Протоиерей Александр Авдюгин
Надо учесть, что встреча эта состоялась в преддверии Поместного Собора - события, имеющего исторический характер. Собор не только избрал нового Патриарха, своим решением он обозначил приоритеты будущих направлений православной миссии, где творческому, злободневному, понятному и с интересом читаемому литературному произведению определено крайне важное место. О важности служения слову и говорил с литераторами международного православного клуба «Омилия» Блаженнейший Митрополит Владимир, и именно вопросу творческого воплощения слов веры и благочестия была посвящена встреча в издательском отделе УПЦ. Центром этой встречи, конечно же, было первосвятительское благословение главы нашей Церкви, но сегодня можно выделить еще две главные проблемы, обсуждавшиеся в этот день. Первая проблема - чисто организационная Соединение под «одной крышей» и в одном звене триады «писатель - издательство - типография». Не секрет, что часто достойное и нужное произведение так и остается «в столе» (а нынче в компьютере) автора из-за невозможности его опубликования в светских, а также в занятых периодикой и официозом наших, церковных издательствах. Что же касается редакционной политики, альтруизма все-таки не хватает даже в редакциях, позиционирующих себя как «склонные к православной точке зрения», а оплачивать дорогостоящий редакторский труд автор не в силах. Именно поэтому талантливое произведение если и выходит, то мизерным тиражом и в убогом исполнении. Отсутствие единого центра приводит и к тому, что на полках церковных книжных лавок появляются книги, которые под православной обложкой-названием, с архиерейским благословением (!), проповедуют «доморощенное православие», а зачастую и откровенный оккультизм. Издательствам, печатающим нашу литературу, сегодня выгоднее из года в год повторять репринтные выпуски книг позапрошлого и начала прошлого веков или изобретать новые виды молитвословов, которые даже названиями своими («Молитвы для беременных», «Молитвослов для в узах заточенных» и т.д.) говорят о духовной несостоятельности издателей. Современной книги православных авторов практически нет (особенно художественной и публицистической прозы), так как для их выхода нужна редактура, корректура и работа художников, содержать которых могут не все издательства... Есть и еще одна главная составляющая прошедшей в Лавре встречи... Это констатация того, что православная литература - не устоявшийся, одноликий шаблон с запланированными и вполне предполагаемыми сюжетами, за которыми следует известный нравственный вывод, подкрепленный цитатой из Святых Отцов. Подобное отношение к православной книге в последнее десятилетие стало преобладающим. Бесцветные агиографические описания; разнообразные, никем не проверенные факты и предсказания «старцев»; брошюры и многостраничные фолианты с перечнем чудес и знамений - все это результат отсутствия работы с авторами. Повторяется знаменитое евангельское: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46). Априори утверждается, что никто у нас ничего стоящего написать не может. Поэтому и печатаем сомнительных и далеко не однозначных авторов «от христианства», раскачивающих церковный корабль, или составляем сборники «Чудеса в Православии». К чему приводит увлечение псевдоправославными чудесами, хорошо сказал протоиерей Василий Мазур (один из авторов клуба «Омилия»): Катилась медленно слеза, В венке терновом был Спаситель. Искали люди чудеса, А слез Христа никто не видел. Не выравнивать всех в «стадо церковное» Православие разнообразно и многогранно, оно никогда не испытывало «дефицита» талантов. Да и не может испытывать по причине того, что талант есть милость Божия, которая дается Им всякому пришедшему в этот мир. Относиться к человеку, прежде всего, как к источнику греха, видеть в нем всего лишь овцу из общего стада - значит изначально не соглашаться со словами Христа о разнообразии талантов в каждой личности и о необходимости их преумножения. Cледует вести целенаправленную, четкую и постоянную работу с авторами, главное в которой - сопутствие творческому развитию таланта, поиск граней, которые отличают индивидуальность, а не выравнивают всех в одноликом понятии «стадо церковное». Православная книга должна быть интересной, современной, динамичной и востребованной. И сегодня можно найти не один десяток произведений, которых с нетерпением ждут читатели, а они не могут выйти в свет из-за несостоятельности издательской политики, ориентированной на «проверенные варианты» с мытарствами Феодоры и очередным триллером об антихристе. Однажды в Лавре, у Успенского собора, я услышал разговор между экскурсантами Они удивлялись, как может сочетаться такая красота храмов с серой массой, их наполняющей. Почему все хмурые? И действительно, почему не исполняется завет Христов «Радуйтесь!»? Отчего от святоотеческой характеристики Православия как «радостнопечалия» в реальности остались лишь печальность, хмурость и апокалиптическое ожидание? Часть ответов на эти отнюдь не риторические вопросы лежит там, где принимаются решения об издании новой православной книги. В наше время есть все возможности издавать то, что будут спрашивать, искать и читать. И поэтому нужно работать с авторами и решать организационные издательские проблемы. Именно на это мы и получили благословение нашего Предстоятеля. За предоставленный материал благодарим редакцию "Церковной Православной газеты". Опубликовано в №3 (229), февраль 2009 года. Подписной индекс на русском языке - 96137, на украинском - 96145. Автор: Протоиерей Александр Авдюгин | |
|