УКР РУС  


 Головна > Публікації > Зруйновані храми  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
Києво-Печерська Лавра Священний Синод УПЦ краєзнавство УГКЦ автокефалія конфлікти Церква і влада Патріарх Алексій II милосердя молодь Католицька Церква секти Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика педагогіка монастирі та храми України українська християнська культура Мазепа забобони Ющенко розкол в Україні Голодомор Президент Віктор Ющенко церковна журналістика іконопис Археологія та реставрація вибори Церква і медицина УПЦ КП діаспора 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність шляхи єднання Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков постать у Церкві комуністи та Церква церква і суспільство Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






Родоначальник кафедральных соборов Днепропетровска

Казанская соборная икона, находящаяся в Днепропетровске

Казанская соборная икона, находящаяся в Днепропетровске

Диакон Георгий Скубак

В нынешнем году исполнилось 220 лет со дня открытия первого храма Екатеринослава, который был освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Его уже давно нет, но история отвела ему неповторимую роль - он стал родоначальником двух кафедральных соборов Днепропетровска.

Также в этом году верующие вспоминают скорбную дату - 70 лет назад был варварски разрушен один из красивейших храмов города, Вознесенский, именуемый в народе Казанской церковью.

Пресвятая Богородица в среде славянского народа пользуется особым беспримерным почитанием. Среди множества иконографических образов Божьей Матери Вселенского Православия особой любви верующих удостоилась Казанская икона. На сегодня уже не является секретом, что в судьбе многих городов Святой Руси этот чудотворный образ сыграл особую, даже решающую роль, ведь Казанская икона - это незыблемое напоминание о милости Богородицы к нашей земле, о заступничестве Ее за наше Отечество в тяжелейшие годы. Просвещение Христовым благовестием Казани и Восточной России, спасение Москвы и всей России от поляков в смутное время междоусобиц (XVII век). Уходя на войну с французами, фельдмаршал М.И. Кутузов молился перед этим образом о даровании победы, и Божья Матерь не отвергла возложенного на Нее упования.

Особую помощь Казанская икона явила в тяжелейшее время Великой Отечественной войны - после крестных шествий с этим чудотворным образом в городах, находившихся в окружении и блокаде, наступал переломный момент. В Харькове храм Казанской иконы Богородицы тоже находится под особым покровом - несмотря на изощренные попытки большевиков этот храм, единственный действующий в городе, в советское время так и не был закрыт. И таких примеров множество.

Наверное, не будет ошибочным утверждение, что многие города Святой Руси могут похвалиться особым заступничеством Божьей Матери через Ее Казанский образ. В этом вопросе Днепропетровск тоже не является исключением. Дело в том, что первым храмом губернского города Екатеринослава - нынешнего Днепропетровска - является храм именно в честь Казанской иконы Божьей Матери, который впоследствии явился родоначальником и предтечей кафедральных соборов - Свято-Успенского, а затем и Свято-Троицкого.

Вот что по этому поводу мы можем найти у одного из историков-епископов - Феодосия (Макаревского) в его фундаментальном труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия». Описывая генезис слободы под названием Половица, которая в то время занимала территорию современного Днепропетровска на правом берегу Днепра от нынешнего железнодорожного вокзала до парка им. Т. Шевченко, владыка Феодосий приводит очень интересные факты.

Успенский собор

Успенский собор

Оказывается, 11 июля 1781 года по инициативе бывших запорожцев Лазаря Глобы, Игната Каплуна, Андрея Мандрыки, Данилы Касалапа в Половице, которая уже насчитывала 125 дворов и полторы тысячи человек населения, началось строительство нового храма. По благословению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора (Феотоки) было определено устроить храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Возведение церковного строения было возложено на мастера из села Каменского Данилу Деревянко. Завершенный летом 1783 года храм так никогда и не был освящен - за несколько дней до торжественного события на праздник Преображения по неизвестной причине загорелся купол. Строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось и за несколько часов от двухлетнего кропотливого труда и жертв прихожан осталось только пепелище.

В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве храма, но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении на ее место города Екатеринослава, решили повременить. В скором времени слухи подтвердились. Но все же жители Половицы успели в 1786 году освятить временный молитвенный дом во имя Казанской иконы Божьей Матери, ставший первым храмом нового города. «Так, - восклицает историк, - в древней славной Половице установился свой собственный, самостоятельный приход! Так положено основание нынешнему губернскому городу Екатеринославу!»

Через пять лет, 15 января 1791 года в Екатеринославе освятили первый городской храм, который тоже был наименован в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы. Иконостас и храмовую утварь перенесли из упраздненного молитвенного дома. На самом деле, новый храм был не так уж и нов. Здание, построенное еще в 1780-81 годах для костела Екатеринослава-I (Кильченского), всего лишь перенесли в новый город. Перенесли, потому что на строительство нового храма не хватало средств, а Казанский молитвенный дом, оставшийся в наследство от Половицы, пришел в полную ветхость.

Казанский храм, который располагался на месте современного дома по площади Демьяна Бедного, 1, тоже планировали как временный. Ведь ни по размерам, ни по архитектуре он не подходил столичному городу. Поэтому простоял он недолго. Уже в 1796 году недалеко от Казанского храма на месте, назначенном известным архитектором Иваном Старовым, начали возведение новой деревянной - Свято-Успенской - церкви. Строили ее быстрыми темпами и в июле 1797 года к митрополиту Екатеринославскому и Херсонес-Таврическому Гавриилу (Бодони) уже поступил отчет о том, что «ныне наружною постройкою и внутренними частями, как-то: престолом, жертвенником, горным седалищем и иконостасом окончена и к священнодействию в ней все имеется».

Вознесенская церковь

Вознесенская церковь

В 1797 году после освящения деревянного Успенского храма перед местными властями встал вопрос о дальнейшей судьбе его предшественника - Казанского храма. Решился он быстро. Уже 18 октября того же года на полугорье на Большой Привозной площади освятили место, но храм решили переименовать во имя сошествия Святого Духа. Сейчас на этом месте красуется монументальный Свято-Троицкий кафедральный собор - главный храм города.

Так Казанский храм канул в вечность, но в истории епархии он навсегда останется великим храмом, потому что именно из него ведут свою родословную Успенский и Троицкий соборы - два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили архиерейскими кафедрами.

Но, так или иначе, название «Казанская» не исчезло с карты города: сначала оно перешло к улице Казанской (ныне - Карла Либкнехта), а позднее и к целому району, который находился выше по этой улице и в народе именовался «Новыми планами» («планами» назывались свободные участки земли, которые после планировки городское правительство продавало жителям). Именно здесь, на вершине второго из трех холмов, на котором построен Днепропетровск - холме святой Варвары - в 1916 году и был воздвигнут новый величественный храм для увековечивания великого подвига русской армии и ее доблестных солдат Первой мировой войны.

Новый храм освятили в честь Вознесения Господня, но в народе за ним укрепилось стойкое наименование по названию улицы, на которой он был расположен - «Казанская церковь». Примечательно, что другая улица, образующая перекресток с Казанской, носила название храма - Вознесенская.

По проекту А. И. Миклашевского храм был возведен в неовизантийском стиле, благодаря чему выделялся своей оригинальностью и неповторимой красотой среди всех храмов Екатеринослава. По своему строению он был похож на Свято-Владимирский собор в Киеве. Венчал храм один внушительных размеров купол и четыре полукупола с каждой стороны здания, которые были необыкновенно богато украшены лепкой и позолотой. В тоже время, для удобства верующих горожан от вокзала к храму была проложена новая трамвайная линия, которая действует и в настоящее время.

Вознесенская (Казанская) церковь была одним из последних храмов дореволюционной эпохи. К величайшему сожалению, ее судьба оказалась непродолжительной. После революционных событий 1917 года она была закрыта большевиками. Через двадцать лет после ее освящения, в 1936 году, воинствующие безбожники-вандалы взорвали один из красивейших храмов города. Все, что осталось от него, использовали как строительный материал. До настоящего времени сохранились лишь некоторые обломки иконостаса, который был изготовлен из дорогих сортов фарфора, пышно украшенный позолотой и напрестольный крест, которые ныне как реликвия сохраняются в шестом зале Днепропетровского исторического музея им. Д. И. Яворницкого.

Главной святыней Вознесенского храма была Казанская икона Божьей Матери. После разрушения храма в годы гонений она была перенесена в Свято-Троицкий собор, в котором до сих пор и находится. Интересен факт: в память о том, что древний Казанский храм явился родоначальником кафедрального собора, правый придел последнего освящен именно в честь Казанского образа.

В 1923 году улица Казанская была переименована в честь лидера немецких коммунистов Карла Либкнехта, хотя он не имел никакого отношения не только к нашему городу, но и вообще, к Украине.

В настоящее время место, где находился Вознесенский храм - на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Героев Сталинграда - полностью перестрочено, и уже ничто не напоминает о том, что здесь когда-то был Дом Божий. Для того, чтобы восстановить храм в его первозданном виде, нужно перенести конечные остановки трамваев и бокс для их ремонта, полностью перестроить дорогу, провести первичные археологические раскопки для определения точного расположения фундамента... Но, к огромному сожалению, на сегодня эта задача остается неосуществимой.