УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церква і суспільство  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
Голодомор конфлікти Мазепа Священний Синод УПЦ Церква і політика розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква Ющенко діаспора іконопис церква і суспільство Патріарх Алексій II автокефалія шляхи єднання церковна журналістика забобони Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков педагогіка молодь УПЦ КП Католицька Церква Президент Віктор Ющенко церква та політика монастирі та храми України українська християнська культура Церква і медицина милосердя секти Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність постать у Церкві Церква і влада вибори Археологія та реставрація краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






К батюшке – через дыру в заборе

Протоиерей Владимир КОРЕЦКИЙ, Тульчин

Православную Церковь ча­сто обвиняют в совершенно противоположных вещах. То, ничтоже сумняшеся, нам бросают упрек в инертности, бездеятельности, нежелании помо­гать обществу в решении серьезных насущных проблем (сре­ди которых на особом месте - воспитание подрастающего поколения). То, напротив, встре­чаются жалобы, что «попы ле­зут в школы, пытаются протол­кнуть в учебные  программы духовные предметы». А тем са­мым, по мнению недовольных авторов, нарушается светский характер образования.

В Тульчинском районе вырабатывает­ся положительный опыт со­трудничества представителей Церкви с учебно-воспитатель­ными структурами. Православным священнослужителям удается выдерживать корректную линию поведения, не впадая в крайности.

Духовное делание не терпит суеты и показухи. Работа, которая ведется не для «галочки» или шумных рапортов, - малозаметна, но ее истинное значение трудно переоценить. По крайней мере, сегодня человек в рясе уже  не является для наших школ «персоной нон грата», и за помощью к духовным лицам в воспитательных процессах все чаще начинают прибегать сами педагоги и их руководители.

Клирик кафедрального со­бора Тульчина протоиерей Роман Руда­ков вот уже несколько лет ду­ховно окормляет Тульчинскую школу-интернат. Рассказывая о своей деятельности, о. Роман настаивает, прежде всего, на соблюдении принципов осторожности, постепенности в работе с детским коллективом. Тем более таким специфическим, как интер­натовский.

- Все началось с наших встреч и бесед, - говорит отец Роман. - Благо, школа расположена недалеко от моего дома. Вскоре ребята стали постоянно бывать у меня. Для этого использовалось то небольшое свободное время, которое имеется в их распорядке пе­ред отбоем. Было даже немного романтично: для посещений священ­ника, которые поначалу не афишировались, ребята уходили с терри­тории интерната через дыру в заборе...

Прерву на мгновение о. Рома­на. Это как же нужно заинтере­совать воспитанников интерната, сделать для них общение со свя­щенником важным и необходи­мым, чтобы в редкие свободные минуты дети просто бежали к тебе!

- А потом я стал давать им духовную литературу. Понятное дело - ту, которую они были в со­стоянии воспринимать. Книги я покупал специально, некоторые из них были подарены другими людьми. Из не­большого количества экземпляров стала собираться библиотека. Сей­час она в интернате довольно при­личная.

Ну и ну! Читатели, имеющие детей школьного возраста, ответь­те на вопрос: когда вы в после­дний раз видели свое чадо с кни­гой в руках? Грустное веяние вре­мени... А тут активно действую­щая духовная библиотека!

- Наконец, стал вопрос о вхож­дении в Церковь, о первом шаге воцерковления. Я начал совершать Таинство Крещения.

Как часто отношения с Цер­ковью заканчиваются у нас имен­но на этом этапе. Я покрестился, значит, дела с Богом уладил. И за­кончил... Отсутствие духовной культуры не дает нам понять, что крещение - не единственный, а первый шаг в начинающихся вза­имоотношениях с Творцом. К сча­стью, о. Роман начал свою дея­тельность в интернате с того, что на богословском языке называ­ется «катехизацией». Ребята были сначала подготовлены, и принятое Таинство не явилось для них формальностью.

Следующим этапом стало вхождение в храм. Я предложил педагогам и учащимся просто при­ходить в собор как на экскурсию. А сам рассказывал им о внутрен­нем устройстве храма и алтаря, объяснял, кто изображен на ико­нах...

Что скажешь? И это правиль­но. Мы-то своих детей стремим­ся побыстрее «пешком на небо» отправить: сразу заставляем по­ститься, выстаивать (не пони­мая!) многочасовые службы. Как итог - раздражение и полное неприятие Церкви. А чтобы вот так: зайти на минут 15-20 и про­сто поговорить, расска­зать о храме.

Затем у ребят самих воз­никло естественное желание ис­поведоваться. Во время постов у меня исповедовались целые мас­сы... За исповедью пришло и же­лание причащаться. Понемногу начали вместе готовиться. Сна­чала просто вычитывали последование. Затем и каноны. Ребят стало интересовать многое, связанное с Церковью. В храме многие из них стали бывать регулярно. А один из классов, специализирующийся на музыкальной культуре, занялся богослужебным пением. С помощью нашего собор­ного священника о. Ростислава (ко­торому я очень благодарен) уда­лось организовать маленький хор, который на молебне в день вы­пуска пропел всю службу. Сейчас, правда, все мои «хористы» выпустились. Надо создавать новый коллектив.

 Постоянными у нас теперь стали поездки по монастырям. Выезжаем в Киево-Печерскую Лавру и Браилов. Директор интерната Вла­димир Николаевич Друм с самого начала отнесся к нашим контак­там положительно. А вот неко­торые члены педколлектива пер­вое время вели себя несколько на­стороженно. Но сейчас все, слава Богу, позади. Во многом из-за того, что они поняли: к совершаемым священнодействиям никто из уча­щихся не принуждается, все это является делом совершенно добровольным. В последней поездке в Браилов с нами был преподаватель, по вероисповеданию - католик. И ему было все интересно.

Работы предстоит еще очень много. Ощущаю постоян­ную поддержку нашего владыки Ипполита, который внимательно и с живым интересом следит за делами в интернате. А директор интерната недавно выделил нам для наших встреч и, служб здание на школьной территории. Его, правда, еще надо в порядок приводить...

Слушая о. Романа, я ловил себя на мысли, как много, с Божьей помощью, может сделать человек, во-первых, неравнодушный; а во-вторых, грамотно и четко понимающий свою задачу. Батюшка (кстати, бывший военный), образно говоря, не штурмует города, а берет их с помощью тактики и стратегии. Бог ему в помощь!

И еще - до революции на территории школы-интерната размешалось епархиальное женское училище. Так что для критиков скажу: священник «не влез» сюда, как непрошенный гость, а вернулся в то место, где ему надлежит быть.