Секретар Митрополії УПЦ протоієрей Віталій Косовський виступив з різкою критикою так званої «Відповіді православних християн» | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ

           
УКР РУС  


 Головна > Українські новини > По єпархіях > Київська  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 59 відвідувачів

Теги
Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат Церква і політика вибори шляхи єднання конфлікти Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя Ющенко секти краєзнавство церква та політика Голодомор Приїзд Патріарха Кирила в Україну Патріарх Алексій II педагогіка Священний Синод УПЦ автокефалія діаспора іконопис українська християнська культура УПЦ КП Мазепа Доброчинність церква і суспільство Католицька Церква забобони Археологія та реставрація церковна журналістика розкол в Україні УГКЦ постать у Церкві комуністи та Церква Церква і влада Києво-Печерська Лавра молодь Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






Секретар Митрополії УПЦ протоієрей Віталій Косовський виступив з різкою критикою так званої «Відповіді православних християн»

  27 січня 2007



Секретар Митрополії Української Православної Церкви, професор Київської духовної академії протоієрей Віталій Косовський виступив з різкою критикою так званої «Відповіді православних християн», що поширювалася в деяких київських храмах у період різдвяних свят, повідомила 26 січня Прес-служба УПЦ. Зміст цієї анонімної відозви переказується в публікації газети «2000» від 19 січня: її автори виступили проти дарування канонічної автокефалії Української Православної Церкви й пригрозили непокорою її Предстоятелю та єпископату.

Нижче ми наводимо повний текст відповіді протоієрея Віталія Косовського (мовою оригіналу).

Ревность не по разуму. По поводу так называемого воззвания «Ответ православных христиан» Священному Синоду УПЦ

В который раз православная общественность становится свидетелем того, когда  движения некоторых православных братств иллюстрируют свою «ревность не по разуму», вызывая смущение и тревогу в церковной среде, сея смуту и нагнетая страсти. А теперь уже и открыто обвиняя священноначалие Украинской Православной Церкви в лице ее Предстоятеля чуть ли не в самочинном объявлении автокефалии, измене и втягивании  Церковь в раскол. 

Сразу после рождественских дней в храмах Киева стали распространяться листовки с анонимным текстом этого так называемого «Ответа православных христиан», тон которого свидетельствует об агрессивности авторов, затмившей как реальное положение вещей, так и смысл текста Обращения Священного Синода УПЦ к Президенту, Кабинету Министров и Парламенту страны, против которого и писан этот «Ответ...». Чего стоит лишь одна фраза, адресованная Блаженнейшему Митрополиту Владимиру: «Предупреждаем и напоминаем Вам о многочисленных случаях изгнания народом Божьим иерархов-еретиков со своих кафедр. Ваши действия подталкивают народ к новому расколу и, хуже того, к войне». Такие слова мог написать человек не просто далекий от веры и Церкви, но желающий внести зло в церковную жизнь, послужить и без того постоянно подвергающейся дискредитации политиками, раскольниками и недругами канонической Церкви. Либо авторы данного воззвания люди духовно неразвитые, как говорил апостол Павел, пребывающие во младенчестве, но дерзающие вещать от имени Церкви Христовой, либо действующие по указанию антицерковных сил.

Собственно, нужно говорить не о самом анонимном воззвании «Ответ православных христиан», трусливо неподписанном, исполненном желчи, лукавства и словесного яда. Следует обратить внимание на само явление различных так называемых «общественных формирований», которые возникают то и дело и дерзают выступать от имени «православных христиан» и всей полноты Церкви. Приводимая цитата о том, что решающее слово «за народом Божиим, а не за иерархами», ссылки на «прозорливых старцев» так и отдает старообрядчеством смутной поры патриарха Никона, когда церковные деяния священноначалия по устройству Церкви были восприняты как действия врага рода человеческого. Это явление выражается и в наше время в лице всевозможных доморощенных «братств» и «движений», постоянно запугивающих православную паству всевозможными «явлениями антихриста», «печатями», «знамениями», «пророчествами», при неизбежном стаскивании надуманных проблем в политическую плоскость - если не под монархическими, то шовинистическими лозунгами и знаменами.

Я не имею в виду благословенные священноначалием Церкви крестные ходы законных братств Украины с молитвой о защите Церкви и ее прав, акции протеста против нарушений прав верующих перед администрацией Президента, Кабмина и Верховной Рады. Речь идет о нагнетании выдуманных проблем, гиперболизации и гипертрофированном, искаженном восприятии самозванцами «от имени народа» церковной действительности. В данном случае - пример с так называемым анонимным «Ответом Православных христиан».

О чем идет речь? В «Ответе» говорится об Обращении Священного Синода УПЦ к Президенту, Спикеру парламента, Премьер-министру и народу Украины, в котором на богословском, догматическом, каноническом, экклезиологическом и историческом уровне раскрывается понятие «Поместная Церковь» наряду с понятием раскола, в данном случае в лице так называемой УПЦ Киевского патриархата лжепатриарха Филарета (Денисенко). Авторы «Ответа», возможно, не знают или не хотят знать о том, что в последнее время Президент Виктор Ющенко, а также политические силы, поддерживающие раскол и радикал-национальные религиозные (часто униатские и прокатолические) движения, оказывают усиленное давление на каноническую Украинскую Православную Церковь в лице ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира с требованием немедленного объединения с раскольниками и создания единой украинской Поместной Церкви, причем по национальному, а не вселенскому признаку, как провозглашается в Символе веры: «Верую во единую святую, соборную и апостольскую Церковь». Это «пожелание» политических мужей провозглашается уже 17-й год независимой Украины, и первым, кто на него отозвался, был анафематствованный соборной Церковью бывший митрополит Филарет, ставший лидером современного раскола в Украине и называющий свою «церковь» «поместной и законной».

В связи с этим, а также ввиду грядущего юбилея 15-летия исторического Харьковского собора, избравшего канонический путь развития Церкви, освободившего Церковь от раскола, умышленной политизации и национализации, политическим дилетантам и церковным невеждам нужно было объяснить, что составляет сущность Поместной Церкви и каковы пути ее становления. В синодальном Обращении отсутствуют какие-либо призывы к автокефалии, а лишь на богословско-церковном уровне поясняется нашим правящим политикам, при каких теоретических условиях возможна автокефалия УПЦ.

Что же делают авторы анонимного «Ответа»? Они выдергивают из контекста Обращения несколько фраз и толкуют их на свой искаженный манер, преподнося народу Божьему ложь вместо правды, сея смуту и тревогу. Божье ли это дело? Следуют ли эти люди заповедям Господним, апостольским преданиям, в которых апостол Павел, по внушению Святого Духа, предвидя будущие церковные потрясения, ереси и расколы, неоднократно напоминает о необходимости соборного разума, обязательного благословения младшего от старшего в церковной иерархии, об опасности кривотолков и «мудрствовании лукавом»?..

Богомудрый святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке писал: «Посему должно тщательно стараться, да слово Христово вселяется в нас богатно (Кол. 3:16). Мы готовимся не к одному роду борьбы, но эта война разнообразна и производится различными врагами». И нам, возлюбленные братья и сестры, следует отличать, от какого имени звучит то или иное слово, и не является ли «забота о судьбах Церкви» оружием против нее?

В вопросах церковного устройства нам нужно быть особенно внимательными, полагаться на святоотеческое наследие, соборный разум Церкви, ее благодатные послания, изложенные в Священном Писании. Для этого необходимо, прежде всего, очищать свои сердца покаянием и смирением, чтоб по воле врага не впасть в грехи гордости, осуждения, хулы, самомнения. Православным христианам, по заповеди Христа, необходимо стремиться к миру и правде, ибо «блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся; блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6,9).

Протоиерей Виталий Косовский,
благочинный киевских храмов,
секретарь Митрополии УПЦ,
профессор КДАиС