УКР РУС  


 Головна > Українські новини > В гостях у редакції  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 87 відвідувачів

Теги
розкол в Україні Президент Віктор Ющенко Церква і влада діаспора Вселенський Патріархат Католицька Церква молодь Києво-Печерська Лавра Мазепа педагогіка милосердя комуністи та Церква УГКЦ УПЦ КП автокефалія Священний Синод УПЦ конфлікти Церква і політика вибори Доброчинність забобони Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко монастирі та храми України секти Предстоятелі Помісних Церков Патріарх Алексій II українська християнська культура Археологія та реставрація постать у Церкві шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика іконопис краєзнавство Церква і медицина церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






Протоиерей Александр Билокур: «Аврора» – это фильм о Чернобыле в человеческой душе»

Протоиерея Александра Билокура знают, прежде всего, те люди, в жизнь которых так или иначе вошел Чернобыль. Для «своего», чернобыльского храма пять лет назад верующие копали котлован вручную, лопатами. Тогда никто даже не мечтал о том, что через 20 лет после трагедии в стране будут отмечать День ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС. Примечательно, что первые мероприятия по этому поводу 14 декабря 2006 года прошли именно в храме на Чернобыльской.

С церковью святителя Феодосия связана и история создания фильма «Аврора», который в течение последних недель шел в кинотеатрах страны. А еще два года назад отец Александр стал представителем Украинской Православной Церкви при международных европейских организациях.

Что может сказать наша Церковь международному сообществу, какие вопросы волнуют сейчас чернобыльскую общину и о чем на самом деле фильм «Аврора» - об этом и многом другом рассказал наш гость в редакции протоиерей Александр Билокур.

Храм в честь покровителя ликвидаторов

- Отец Александр, ваш храм в честь преподобного Феодосия Черниговского считается «чернобыльским». Расскажите, пожалуйста, как вы стали на стезю этого служения?

- В 1986 году, сразу после аварии, жилой массив Беличи начал активно заселяться и застраиваться, сюда прибыло очень много переселенцев из Припяти и Чернобыля, которые стали прихожанами находящейся здесь единственной церкви в честь святого Иоанна Крестителя. Спустя какое-то время ликвидаторы и члены их семей обратились в госадминистрацию с просьбой каким-либо образом увековечить память погибших чернобыльцев. И в 1994 году на пересечении проспекта Победы и улицы Чернобыльской был установлен памятник «І мертвим, і живим, і ненародженим». Освятил его Блаженнейший Митрополит Владимир. С тех пор каждый год 26 апреля кроме традиционных митингов-реквиемов там звучала молитва о тех, кто отдал свои жизни, борясь с последствиями катастрофы.

Тогда же зародилась идея построить часовню. В 1994 году владыка Иоанн, тогдашний викарий Киевской Митрополии, а ныне архиепископ Херсонский и Таврический, освятил место под строительство. Будущему храму решили дать имя в честь святителя Феодосия Черниговского, который считается покровителем ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В 2000-м году образовалась община. 25 апреля 2001 года, как раз в канун 15-летия аварии на ЧАЭС архиепископ Митрофан - тогда только-только поставленный епископ, викарий Киевской Митрополии, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, заложил первый камень в фундамент часовни. Это была первая закладка храма в архиерейской деятельности владыки Митрофана. Тогда же мы начали подавать все необходимые документы в соответствующие органы.

Первоначально планировалось возвести небольшое здание - 3х5 метров, потом стали расширять - 5х7, 9х12... В конечном итоге сделали 15х16, и получился полноценный храм, в котором могут находиться одновременно до 200 человек. Хотя места все равно не хватает.

С 2002 года здесь совершаются богослужения. Потом Блаженнейший благословил нам второй антиминс, и мы стали служить раннюю Литургию, ведь всех желающих наша церковь просто не вмещала.

Среди наших прихожан очень много вдов и инвалидов-чернобыльцев, они составляют костяк общины, поэтому наш храм и называется «чернобыльским».

К 20-й годовщине аварии мы заложили фундамент под колокольню, в которой будет находиться часовня, освященная в честь иконы «Чернобыльский Спас».

14 декабря этого года впервые отмечался День ликвидатора последствий Чернобыльской аварии. Чернобыльцы называют его Днем победы, потому что 14 декабря 1986 года государственная комиссия подписала акт о завершении первого этапа ликвидационных работ и сооружении саркофага. Эти события воспринимаются ликвидаторами как первая победа, потому что последствия аварии были локализованы.

Среди наших прихожан есть люди, связавшие свою жизнь с небом - летчики-испытатели. Перед полетом они обязательно подходят за благословением, а мы, в свою очередь, освящаем технику. Кроме этого пытаемся по возможности помогать, когда возникают какие-то проблемы. Однажды, когда наши «Русланы» задержали в Брюсселе, летчики позвонили мне и попросили помочь.

«Первый съемочный день кинофильма «Аврора» прошел в нашем храме...»

- С вашим храмом связан фильм, снятый недавно в Украине и приуроченный именно к 20-летию Чернобыльской катастрофы...

- Да, это «Аврора». Режиссер ленты Оксана Байрак - православная христианка, посещает наш храм, регулярно исповедуется и причащается. Вообще, к нам ходит очень много телевизионщиков - Марк Гресь, Анна Гресь, Константин Стогний - поэтому наша церковь постоянно попадает в объектив телекамер: то сюжет какой-то снимут, то видеоролик...

«Аврора» - это фильм не столько о самой катастрофе, сколько о Чернобыле в человеческой душе. У главного героя, которого играет Дмитрий Харатьян (а по словам Оксаны, образ имеет реального прототипа - танцора Барышникова), после эмиграции в Америку начался внутренний Чернобыль. Радиация греха разъедала его сущность, он потерял семью, не общался с сыном, стал наркоманом и все больше и больше деградировал. После встречи с девочкой, которая пострадала вследствие Чернобыльской аварии, в его жизни происходит кардинальная перемена. Он видит глаза больного раком ребенка, его светлую чистую душу - и угасающая жизнь девочки помогает ему воскреснуть от духовной смерти, он перерождается.

Так случилось, что первый съемочный день творческая группа «Авроры» решила провести в нашем храме. Сцену венчания сына главного героя снимали первой - так благословил Блаженнейший. Решено было не приглашать актера на роль священника, ведь соприкасаться с алтарем, таинствами и священнодействиями постороннему человеку, пусть даже самому талантливому артисту - несколько неуместно. Так что представлять священнослужителя в фильме «Аврора» попросили меня. Блаженнейший владыка благословил не произносить никаких совершительных возгласов, что мы и сделали.

Актеры попросили, чтобы перед началом съемок мы отслужили молебен. И вот, когда все собрались, Дмитрий Харатьян, с которым я познакомился накануне, подошел ко мне и попросил разрешения зайти в алтарь: свет телекамер, снимавших молебен, мешал ему сосредоточиться на молитве.

- А как давно вы знакомы с Оксаной Байрак?

- Очень давно, она верующий человек и постоянно подчеркивает, что для нее, как для деятеля искусств, самым важным является донести до людей идею спасения души. Она зарабатывает на жизнь, снимая сериалы, а в фильме, подобном «Авроре», реализует себя как творческая личность и верующий человек. К сожалению, в последнее время наше кино все больше начинает копировать западное, забывая, что любое искусство должно учить добру, но эта лента имеет глубокий духовный смысл и подталкивает людей к размышлениям.

- Не кажется ли вам, что фильм не столько о Чернобыльской катастрофе, сколько о борьбе? Например, детская душа пытается преодолеть страшную болезнь...

- Я бы сказал, что фильм о борьбе вообще. Взять этого ребенка - главную героиню, которую играет Настя Зюркалова. Трудно сказать, она больше жертва Чернобыля или болезни духовной, поразившей окружающих ее взрослых.

Мой первый визит был в НАТО...

- У вас есть еще одно направление в служении - международная деятельность...

- Да, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира я являюсь представителем Украинской Православной Церкви при международных европейских организациях.

-  Читатели православных СМИ больше знают о деятельности российского ОВЦС, но ведь такой отдел существует и в Украине. Хотелось бы узнать, чем он занимается, и существует ли какая-то взаимосвязь с аналогичным отделом Русской Православной Церкви.

-  Взаимосвязь, конечно же, есть, так как вся наша международная деятельность, как и взаимоотношения между Поместными Церквами, проходит через ОВЦС. Например, Блаженнейший Митрополит Владимир на свои недавние юбилеи приглашал представителей Поместных Православных Церквей через Святейшего Патриарха Алексия. По Уставу, это единственное, в чем мы соподчинены Русской Православной Церкви. Во всем остальном мы независимы.

В последние два года наш отдел стал осуществлять еще более активную деятельность. Возможно, это как-то связано с активизацией политических процессов в обществе.

- И куда был ваш первый визит?

- В НАТО. Членство Украины в этой организации сегодня является очень дискутируемым. Туда пригласили представителей украинских религиозных организаций: нашей Церкви, а также иудейских, исламских, лютеранских, греко-католических и автокефальных общин. В НАТО Церковь считают идеологообразующей структурой, поэтому иногда ее мнение по некоторым вопросам становится решающим. Во время посещения штаб-квартиры НАТО, встречи с Генеральным секретарем я прошел свое «боевое крещение» в этой деятельности, и у нас завязался довольно-таки серьезный диалог.

Моя дальнейшая работа - больше представительская. Например, я посещаю мероприятия, которые устраивает в Брюсселе Конференция европейских церквей. В эту организацию входят самые влиятельные конфессии.

Также, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, я представлял нашу Церковь на IX-й Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в Бразилии.

Митрополит ставит перед нами задачу создать отдел именно внешних церковных связей. На сегодня продолжается работа над концепцией. Важно, чтобы при отделе были не только представители, которые выезжали бы за рубеж, но также и те, кто мог бы озвучивать обществу официальные мнения Церкви по тем или иным вопросам, давать интервью. Хотелось бы, чтобы отдел также координировал сотрудничество Церкви со СМИ, взаимодействовал с инославными церквами и государственными структурами.

- Какой интерес Церкви участвовать в диалоге с международными европейскими организациями, и как воспринимается Украинская Православная Церковь в Европе?

- Наша Церковь воспринимается с большим интересом хотя бы потому, что представлена на высоком уровне. У европейских организаций есть один важный для нас принцип - они не взаимодействуют с неканоническими структурами.

Конференция европейских церквей является для политических структур консультационным органом. Общаясь с людьми на всевозможных встречах, я заметил некоторую разницу в задачах. Если там, в Европе, основной является защита прав человека (речь идет даже о праве на гомосексуальные браки, женское священство, возможность сексуальных меньшинств занимать руководящие посты в церковных организациях и даже принимать священный сан), то представители Поместных Православных Церквей постоянно блокируют решение этих вопросов. Мы настаиваем, что эти темы не являются поводом для обсуждения на мероприятиях такого высокого уровня. Если мы называем себя христианами, то основой должно быть Евангелие, заповеди, учение Христа.

- Положение Православной Церкви в Украине таково, что нам важно признание и общение с каноническими Церквами во всем мире. Ваш отдел занимается установлением и укреплением таких контактов?

- Безусловно! Во время празднования 40-летия архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Владимира, мы все стали свидетелями встречи в Украине представителей почти всех Поместных Церквей. Мы общаемся, налаживаем контакты и, когда встречаемся за пределами нашей страны, зарубежные владыки уже воспринимают нас как представителей именно Украинской Православной Церкви, вспоминают богослужения, в которых они принимали участие здесь, в Украине.

- Вы были участником заседания Всемирного Совета Церквей в Бразилии в начале этого года. В последнее время мы довольно часто слышим выступления против участия православных в экуменическом движении, и в частности, в деятельности Всемирного Совета Церквей. И тем не менее, иерархи в этом участвуют. Какая польза может быть нашей Церкви от подобных форумов?

- Прежде всего, это координация социальных проектов, а также охрана общехристианских ценностей перед лицом глобализации. Народ православный как говорит? Экуменизм - это объединение всех церквей, что является признаком последних дней. Люди наполняют экуменическое движение каким-то эсхатологическим смыслом.

Насколько я знаю, участвуя в работе подобных международных и межрелигиозных форумов, каждая церковь остается самобытной и ни о каком-либо объединении или слиянии речи не идет. Обязательное условие участия в таком собрании - это исповедание христианского Символа веры, признание Святой Троицы. Существует множество сектантских групп, которые пытаются здесь участвовать, но для них места не находится.

Что касается будущего - будем смотреть, как поведут себя инославные церкви. Если они вернутся к христианским истокам, о которых подчас забывают, то будущее у экуменического движения есть. А если «права» человека и так называемые свободы будут преобладать, думаю, будем с ними расходиться.

В Европе продают культовые сооружения

- Что бы вы могли сказать о духовном состоянии европейского общества? Насколько оно секуляризировано?

- Как сотрудник Отдела внешних церковных связей я сравнительно недавно стал посещать европейские страны. В частности, несколько раз побывал в Бельгии и Чехии. Прогуливаясь по Брюсселю, мы видели шокирующую картину: стоит средневековый храм, а на нем табличка - «Продается». Если вы откроете любую рекламную газету, где есть объявления о недвижимости, обязательно наткнетесь на предложения продать или сдать в аренду храмовое помещение. Правда, этим пытаются воспользоваться православные общины - они берут деньги в долг и выкупают церкви.

Что еще бросается в глаза, например в Брюсселе, так это исламизация. Есть целые кварталы, где очень много представителей ислама. И определяется это не по разрезу глаз или цвету кожи - люди ходят в своих национальных одеждах. Диакон православного брюссельского кафедрального собора рассказывал, что он с одним священником шел по улице, навстречу им попалась группа радикально настроенных последователей ислама. Эти люди приняли православных, в их черных подрясниках, похожих на мусульманские одежды, за своих и поприветствовали определенным образом. Когда отцы ответили, что они христиане, исламисты схватились за камни, и православным пришлось спасаться бегством.

Для христиан Европы становится настоящей проблемой то, что ислам наступает, причем, наступает кардинально. Как мы знаем из статистики, каждую неделю в западных странах закрывается одна христианская церковь и открывается одна мусульманская. Получается, в год возникает более 50 новых исламских общин. Печально, что европейцы так легко уступают христианство последователям ислама. Неужели для жителей Европы христианство уже не является родным, а стало просто элементом культуры или истории?

- На сегодня деятельность украинских представителей при международных организациях больше напоминает молчаливое участие или вам все же удавалось выступить с какими-либо инициативами?

- Перед каждой своей зарубежной поездкой (а их пока было около пяти) я прихожу на прием к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, и он дает мне благословение и рекомендации насчет того, какие интересы нам нужно отстаивать при обсуждении тех или иных вопросов. Например, во время последней встречи в Брюсселе «больные» места - «закрытые» для Церкви двери светских школ и вопросы возвращения Церкви отобранного у нее имущества, - были включены в итоговый документ, который станет «рабочим» для многих европейских парламентских институций, рассматривающий права личности.

20 лет в священном сане

- Скажите, какое направление вашей деятельности ближе всего к сердцу?

- Прежде всего, я - пастырь. Если доживем, то на это Рождество будет ровно 20 лет, как я в священном сане. И храм наш для меня - родной, потому что строили мы его с нуля. Не дерзаю называть себя духовником, но, по милости Божьей, окормляю и детскую воскресную школу, занятия с молодежью, курсы для взрослых. А свою международную деятельность я воспринимаю как послушание, которое нужно исполнять тщательно и во славу Божью.

- Как вы считаете, христианин должен нести ответственность за окружающих людей, за общество и культуру?

- Конечно! Только мы привыкли постоянно ругать тех, кто вокруг нас, и таким образом все больше становимся похожими на фарисеев, которые всех обличают, а себя хвалят. В каждой проповеди я говорю, что не нужно пытаться изменить мир, пусть каждый меняет себя, хотя бы раз в день делает то, чего не хочется, и не делает то, что хочется. Без борьбы с собой в мире ничего не изменится.

Человек, деятельность которого связана с культурой, должен особенно тщательно присматриваться к себе, не пренебрегать моралью и нравственностью ради материального достатка. А когда душа находится в мире с Богом, получает благословение от Господа, тогда-то жизнь и обретает настоящий смысл.

Беседу вели:
священник Андрей Дудченко,
Александр Андрущенко,
Виталий Сидоркин

Подготовила Юлия Коминко