УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Церква і молодь  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
церква та політика Предстоятелі Помісних Церков Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти милосердя комуністи та Церква Археологія та реставрація іконопис забобони діаспора молодь педагогіка українська християнська культура Києво-Печерська Лавра Ющенко Голодомор церковна журналістика 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ вибори автокефалія УПЦ КП Мазепа краєзнавство постать у Церкві Патріарх Алексій II Церква і політика секти розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат шляхи єднання Доброчинність Священний Синод УПЦ Католицька Церква церква і суспільство Церква і влада Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Родители, не читающие детям хорошие книжки, осудят себя сами…»

  15 жовтня 2009


Екатерина Немчинова

Детский писатель Юрий Лигун - автор  книг «Тузики не сдаются!», «Железный Булкин», «Карасенки-Поросенки», «Очень подводная сказка», «Чудо-войско букваря», романа «Илья Муромец и Сила Небесная». Некоторые из них стали номинантами крупных литературных премий, а в этом году повесть «Боцман, бурундук, кот и крыса» вошла в список финалистов международного конкурса «Заветная мечта», который проходил в Москве.

 

- Юрий, возможно, наш первый вопрос традиционен: а как рождаются Ваши герои?

- Честно скажу, не знаю. Хотя догадываюсь. А вот если бы знал точно, то есть сам или, скажем мягче, своей фантазией, рождал героев, они были бы инкубаторными - худосочными и вялыми. Поэтому я не люблю сделанную литературу - фэнтези, детективы, женские романы и проч. Бывает, написано бойко, а присмотришься, все проволочками скручено и автор, как карточный шулер, ниточки передергивает.  Да, движение есть, а жизни нет. Поскольку Творец жизни - Бог, а не человек, пусть и самый гениальный.

- То есть Вы хотите сказать, что литературный герой должен быть от Бога?

- Конечно! Но в нем есть и человеческое начало, которое определяется мировоззрением автора, его индивидуальностью, опытом, присущим ему языком, юмором, наконец... На мой взгляд, писателю не стоит уподобляться Виктору Франкенштейну и создавать собственного монстра, чем, кстати, успешно занимаются постмодернисты. Мне совершенно ясно, что более интересного объекта, чем реальный человек, просто не существует. Ведь как  создание Божье он в миллиарды раз сложнее любых придуманных терминаторов и во столько же раз красивее. Так зачем же изобретать новые сущности, когда Господь уже все замечательно создал?

 

- А как Вы соотносите свой писательский дар с Богом?

- Похоже, в вопросе уже содержится ответ. Ведь дар - это то, что дается даром. А в нашей жизни (и с каждым днем это все заметнее) даром что-то можно получить только от Бога. Потому что на этом свете уже ничего бесплатного не осталось. Даже за вдыхаемый воздух мы платим, пока, правда, только своим здоровьем, но это только пока...  Если же на этот вопрос ответить буквально, то вот простой пример. Это было в самом начале моей скромной литературной деятельности. Сидел я как-то за компьютером и то ли кино смотрел, то ли какую-то программу устанавливал. Вдруг раздался телефонный звонок, и друзья пригласили меня в гаражи на шашлык. А на улице травка зеленеет, солнышко блестит! Как говорят в народе, природа шепчет... Я мгно-венно выключил агрегат, быстро собрался и выскочил за дверь, предвкушая хороший разговор под хорошее вино и хорошую закуску. Согласитесь, в этом ничего удивительно-го не было. Удивительное было в другом. Преодолев всего один лестничный пролет, я неожиданно развернулся, открыл еще не спрятанным ключом дверь, быстренько включил компьютер и буквально за час написал рассказ с неожиданным для меня самого названием «Торт на полвторого». Именно он и положил начало моей любимой повести «Карасенки-Поросенки»... Кроме как Чудом я это назвать не могу. И таких чудес было очень много, особенно когда я работал над романом о монахе-богатыре Илье Муромце.

 

- На детских писате-лях лежит большая ответственность за вос-питание детей. Вам никогда не хотелось ее уменьшить и заняться чем-нибудь другим?

- Да, ответственность велика. Ведь сказано: «..лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк.17:2). Эти грозные слова надобно всегда помнить не только детским писателям, но и журналистам, и политикам, и всем, кому дана трибуна. Однако этот дамоклов меч заставляет тщательнее подбирать слова, в результате чего любая публичная деятельность только выигрывает. Так что ответственность  - штука нужная и полезная. Во всяком случае, сегодня это единственная альтернатива исчезнувшей цензуре - плотине, которая  преграждает путь гнилым обломкам, но живительную воду пропускает. Так что уменьшать плотину я не собираюсь, наоборот, все время надстраиваю ее в своей душе и латаю бреши. А заняться чем-нибудь другим - это равносильно тому, что сказать: «Господи, спасибо за Твой дар, но я, пожалуй, пойду красить заборы - там больше платят». Только не подумайте, что я уничижаю профессию маляра. Просто кто-то получил в дар умение делать фасады красивыми, а кто-то иное... Поэтому «каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор.7:20).

 

- По мнению социологов, количество семей, в кото-рых родители читают детям книжки, за последние 15 лет уменьшилось в 10 раз. Как Вы считаете, с чем это связано?

- Я не социолог и такой статистики у меня нет. Но мне достаточно часто приходится выступать в детских библиотеках, где я встречаю читающий народ. А родителей, не видящих смысла в хороших книжках, осуждать не надо, поскольку они осудят себя сами. Это произойдет тогда, когда их дети станут взрослыми и не смогут выдержать конкуренции с теми, кто приобщался к чтению с младых ногтей. Ведь во время этого процесса происходит наращивание вербальной массы. И тот, кто знает много слов, умеет лучше выражать свои мысли, которые только в слове и материализуются. А уж на мыслящих спрос всегда больше...

 

- Почему писатели считают детей самой сложной аудиторией?

- Понятия не имею! Как по мне, то лучше детской аудитории не бывает. Просто она чище взрослой и поэтому не принимает явную ложь и непонятные умозрительные построения. Но для некоторых пишущих легче высасывать темы из пальца, чем петь красоту мира Божьего. Ведь тема из пальца, на их взгляд, хорошо продается в так называемой взрослой аудитории. Почему «так называемой»? Да потому

что все мы дети, у которых есть любящий Отец, просто некоторые об этом почему-то забывают.

 

- Какие темы, на Ваш взгляд, должны затрагивать  детские писатели прежде всего?

- Любые. Ведь и в жизни ребенок видит то же, что и взрослые, а уж что слышит - и говорить не стоит. Но эти любые темы должны раскрываться адекватно, то есть с учетом детского миропонимания и опыта.    

 

- Корней Иванович Чуковский как-то сказал, что для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше. Насколько это актуально для православного писателя?

- Замечательный афоризм! Но как любое остроумное изречение, он отсекает важные сущности и многое оставляет за кадром. Мне кажется, что всегда и для всех зависящее от тебя надо делать на полную катушку. То есть не экономить полученный дар, а в полной мере одаривать других. Собственно, именно об этом идет речь в притче о расточительном управителе (Лк.16: 1-9).          

 

- Очень трудно быть убедительным, когда говоришь с ребенком о вере. Как Вам удается подобрать слова, которые смогли бы привести их к Богу или хотя бы заставили задуматься о добре и зле?

- Спасибо за такой щедрый аванс. Но не нам судить, «как наше слово отзовется». Вспомните апостолов, которые не были ораторами, а были рыбарями и мытарями. Но их слова перевернули мир философов и книгочеев. Почему? Да потому что Господь дал им в уста Духа Святого! Вот так и надо говорить с ребенком о вере. То есть сначала уверовать самому, а потом молиться, прося помощи в таком непростом деле...

            

- Сегодня в православной детской литературе существуют определенные проблемы. Например, жанровое однообразие, некая слащавость героев, в ко-торых  ребенок не может увидеть своих современников - реальных мальчишек и девчонок. Многим книгам не хватает приключений. Почему все-таки именно  в детской православной литературе существуют такие стереотипы? Почему редки образы, которые могли бы найти живой отклик у детей?

- Эти проблемы существуют, как сказал бы Маяковский, во всех родах войск искусства. А появляются они, когда человек убеждает себя в том, что у него есть дар при полном, однако, его отсутствии. Но в светской литературе это не так заметно. Ведь там нет оселка - пробного камня для определения качества произведения. А в Правосла-вии такой краеугольный камень есть - это Христос.  И понимая это, иные писатели боятся сказать что-то не так. Поэтому их сказки больше походят на предельно упрощенные богословские трактаты или переложенные на детский язык поучения святых отцов. На мой взгляд, в этой нарочитой назидательности кроется  большая ошибка. В детской книжке должны быть и приключения, и юмор, и, главное, живые, то есть способные на ошибки, ге-рои. Не надо разбивать лоб во время молитвы - Господь ждет от нас иного. В православной художественной книжке прежде всего должны быть свет и любовь. А уж совет Господь даст своим чадам Сам и, когда надо, вложит в их руки «Лествицу» преподобного Иоанна или  «Смысл жизни»  Евгения Трубецкого.                

 

- Чем руководствоваться родителям при выборе детской книги?

- Родителям я всегда советую только одно (чего мне, увы, самому не хватает!) - любить своих детей. Тогда не только книжки будут выбираться правильные, но и наши правители, которые, как известно, вырастают из детей.        

 

- Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

- «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»!..

Журнал «Самарянка» -№2/2009 год