УКР РУС  


 Головна > Публікації > Церква і суспільство  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 71 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра Мазепа вибори Предстоятелі Помісних Церков постать у Церкві молодь Ющенко забобони Доброчинність автокефалія церква та політика Католицька Церква Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II УПЦ КП українська християнська культура Церква і медицина Вселенський Патріархат Археологія та реставрація іконопис УГКЦ церква і суспільство Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Церква і політика діаспора педагогіка комуністи та Церква розкол в Україні милосердя краєзнавство церковна журналістика Голодомор Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада шляхи єднання Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






И облачения, как поучения, дошедшие до нас через века

  21 січня 2010


Николай Столяров

В Донецком Доме моделей, которому вскоре исполняется полвека, подобных заказов еще не выполняли

Здесь всегда шили то, что диктовала мода, что диктовало время, что отражало тенденции в одежде тех или иных лет, и делали это всегда хорошо, профессионально, со вкусом. Как говорится, положение обязывало, положение и негласный статус законодателя мод в Донбассе, в общем, самого модного Дома мод, да не будет это воспринято как реклама: просто, что хорошо, то хорошо.

Заказ, который тут приняли нынешним летом и который положил в Доме моделей начало возрождению древнего искусства шитья церковной одежды, поразил здешних конструкторов и швей. Нет, не сложностью, не требованиями каких-то изысков, - как раз мастерам Дома моделей к этому не привыкать. Поразил той трепетностью, с которой предстояло взяться за него, той духовной углубленностью, которая должна была сопровождать каждый шов, каждое движение иглы и нитки. На что и благословил их пришедший с заказом священник. А нужно заметить, что недавно Дом моделей в Донецке был чин по чину освящен, окроплен святой водой, в нем прозвучала молитва, призванная стать и охранной грамотой для Дома моделей, и благословением на добрые дела.

Священник принес в Дом моделей свое одеяние, по образцу которого и предстояло сделать его подобие. Мастера удивились: поношено, вытерто в трудах, просто и скромно. Откуда же то почитание и та благоговейность, с которыми священник так относился к нему. И ведь неспроста. Чувствовалось, от души и сердца шло это отношение. Через века пронесли его люди. Само слово «ряса», например, в переводе с греческого обозначает не что иное, как потертая, поношенная одежда. Именно такую носил сам Господь. Из монастырей она пришла ко всему православному духовенству, оставшись символом отрешения от всего мирского.

Нет не просто одежду, не просто очередную модель предстояло освоить в этот раз мастерам

Ее не надевают, в нее облачаются. Отсюда и имя у церковной одежды иное - облачения. И каждое из них имеет соответствующее значение, каждое - по-своему символично. Конструктор Катя Кабакова и технолог Алла Шулякова сначала даже немного растерялись: и работа, казалось бы, не сложна, да свой подход к ней должен быть, в видимой простоте столько непознанной еще глубины, столько смысла, в который нужно обязательно вникнуть.

По трем степеням церковной иерархии священные одежды разделяются на диаконские, священнические и епископские. Ни конструктор Катерина Кабакова, ни технолог Алла Шулякова, несмотря на свое специальное и даже высшее образование, о подобной градации тогда еще ничего не знали. Да и не мудрено: во-первых, искусство делания церковной одежды и сегодня остается еще редким, по-своему уникальным. Понятно, у Церкви есть подобные промыслы, но они немногочисленны. Во-вторых, молодым мастерам и поучиться никогда не грех, а специальные знания будут только в подмогу. И еще, одно благое дело как бы влекло за собой другое - приобщение этих самых молодых мастеров к вечным истинам Церкви. Человеку, а тем более мастеру всегда присуще вдумываться в смысл и значение того, что он делает.

Первым Е. Кабаковой и А. Шуляковой предстояло освоить стихарь. Стихарь - это длинная прямая одежда с широкими рукавами. Она делается из белой материи как напоминание о той чистоте жизни, которую должен вести священнослужитель. Стихарь - прообраз той самой одежды, которую носил Иисус Христос. И тут духовенство как бы подражает ему, как бы следует, берет пример с Господа.

...Крыльями белой птицы распласталось полотно на столе у Кати Кабаковой

Не сразу возьмет она ножницы, не сразу сядет за работу. То же самое Алла Шулякова. Ей предстоит вышитой полосой завершить стихарь, как поэту последней строчкой закончить мысль, как музыканту последней нотой еще раз удивить мир. Вместе с заказчиком Алла долго и тщательно выбирает символы, которые потом будут вышиты иглой. Колосья пшеницы, гроздья винограда, узорочье листвы - вечные знаки, которые сопровождают человека в его служении Богу. И это ничего, что строчку поведет не сама Алла, а современное оборудование Дома моделей, мысль-то вложит в него мастерица, саму идею вложит, да колера подберет, да проверит изготовленное.

Стихарь - первая работа Дома моделей. Потом пошли заказы еще и еще. Пошли из разных храмов и разных мест. Что правда, пока не самые сложные. Сама Церковь как бы присматривается к мастерам, испытывает их, как бы вглядывается в их работу, в сами помыслы. Да и мастера Дома моделей не спешат набрать побольше заказов: в новое дело, как в глубокую реку, они входят постепенно, понимая, как важно осмыслить каждый шаг, понять саму суть облачения священнослужителя, на одежду которого достаточно просто взглянуть, чтобы получить поучение.

Почему, например, она черная? Да потому, что означает покаяние, покой в думах, отсутствие движения страсти, отрешенность от суетного. Почему одеяние это всегда длинно? А ведь и это знаково. Да потому оно длинно, чтобы покрывать все слабости и немощи человека. Каждый вид одежды, даже каждая ее деталь - от пояса до поручей - глубоко символичны и исполнены глубокого смысла. Не надевают их, в них облачаются, не носят, а с их помощью проповедуют.

Разные одежды шьет Донецкий Дом моделей

Детские и взрослые, торжественные и спортивные. Охотно с мастерами Дома сотрудничает целый ряд предприятий. Сам их перечень говорит за себя. Вот фирмення одежда для Донецкой железной дороги, вот обновы для «АВК», вот то, что отличает работников фирмы «Бета-Агро Инвест»... Перечень этот можно продолжить. Будет ли в этом общем ряду церковное шитье? Нет, конечно. И опять-таки, не потому, что в работе оно сверхсложное, не потому, что требует каких-то особых тканей. Нет, вовсе нет. Может быть, дело в уровне подготовки мастеров? - Но и здесь не может быть претензий к ним. Та же Катя Кабакова заканчивает Киевский университет технологий и дизайна, его факультет швейного производства, Алла Шулякова закончила один из специализированных техникумов в Донецке, профессиональный дизайнер и технолог. Несмотря на свою молодость, у них уже немалый опыт, свой взгляд на ту или иную модель, отличные профессиональные навыки, в общем, немало в багаже. И все-таки недостаточно. Церковное шитье потребует особой углубленности, сосредоточенности, той самой духовной работы, без которой не творится ни одно благое дело.

Получится ли у Дома моделей своя школа церковного шитья, свое производство, свой участок зависит, наверное, прежде всего, от старання, стремления и усердия его мастеров, а еще духовных тщений и духовных трудов. Так, чтобы одного взгляда на священное облачение было бы достаточно, чтобы получить дошедшие до нас сквозь века поучения.

Автор: Николай Столяров