.

Интересно, что на Руси до 18 века не было такого количество богословских трудов, как на Западе. Не слово, а образ - был ближе нашим предкам. Поэтому мышление через образы или «умозрения в красках», как часто называют иконы - стало основополагающей формой национального самосознания. Именно через икону русский человек постигал смысл небесного, смысл учения Христова. Как и Евангелие, икона побуждала оставить за порогом житейские попечения, и следовать за Спасителем. А также возвещала высшую радость - победу Христа над смертью и царством тьмы.

Вхождение иконы в русскую жизнь сопровождалось ее личностным восприятием. Икону не продавали и не покупали, а «выменивали». Ее не переносили, а она сама «приходила». Икона могла «восхотеть» в храме другого мести и переместиться на него. Она могла отвернуться или явиться чудесным образом. И, наконец, ее «обретали».

Однако спустя 10 столетий Христианства на Руси смысл иконы все еще непостижим. Мы, искушенные яркостью и пышностью картин Леонардо да Винчи, Караваджо, Рембрандта не сразу понимаем язык «умозрений в красках». Изможденные от поста и молитвы лики икон Андрея Рублева или Феофана Грека не вызывают в нас тех переживаний, которые наполняли души предков. А ведь именно древние образы лежат в основе художественных произведений, таких художников как Иванов, Васнецов, Поленов, и являются основой духовного опыта верующего человека.

Примером отношения русского человека к иконе стал случай во время Русско-Японской войны в 1904 году. Тогда моряки спасли икону Николая Чудотворца. Она находилась на палубе корабля и ударной волной была выброшена за борт. Израненную икону сначала привезли в Крым, а после революции 1917 года эмигранты доставили ее в Лондон. Почти 80 лет она хранилась в запасниках церкви. И только в конце 90-х годов, митрополит Антоний Сурожский попросил архиепископа Анатолия восстановить ее. В 2004 году, к столетию русско-японской войны работа по восстановлению была завершена.

Юрий Захватаев, диакон Георгий Скубак