УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церква і суспільство  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 100 відвідувачів

Теги
українська християнська культура автокефалія УПЦ КП комуністи та Церква забобони церковна журналістика іконопис Священний Синод УПЦ секти шляхи єднання Археологія та реставрація Мазепа постать у Церкві розкол в Україні УГКЦ церква і суспільство Церква і влада Католицька Церква педагогіка Києво-Печерська Лавра Церква і політика Доброчинність діаспора Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина конфлікти Патріарх Алексій II Ющенко церква та політика молодь Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат вибори 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор монастирі та храми України краєзнавство милосердя






Рейтинг@Mail.ru






К батюшке – через дыру в заборе

Протоиерей Владимир КОРЕЦКИЙ, Тульчин

Православную Церковь ча­сто обвиняют в совершенно противоположных вещах. То, ничтоже сумняшеся, нам бросают упрек в инертности, бездеятельности, нежелании помо­гать обществу в решении серьезных насущных проблем (сре­ди которых на особом месте - воспитание подрастающего поколения). То, напротив, встре­чаются жалобы, что «попы ле­зут в школы, пытаются протол­кнуть в учебные  программы духовные предметы». А тем са­мым, по мнению недовольных авторов, нарушается светский характер образования.

В Тульчинском районе вырабатывает­ся положительный опыт со­трудничества представителей Церкви с учебно-воспитатель­ными структурами. Православным священнослужителям удается выдерживать корректную линию поведения, не впадая в крайности.

Духовное делание не терпит суеты и показухи. Работа, которая ведется не для «галочки» или шумных рапортов, - малозаметна, но ее истинное значение трудно переоценить. По крайней мере, сегодня человек в рясе уже  не является для наших школ «персоной нон грата», и за помощью к духовным лицам в воспитательных процессах все чаще начинают прибегать сами педагоги и их руководители.

Клирик кафедрального со­бора Тульчина протоиерей Роман Руда­ков вот уже несколько лет ду­ховно окормляет Тульчинскую школу-интернат. Рассказывая о своей деятельности, о. Роман настаивает, прежде всего, на соблюдении принципов осторожности, постепенности в работе с детским коллективом. Тем более таким специфическим, как интер­натовский.

- Все началось с наших встреч и бесед, - говорит отец Роман. - Благо, школа расположена недалеко от моего дома. Вскоре ребята стали постоянно бывать у меня. Для этого использовалось то небольшое свободное время, которое имеется в их распорядке пе­ред отбоем. Было даже немного романтично: для посещений священ­ника, которые поначалу не афишировались, ребята уходили с терри­тории интерната через дыру в заборе...

Прерву на мгновение о. Рома­на. Это как же нужно заинтере­совать воспитанников интерната, сделать для них общение со свя­щенником важным и необходи­мым, чтобы в редкие свободные минуты дети просто бежали к тебе!

- А потом я стал давать им духовную литературу. Понятное дело - ту, которую они были в со­стоянии воспринимать. Книги я покупал специально, некоторые из них были подарены другими людьми. Из не­большого количества экземпляров стала собираться библиотека. Сей­час она в интернате довольно при­личная.

Ну и ну! Читатели, имеющие детей школьного возраста, ответь­те на вопрос: когда вы в после­дний раз видели свое чадо с кни­гой в руках? Грустное веяние вре­мени... А тут активно действую­щая духовная библиотека!

- Наконец, стал вопрос о вхож­дении в Церковь, о первом шаге воцерковления. Я начал совершать Таинство Крещения.

Как часто отношения с Цер­ковью заканчиваются у нас имен­но на этом этапе. Я покрестился, значит, дела с Богом уладил. И за­кончил... Отсутствие духовной культуры не дает нам понять, что крещение - не единственный, а первый шаг в начинающихся вза­имоотношениях с Творцом. К сча­стью, о. Роман начал свою дея­тельность в интернате с того, что на богословском языке называ­ется «катехизацией». Ребята были сначала подготовлены, и принятое Таинство не явилось для них формальностью.

Следующим этапом стало вхождение в храм. Я предложил педагогам и учащимся просто при­ходить в собор как на экскурсию. А сам рассказывал им о внутрен­нем устройстве храма и алтаря, объяснял, кто изображен на ико­нах...

Что скажешь? И это правиль­но. Мы-то своих детей стремим­ся побыстрее «пешком на небо» отправить: сразу заставляем по­ститься, выстаивать (не пони­мая!) многочасовые службы. Как итог - раздражение и полное неприятие Церкви. А чтобы вот так: зайти на минут 15-20 и про­сто поговорить, расска­зать о храме.

Затем у ребят самих воз­никло естественное желание ис­поведоваться. Во время постов у меня исповедовались целые мас­сы... За исповедью пришло и же­лание причащаться. Понемногу начали вместе готовиться. Сна­чала просто вычитывали последование. Затем и каноны. Ребят стало интересовать многое, связанное с Церковью. В храме многие из них стали бывать регулярно. А один из классов, специализирующийся на музыкальной культуре, занялся богослужебным пением. С помощью нашего собор­ного священника о. Ростислава (ко­торому я очень благодарен) уда­лось организовать маленький хор, который на молебне в день вы­пуска пропел всю службу. Сейчас, правда, все мои «хористы» выпустились. Надо создавать новый коллектив.

 Постоянными у нас теперь стали поездки по монастырям. Выезжаем в Киево-Печерскую Лавру и Браилов. Директор интерната Вла­димир Николаевич Друм с самого начала отнесся к нашим контак­там положительно. А вот неко­торые члены педколлектива пер­вое время вели себя несколько на­стороженно. Но сейчас все, слава Богу, позади. Во многом из-за того, что они поняли: к совершаемым священнодействиям никто из уча­щихся не принуждается, все это является делом совершенно добровольным. В последней поездке в Браилов с нами был преподаватель, по вероисповеданию - католик. И ему было все интересно.

Работы предстоит еще очень много. Ощущаю постоян­ную поддержку нашего владыки Ипполита, который внимательно и с живым интересом следит за делами в интернате. А директор интерната недавно выделил нам для наших встреч и, служб здание на школьной территории. Его, правда, еще надо в порядок приводить...

Слушая о. Романа, я ловил себя на мысли, как много, с Божьей помощью, может сделать человек, во-первых, неравнодушный; а во-вторых, грамотно и четко понимающий свою задачу. Батюшка (кстати, бывший военный), образно говоря, не штурмует города, а берет их с помощью тактики и стратегии. Бог ему в помощь!

И еще - до революции на территории школы-интерната размешалось епархиальное женское училище. Так что для критиков скажу: священник «не влез» сюда, как непрошенный гость, а вернулся в то место, где ему надлежит быть.