УКР РУС  


 Головна > Публікації > Зруйновані храми  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 77 відвідувачів

Теги
Церква і політика Доброчинність монастирі та храми України шляхи єднання українська християнська культура іконопис Президент Віктор Ющенко церковна журналістика забобони розкол в Україні Ющенко УПЦ КП Патріарх Алексій II Церква і влада Археологія та реставрація вибори педагогіка церква та політика Предстоятелі Помісних Церков 1020-річчя Хрещення Русі Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство краєзнавство Вселенський Патріархат Католицька Церква діаспора автокефалія Церква і медицина Священний Синод УПЦ Голодомор комуністи та Церква УГКЦ секти конфлікти Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) постать у Церкві молодь милосердя Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






Раньше церковь — под клуб, а теперь клуб — под церковь



Диакон Георгий Скубак

Нынешнее село Песчанка, а некогда слобода, в давние времена являлась частью недвижимого имущества и достояния Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря и была поселением подданных вотчинников обители. Оно образовалось, отделившись из монастырских слобод - Чернечей и Орловщины.

Благочестивая жизнь монашествующей братии и плодородные земли Присамарья привлекали внимание людей к монастырским дачам, в частности в Песчанку. К 1782 г. в монастырской деревне насчитывалось уже около 700 жителей. Как пишет епископ Феодосий (Макаревский) в своем фундаментальном исследовании по истории Екатеринославской епархии: «Монастырское начальство внимательно следило за духовно-нравственным положением своих слобожан и не оставляло без удовлетворения их духовные, священные, заветные нужды и религиозные потребности».

22 июля 1785 года, еще до постройки храма, для духовного окормления местных жителей в Песчанке был рукоположен из Киевской епархии первый священнослужитель - иерей Пантелеимон Покорский. Через два года игумен обители увидел необходимость и возможность устроить в слободе новый храм и организовать новый, самостоятельный приход. Дело в том, что к тому времени в Самарской обители уже завершили строительство главного, каменного храма в честь святителя Николая. Следствием этого разобранный деревянный храм пришел в ненадобность. Поэтому наместник монастыря иеромонах Феофан у епархиального начальства просил разрешения на перенос деревянного храма в Песчанку.

Архиепископ Екатеринославский и Херсонес-Таврический Амвросий (Серебрянников) своим указом благословил переместить из Самарского монастыря Свято-Николаевский деревянный храм в монастырскую слободу Песчанку и воздвигнуть его на удобном месте. Также владыка поддержал общее согласие прихожан о переименовании храма в честь Архангела Михаила и прочих Небесных сил. 7 ноября 1787 года наместник обители освятил место. В течение полтора лет храм был полностью благоустроен и 24 февраля 1789 года в первую субботу Великого поста настоятель монастыря иеромонах  Феофан торжественно освятил новоустроенный Архангело-Михайловский храм.

По свидетельствам старожилов, этот прекрасный деревянный храм украшал поселение до конца 30-х годов XX столетия. Сохранились даже его фотографические изображения: одно - любительское, другое - вырезка из газеты с небольшой статьей (приблизительно середины 30-х годов). С приходом советской власти в адрес верующих были направлены резкие требования - колокола храма отдать на переплавку, а само храмовое здание передать для использования в качестве клуба.

В конце 30-х годов храм был разрушен. Село оставалось без духовного окормления до середины 40-х годов, когда власти дали разрешение на проведение богослужений в сохранившемся помещении для крещения. Но в хрущевские гонения службы прекратились и там. Здание было разрушено.

В 1997 году община начала свое возрождение. По благословению архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея, в праздник Благовещения в переданном местными властями здании бывшего клуба было совершено первое богослужение. С тех пор службы в храме не прекращались.

На сегодня, благодаря усилиям молодого священника Александра Спичака и его мудрому сотрудничеству с благотворителями, утерянная святыня возрождается.