УКР РУС  


 Головна > Українські новини > В гостях у редакції  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 174 відвідувачів






Рейтинг@Mail.ru






Председатель Синодального отдела благотворительности и социального служения протодиакон Сергий Косовский: «Кто приходит сам, тот и честно трудится от души»

  27 березня 2007



Социальная деятельность Церкви - сфера одновременно и старая, и мало известная. В годы советской власти Церкви было запрещено заниматься любой общественной деятельностью. Сегодня, когда уже второе десятилетие Церковь живет свободно, опыта социальной работы все еще катастрофически не хватает. Для того, чтобы помочь церковным приходам заниматься помощью ближним, при Киевской Митрополии создан специальный Синодальный отдел и учрежден благотворительный фонд.

В гостях у редакции «Православия в Украине» - председатель Синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ, кандидат богословия протодиакон Сергий Косовский и директор Всеукраинского благотворительного фонда «Вера. Надежда. Любовь» диакон Иоанн Диденко.

- Отдел социального служения нашей Церкви - один из синодальных отделов, о существовании которых и знают, наверное, немногие. Несмотря на это, ваш Отдел весьма активно работает. Расскажите, пожалуйста, какие проекты существуют в рамках Отдела и насколько широко в них участвует Церковь.

Протодиакон Сергий Косовский: В моей кандидатской диссертации на тему «Социальная доктрина Церкви: современная практика и перспективы» собраны материалы, касающиеся работы нашего отдела. Отдел сегодня курирует программы, которые проводят как приходы, так и благотворительные организации на всей территории Украины. Это проекты разного направления - помощь детям, тяжелобольным людям и алкозависимым, а также домам престарелых. Профинансировано оборудование четырех церковных благотворительных столовых в Одессе, Суммах и Закарпатье... Для нас также важны сегодня образовательные программы.

Социальная работа - это для нас и «старое» дело, но одновременно и новое. Ведь в советское время священникам было запрещено заниматься социальной деятельностью. Очень важно вовлечь в эту работу молодых людей. Сегодня мы читаем спецкурс по социальной работе Церкви в Киевской духовной академии, где рассказываем о практических моментах социальной деятельности. Мы также проводим семинары для священнослужителей . В двенадцати епархиях были проведены семинары по основам проектной деятельности, поиску средств. Мы рассказываем, как правильно написать проект, чтобы суметь получить денежную помощь на его реализацию. На протяжении 2006-го года в наших семинарах приняли участие 350 священнослужителей.

- В этом году проходил конкурс социальных проектов. Сколько проектов поступило на рассмотрение, и сколько из них было принято? Какие, на ваш взгляд, самые лучшие и перспективные?

Диакон Иоанн Диденко: У наших проектов есть четкие рамки: мы не финансируем строительство, миссионерство. Мы финансируем те проекты, которые уже выполняются. Предварительно, когда подаются проекты, мы всем кандидатам советуем зайти на наш сайт и ознакомиться с нашими условиями, потому что если проект будет не соответствовать требованиям хотя бы частично, он не пройдет на рассмотрение. После того, как наши кандидаты подадут нам проекты, мы стараемся собрать их вместе на обучающий семинар. Мы рассказываем, как правильно изложить свои идеи на бумаге, чтобы четко было видно цель проекта, четко прописан бюджет. И затем уже в чистом виде проект подается в правление.

Проблема в том, что проектов подается намного больше, чем мы в состоянии поддержать. Только на 2007 год наш дефицит составил 200 тысяч гривен. Что касается жизнеспособности проектов, бывает такое, что дали деньги, их использовали - и всё, на этом проект закончился. С нашими проектами такого не бывает. Они работают до финансирования, мы укрепляем их потенциал, деньги заканчиваются, но они продолжают работать. Вложение каждой церковной организации намного больше того, что мы даем. Мы даем минимум, чтобы они хоть как-то держались на ногах. И главное - не финансирование дать, а обучить. Чтобы они знали помимо нас, где взять средства, как с общаться с благотворителем, как составить отчетную документацию. Девяносто процентов священнослужителей, с которыми нам приходится общаться, не имеют понятия, как оформлять бухгалтерские документы.

В этом году были очень интересные проекты. Например, центр по реабилитации наркозависимых в Одесской области, где ежегодно проходят реабилитацию около шестидесяти человек. Они попросили средства на печь для выпечки хлеба, и теперь обеспечивают хлебом своих пациентов, а также три села, которые находятся в округе, потому что они очень отдалены от города.

Также в Одесской области один батюшка, который имеет приют и благотворительную столовую, придумал проект, который финансово обеспечивает социальную деятельность. Он выращивает растения для ландшафтного дизайна, и за счет прибыли от продажи содержит благотворительную столовую и приют.

Вот такие проекты - это классический пример хорошего работающего проекта, который будет долго существовать.

- Насколько легко социальные проекты запускаются и начинают жить самостоятельно, без внешней помощи?

Отец Сергий: Конечная цель каждого проекта - стать на ноги, развиться, работать, а иногда даже и зарабатывать. На Западе организаторы благотворительных программ ставят перед собой цель - не просто дать удочку голодному, но и научить его дальше самого ловить рыбу. Теоретически это правильно и нужно, но есть множество людей, которые не в состоянии воспользоваться этой «удочкой». Мы говорим, например, об онкобольных детях и их семьях, о детских хосписах, - какая здесь может быть удочка?! Здесь мы только можем и должны постоянно помогать. Есть иная категория нуждающихся - те, кто возвращается из мест лишения свободы. Нужно организовать этих людей и помочь им войти в нормальную жизнь - такие люди вполне могут «ловить рыбу» самостоятельно. В этом случае принцип «удочки» может работать и срабатывает.

- На чем основывается социальная деятельность Церкви? Ведь призвание Церкви - спасать людей. В Евангелии мы не видим, чтобы Христос сказал: идите и занимайтесь социальной деятельностью. Церковь предлагает путь, ведущий ко спасению. Но, тем не менее, Церковь всегда занималась и помощью ближнему. Как совмещается одно с другим?

Отец Сергий: Но в другом месте сказано, что помогающий своему ближнему, помогает также себе и угождает Богу. На Руси милосердие всегда было неотъемлемой составляющей жизни человека. Таким образом, человек духовно формировался как целостная личность, в его мировоззрение закладывались определенные ценностные ориентиры. Воспитание милосердием делало каждого духовно богаче.

- Нашу Церковь часто упрекают в том, что мы, в отличие, например, от харизматов, не ведем работу с наркозависимыми людьми.

Отец Сергий: Это не так. Об этом просто не говорится широко. В Церкви всегда было так принято, что благое дело нужно делать «втайне». Однако, мы должны сегодня об этом говорить, но не для того, чтобы прославиться, а для того, чтобы показать пример для священников и для мирян Православной Церкви, которые могли бы поучаствовать в этом.

Сегодня Церковь ведет несколько проектов, направленных на работу с наркозависимыми. Например, приход Сорока Севатийских мучеников, где служит отец Николай Беценко. На территории СПИД-центра ведется профилактическая работа. Наш Отдел оборудовал радиоблок для этой больницы. Наркозависимые люди тяжело идут на контакт, им легче бывает принять свидетельство от своих сверстников, которые во многом такие же, как и они, но верующие.

- В протестантской среде бывают такие случаи, что какая-то конкретная церковная организация, приход, занимается исключительно благотворительностью, социальным служением и на это уходят все их силы. На ваш взгляд, каким должно быть место социальной деятельности в жизни христианина?

Отец Сергий: В советские времена, как мы знаем, помощь людям оказывалась только медицинская. Но ведь есть такие люди, например онкобольные и их семьи, которым нужна помощь иного рода. Например, за каждым пациентом хосписа закрепляется целая команда, в которую помимо врача и социального работника входит священник. Это и есть комплексный подход, важный в любом деле. Это именно то, что нужно человеку, которому не в силах помощь одна только медицина. Вообще-то в каждом деле, связанном с социальной работой,  должны объединиться усилия государства и Церкви, именно тогда это можно называть полноценной социальной работой, и именно тогда помощь будет оказана в полной мере.

- Есть ли трудные или спорные моменты в социальной работе? Ведь социальной деятельностью церковь занимается давно, но осмысливать ее и описывать стала совсем недавно.

Отец Сергий: Неоднозначный подход был пару лет назад со стороны священников к людям, инфицированным ВИЧ. Некоторые батюшки (хотя их процент и был невелик), считали, что это кара Божья, и им помогать не надо. Сегодня, слава Богу, такой стереотип преодолевается. Ведь ВИЧ-инфекцию можно получить не только вследствие греха...

- Как вы считаете, всегда и всем ли нужно давать милостыню? Подавать ли милостыню избирательно или же каждому просящему?

Отец Сергий: К подаянию милостыни следует подходить разумно, и подавать тому, кому действительно нужна помощь, чтобы не плодить тунеядство и разного рода спекуляции на этой почве.

- Прихожанам киевских храмов должна быть хорошо известна одна из акций, проводимых вашим отделом - «Свеча милосердия», которая снова проводится в эти пред пасхальные дни. Расскажите, куда направляются средства, вырученные в ходе проведения этой акции?

Отец Сергий: Акцию «Свеча милосердия» мы проводим во второй раз. В этом году она приурочена к 15-летнему юбилею Харьковского собора. Во время проведения этой акции в храмах продаются специальные свечи, небогослужебного использования, а средства, полученные от продажи свечей, используются для проектов, которые курирует наш Отдел. Какие это проекты? Например, священник одного из сел Сумской области обратился к нам с просьбой помочь восстановить в селе дом престарелых. Они всем селом собрались, восстановили стены, крышу, подвели воду, и еще необходимы кровати. В первую очередь нужно помочь тем людям, которые хотят заниматься служением для ближних. 

- К вам обращается много людей с просьбой поддержать их проекты. Как вы отбираете среди них те, которым оказываете помощь? Есть ли среди них такие, которые ваша коллегия считает неосновательными или ненужными?

Отец Сергий: Проектами у нас занимается фонд «Вера. Надежда. Любовь», руководит которым непосредственно отец Иоанн Диденко. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, по инициативе УПЦ и отдела благотворительности создан координационный комитет по межцерковной помощи в Украине. В него вошли представители разных церквей. Сегодня он преобразован в фонд «Вера. Надежда. Любовь», в который вошли представители от Украинской Православной Церкви, а также от Католической, Лютеранской и Реформатской Церквей. От них по одному представителю, от нашей - три. Вот эти люди занимаются проектами, которые к нам поступают. Единственное условие: мы не финансируем проекты строительства. Обычно мы финансируем проекты по приобретению оборудования, бытовых вещей. Для нас важно сегодня иметь новые инициативы.

- По долгу службы вам наверняка приходится общаться с разными государственными и общественными организациями. Всегда ли охотно они идут вам навстречу, случается ли непонимание на основании того, что мы - Церковь Московского Патриархата?

Отец Сергий: В отношениях с государственными организациями никаких сложностей не возникает, их представители всегда идут навстречу. Мне кажется, что они себя неловко чувствуют перед своими заграничными партнерами, если не сотрудничают с Церковью. По просьбе Министерства здравоохранения нами был даже разработан проект о паллиативной помощи. Этот проект был одобрен как Предстоятелем Церкви, так и министром здравоохранения, и сейчас начинает работу на базе академии последипломного образования врачей. Главная цель этого проекта - чтобы священник беспрепятственно мог прийти в больницу.

Что касается межконфессиональных отношений, я бы сказал, что социальная деятельность - это та область, в которой различные церкви могли бы объединиться.

- Могут ли быть подобные проекты с УПЦ КП, например, или это принципиально недопустимо?

Отец Сергий: В рамках нашей организации мы имеем возможность трудиться вместе с представителями тех Церквей, которые я назвал ранее.

- А что является конечной целью социальной миссии? Помочь ближнему или привести человека ко Христу?

Отец Сергий: Как православный человек, я мог бы сказать, что цель - это привести человека к Богу. Но думаю, что если перед нами - человек, который нуждается в помощи, мы не должны спрашивать, из какой он церкви, не должны ставить его обращение в веру условием получения помощи. Этот вопрос нас должен меньше всего волновать.

- Есть проекты, которые вы проводите с другими Синодальными отделами?

Отец Иоанн: Совместно с молодежным отделом мы устраиваем рождественские елки для детей, КВН. Когда мы выезжаем на епархии, мы затрагиваем молодежные вопросы, вопросы тюремного служения и вопросы взаимодействия с вооруженными силами, а также вопросы внешних церковных сношений (потому что часть средств у нас идет из-за рубежа). Очень тесно сейчас сотрудничаем с Отделом по взаимодействию с Вооруженными силами. Мы стараемся подключить другие Синодальные отделы к нашей деятельности, чтобы дать им возможность выйти на более высокий уровень своей работы.

- Существует ли что-то подобное нашему Синодальному отделу благотворительности и социального служения в других конфессиях?

Отец Иоанн: Что касается других конфессий, в том числе и раскола, то везде есть отделы благотворительности, или диаконии. Мы общаемся с этими людьми, опытом не делимся, но информацией обмениваемся.

- Отец Сергий, сколько, на ваш взгляд, молодых священников готовы в будущем заниматься социальной деятельностью?

Отец Сергий: Несколько студентов духовных школ принимают участие в социальной деятельности. Дело в том, что ко всякому делу человека назначить и приставить невозможно. Наш спецкурс по социальной практике полезен будет для всех, а вот придут работать те, кому это интересно. Кто приходит сам, тот и честно трудится от души.

Отец Иоанн: Мы готовим к изданию методическое пособие для преподавателей духовных учебных заведений Украины, чтобы они могли ввести у себя спецкурс по социальной работе как факультатив. На сегодняшний день мы получили подтверждения от трех семинарий и училищ, которые готовы ввести этот курс у себя с сентября 2007 года. Наши сотрудники в течение года ездили по всем учебным заведениям и преподавали эти факультативы на разные темы, начиная от помощи ВИЧ-инфицированным заканчивая основой социальной работы. У нас очень много откликов студентов, которые просят ввести этот курс в учебную программу, чтобы преподаватели приезжали и читали лекции.

- Приходят ли в отдел обычные люди, так сказать, с улицы, чтобы послужить социальной деятельности? Для какого рода деятельности, в какой сфере нужны помощники и куда им следует обращаться?

Отец Сергий: Да, мы готовы их научить тому, что умеем, обязательно учитывая, на какой проект человек хочет направить свои усилия. Такие люди для нас очень важны, мы проводим для них специальные семинары и тренинги. Обращаться можно в наш Синодальный отдел благотворительности и социального служения. Нужны помощники, например, в дома престарелых, а также для сельскохозяйственных работ. Более точно можно навести справки непосредственно у сотрудников отдела по телефону (044) 417-89-78.

Беседу вели свящ. Андрей Дудченко, Александр Андрущенко.

   


Протодиакон Сергий Косовский

Протодиакон Сергий Косовский


Диакон Иоанн Диденко

Диакон Иоанн Диденко